В начале 1980 года конструкторы «Эйрбас Индастри» начали исследования узкофюзеляжных пассажирских самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости. Были предложены проекты SA1, SA2 и SA3, все с 2 двигателями CFM56, но с различными фюзеляжами. После всестороннего анализа к дальнейшей резработке были приняты проекты SA1 (для перевозки 130–140 пассажиров) и SA2 (удлинённый с салоном на 150–160 мест). В феврале 1981 года первому варианту присвоен индекс A-320-100, а второму — A-320-200. Позже вместимость обоих самолётов была установлена в 150 пассажиров, а отличаться они стали дальностью полёта.
Рабочее проектирование A-320 началось в марте 1984 года. Он стал первым в мире пассажирским самолётом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, полностью изготовленным из композиционных материалов. В 1986 году был изготовлен первый прототип с двигателями Дженерал Электрик CFM56-5A1. 14 февраля 1987 года он впервые был представлен публике в Тулузе, а 22 февраля поднялся в небо. В конце февраля 1988 года самолёт был сертифицирован в Европе, а в декабре — в США. В марте 1988 года первый серийный A-320-100 поступил в авиакомпанию «Эйр Франс».
А-320 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 3,95 м). Крыло стреловидное (28° по линии четвертей хорд). На концах консолей крыла установливались небольшие стреловидные шайбы. Механизация крыла состоит из двухсекционных щелевых закрылков и элеронов. Шасси убирающееся, трёхопороное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД CFM56-5A1, расположенных на пилонах под крылом. Самолет оснащён цифровым комплексом авионики EFIS (разработка французской фирмы «Tомсон-CSF»). Информационное поле кабины пилотов построено с использованием 6 цветных многофункциональных дисплеев. Существует несколько вариантов компоновки пассажирского салона.
Серийное производство A-320 продолжается. К концу 2006 года изготовлено более 2880 самолётов. В 2007 году окончателная сборка A-320 перенесена на завод в Гамбурге. По лицензии выпускается в Китае на заводе компании FALC. Поставляется авиакомпаниям Великобритании, Индии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Киргизии, Китая, Коста Рики, Нидерландов, США, ФРГ, Швейцарии, Югославии. В России самолёты A-320 эксплуатируются в авиакомпаниях «Аэрофлот», «Владивосток Авиа». 19 декабря 2003 года подписано соглашение о производстве элементов фюзеляжа A-320 на Нижегородском и Иркутском авиазаводах. В декабре 2005 года к ним присоединился Воронежский завод.
Летно-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 ТРДД CFM International CFM56-5-A1 |
Размах крыла, м: | 34.09 |
Длина самолета, м: | 37.57 |
Высота самолета, м: | 11.76 |
Площадь крыла, м2: | 122.60 |
Масса, кг: | пустого снаряженного самолета — 41800 максимальная взлетная — 73500 |
Тяга, кгс: | 2×11320 |
Максимальная скорость, км/ч: | 925 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 900 |
Практическая дальность, км: | 4900 |
Практический потолок, м: | 11275 |
Экипаж, чел.: | 2 |