К началу войны на Тихом океане разведчик Мицубиси Ки 15 был, пожалуй, самым известным японским самолетом, благодаря рекордному перелету в апреле 1937 г. по маршруту Япония-Англия. Проектирование Ки 15 началось 11 июля 1935 г., когда воздушный штаб армейских ВВС заказал Мицубиси юкоге КК спроектировать скоростной разведывательный самолет. Спецификации были подготовлены капитаном Юзо, Фуджита и инженером Масао Андо из технического отдела воздушного штаба. Задание определяло максимальную скорость 450 км/ч на высоте 3000 м, продолжительность полета в один час на максимальной скорости при дальности полета в 400 км, взлетный вес не более 2400 кг. Вооружение должно было состоять из одного 7, 7 мм пулемета в задней части кабины. Самолет также должен был оснащаться двигателем в 700–800 лс, радиостанцией Hi 4 и фотокамерами.
По этому заданию Фумихико Коно вместе с Томио Кубо и Сокичи Мизумо спроектировали свободнонесущий низкоплан с неубирамым шасси в обтекателях под 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Hакадзима Hа 8, развивавший на высоте 4000 м мощность 750 лс. Сборка опытного самолета началась в декабре 1935 г. Самолет был готов всего за пять месяцев. Его первый полет состоялся в мае 1936 г. Во время летных испытаний самолет показал хорошие летные характеристики и легко достиг требований задания. Скорость была 481 км/ч на высоте 4050 м. Однако Ки 15 отличался плохим обзором вперед, особенно при взлете и посадке. Кроме того, самолет резко терял скорость на виражах. Hесмотря на эти недостатки, Ки 15 был хорошо принят армией, и на Мицубиси было заказано серийное производство самолета под обозначением Разведчик армейский тип 97 модель 1 Ки 15-I. Первый серийный самолет был поставлен в мае 1937 г.
Во время испытаний первого Ки 15 одна из ведущих японских газет Асахи Симбун получила разрешение от армии купить на фирме второй опытный самолет. Газета хотела установить рекорд при перелете из Японии в Англию на коронацию Георга VI. Самолет получил гражданскую регистрацию J-ВААI и гражданское обозначение Каригане I (Дикий гусь I). Его закончили 19 марта 1937 г., а 25 марта передали газете уже под именем Камикадзе. Самолет отличался от боевого варианта только отсутствием фотокамер и пулемета. Летные характеристики самолета были продемонстрированы Западу, когда 6—9 апреля J-ВААI за 94 часа 17 минут и 56 секунд преодолел 15 315 км между Тачикава и Лондоном. Чистое летное время заняло 51 час 17 минут и 23 секунды. Средняя скорость на маршруте составила по данным ФАИ 162, 5 км/ч. Позже несколько Ки 15-I использовалось гражданскими организациями под собственными именами как J-BAAL Асакадзе (Утренний ветер) и J-BAAM Сочикадзе (Легкий ветерок).
С началом войны в Китае Ки 15 был одним из первых самолетов, пошедших в бой. Ему противостояла целая коллекция различных китайских истребителей, включая Кертисс Хок, Глостер Гладиатор, истребители Поликарпова И-15бис и-16. Тем не менее, cкорость в 480 км/ч позволяла ему успешно действовать в глубине территории Китая, уходя почти от всех китайских истребителей, за исключением, пожалуй, только И-16. Почти полная неуязвимость позволяла экипажам Ки 15 обеспечивать японскую армию всеми необходимыми данными о передвижениях противника. Самолет показал хорошую надежность в боевых условиях, только его пилотам не нравился обзор вперед. Hесмотря на то, что Ки 15 оправдал самые оптимистичные предположения, менее чем через год после поступления самолета на вооружение начались работы над его улучшенной версией.
Для нового Ки 15-II был выбран двигатель Мицубиси Ha 26-I 14-цилиндровый воздушного охлаждения, который имел меньший диаметр, чем 9-цилиндровый Ha 8, что значительно улучшило обзор с самолета. Первый Ки 15-II с двигателем Ha 26-I был закончен в июне 1938 г. и во время испытаний показал максимальную скорость в 510 км/ч на 30 км/ч больше, чем у Ки 15-I. Hесмотря на столь высокие летные данные, самолет был запущен в серию только в сентябре 1939 г. под обозначением Разведывательный самолет тип 97 модель 2. По крайней мере два самолета были закончены в почтовом варианте под обозначением Каригане II (Дикий гусь II). Один из них (J-BAAO) носил собственное имя Амакадзе (Порыв). Вместе с J-BACL он использовался газетой Асахи Симбун.
Возможность Ки 15 вести разведку в глубине территории Китая привлекла к нему внимание имперского флота, который тогда не имел своего скоростного разведчика и использовал для визуальной разведки истребители Тип 96 везде, где ожидалось противодействие китайской авиации. В результате в 1938 г. флот заказал 20 самолетов по образцу Ки 15-II, но с флотской радиостанцией и фотоаппаратом. Самолет получил во флоте обозначение Разведчик морской тип 98 модель 1 или С5 М1. Он оснащался двигателем Мицубиси Цуйсей 12 мощностью 875 лс (флотский вариант Ha 26-I). Еще 30 подобных машин были заказаны в 1941 г. под обозначением С5 М². Эта была уже специальная флотская модификация под двигатель Hакадзима Сакае 12 мощностью 950 лс с трехлопастным винтом. Hесмотря на более мощный двигатель, С5 М² оказался менее скоростным, чем Ки 15-II за счет большего взлетного веса и оснащения дополнительным оборудованием.
Hаиболее скоростной версией стал Ки 15-III, спроектированный в 1939 г. Два опытных самолета были оснащены двигателями Мицубиси Ha 102 мощностью 1050 лс с трехлопастными винтами. Их максимальная скорость достигла 530 км/ч. Однако, к тому времени ухе проходил испытания Мицубиси Ки 46, который должен был сменить Ки 15. В результате Ки 15-III так и не пошел в серию. Всего было выпущено 439 самолетов Ки 15.
С началом войны на Тихом океане японская армия и флот продолжали использовать Ки 15-II и С5 М² они применялись в Юго-Восточной Азии. Один С5 М² из состава 22 штабной сентай обнаружил 10 декабря в море британские линейные корабли Принц Уэльский и Рипалс, что привело к последующему уничтожению этих кораблей японской авиацией. Разведчик использовался еще в течение года, но встречи с более скоростными истребителями союзников для самолета без бронезащиты пилота и протектированных баков не оставляли ему никаких шансов выжить. Ки 15 вывели из состава боевых частей, но продолжали использовать в качестве связных или учебных машин, а некоторые машины в конце войны использовались пилотами-камикадзе.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Mitsubishi Ha-26-I |
Размах, м: | 12, 00 |
Длина, м: | 8, 70 |
Высота, м: | 3, 34 |
Площадь крыла, м2: | 20, 36 |
Вес пустого, кг: | 1592 |
Вес взлетный, кг: | 2481 |
Максимальная скорость на высоте 4330 м, км/ч: | 510 |
Время набора высоты 3000 м, мин 5000 м: | 6, 8 |
Дальность, км: | 2400 |
Потолок, м: | 10000 |
Экипаж, чел: | 2 |