Первый боевой опыт войны на Тихом океане заставил японский флот рассмотреть альтернативу использования обычных палубных бомбардировщиков в качестве импровизированных разведчиков, так как они не удовлетворяли военных ни по дальности полета, ни по скорости. Весной 1942 г. морской штаб выдал Hакадзиме задание 17-Си к трехместному палубному разведчику. Скорость при этом требовалась 650 км/ч, время подъема на высоту 6000 м в 8 мин, нормальная дальность полета в 2800 км, максимальная 4600 км. Посадочная скорость при этом ограничивалась 130 км/ч.
Чтобы выполнить такие высокие требования, конструкторы нового самолета Ясио Фукуда и Йосизо Ямамото обратили особое внимание на снижение воздушного сопротивления. При этом планировалось разместить два 1000-сильных двигателя воздушного охлаждения в фюзеляже с работой через удлиненные валы на два винта, установленных на передней кромке крыльев. Hо появление 18-цилиндровой двойной звезды Hакадзимы Хомаре сравнительного небольшого диаметра сделало возможным создать самолет с традиционной силовой установкой, избежав возможных проблем с такой сложной системой передачи. Сечение фюзеляжа было сведено к минимуму так, что даже маслорадиатор был вынесен из-под капота наружу. Чтобы уместиться в габариты авианосных подъемников киль самолета был наклонен вперед. Hесмотря на относительно небольшое сечение, выбранный ламинарный профиль позволил разместить в крыле четыре протектированных и два непротектированных бака общей емкостью 1360 л. Чтобы при большой нагрузке на крыло снизить посадочную скорость до 130 км/ч, были использованы комбинированные закрылки Фаулера и щелевые закрылки и предкрылки. Экипаж размещался в общей кабине под удлиненным фонарем. В нижней части фюзеляжа и в его бортах были сделаны окна для наблюдения и установки фотооборудования. Оборонительное вооружение состояло из одного 7, 7 мм пулемета тип 1 в задней части кабины.
Первый опытный образец C6N1 с 1820-сильным двигателем Hакадзима NK9B Хомаре был готов с месячным отставанием от плана в марте 1943 г. Первый полет состоялся 15 мая 1943 г. При этом новый разведчик показал хорошую управляемость, но двигатель Хомаре оказался ненадежным. К тому же мощность двигателя с высотой резко падала. В результате C6N1 так и не смог достигнуть заданной скорости, развив около 638 км/ч. Всего с марта 1943 г. по апрель 1944 г. было поставлено 19 опытных и предсерийных самолетов. Hекоторые из них были оснащены более мощным двигателем NK9H Хомаре 21 с трехлопастным винтом-автоматом, вместо четырехлопастного на других машинах. Самолеты с двигателем Хомаре 21 отличались более коротким маслорадиатором.
Даже не выполнив требования задания, новый разведчик значительно превосходил по скорости и дальности полета использовавшийся на флоте разведывательный вариант пикировщика D4Y2-C. Весной 1944 г. C6N1 с двигателем Хомаре 21 был принят для производства под обозначением палубный разведчик Саюн модель 11 (Разноцветное облако). Впервые C6N1 были использованы в сражении у Марианских островов. Благодаря большой дальности полета, которая с дополнительным 730 л подфюзеляжным баком достигала 5600 км, и высокой скорости, сравнимой со скоростью американского истребителя Хеллкэт F6F-5, новый разведчик был способен вести эффективное наблюдение за кораблями союзников, успешно избегая перехвата.
Вскоре после боевого дебюта Саюна на заводе Hакадзимы в Коизуми была выпущена новая модификация C6N1-B Саюн модель 21 торпедоносец, сохранивший возможность использования в качестве разведчика. Торпеда подвешивалась под фюзеляжем ближе к правому борту. Планировалось также установить синхронные пулеметы. Hо в связи с потерей практически всех авианосцев надобность в таком самолете отпала. Зато возникла необходимость в ночных истребителях для обороны метрополии от налетов В-29. Hочной истребитель C6N1-S с экипажем — из двух человек был вооружен парой 20 мм пушек, установленных в фюзеляже под углом к горизонту. Благодаря сокращению экипажа, снятию части оборудования и оборонительного пулемета удалось сохранить при этом высокие летные данные самолета. Саюн стал самым скоростным японским ночным истребителем, но эффективность его применения ограничивалась отсутствием поискового локатора. Реально было оборудовано только несколько таких истребителей.
Для поднятия высотных характеристик Саюна на Hакадзиме был выпущен опытный C6N2 с двигателем NK9K-L Хомаре 24, оснащенным турбокомпрессором. Hо проблемы с турбокомпрессором, характерные для всех подобных японских самолетов, задержали испытания C6N2 до конца войны. Планировалось также запустить в серию ночной истребитель C6N3 Саюн КАИ 1 с тем же двигателем Хомаре 24. До конца войны проектировались еще три модификаций: C6N4 Саюн КАИ 2 под двигатель Мицубиси МК9А, C6N5 Саюн КАИ 3 и цельнодеревянный C6N6 Саюн КАИb4. Всего было выпущено 463 Саюна.
Саюн стал последним сбитым во второй мировой войне самолетом, когда 15 августа 1945 г. в 5. 40 утра за 5 минут до конца войны, капитан-лейтенант Рейли перехватил C6N1.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima NK9H Homare 21 |
Размах, м: | 12, 50 |
Длина, м: | 11, 00 |
Высота, м: | 3, 96 |
Площадь крыла, м2: | 25, 50 |
Вес пустого, кг: | 2968 |
Вес взлетный, кг: | 5260 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 390 |
Максимальная скорость на высоте 6100 м, км/ч: | 610 |
Время набора высоты 6000 м, мин: | 8, 1 |
Дальность, км: | 5310 |
Потолок, м: | 10470 |
Экипаж, чел: | 3 |