В декабре 1937 г. Кавасаки Кокуки Кого КК получила заказ на двухдвигательный легкий бомбардировщик, способный развивать скорость 480 км/ч на высоте 3000 м, иметь крейсерскую скорость 350 км/ч на той же высоте, набирать высоту 5000 м за 10 минут и нести 400 кг бомб. Оборонительное вооружение должно было состоять из трех-четырех 7, 7 мм пулеметов. Особо оговаривалась возможность использования в условиях низких температур.
Непосредственно работа над проектом Ки 48 началась под руководством Такео Дои в январе 1938 г. Для создания бомбардировщика широко использовался опыт работ по Ки 45. Самолет получил схему среднеплана, что позволило высвободить в фюзеляже место под бомбоотсек. Экипаж должен был состоять из пилота, штурмана-бомбардира, имевшего в своем распоряжении 7, 7 мм пулемет Тип 89, стрелка-радиста и штурмана-стрелка, обслуживающих верхний и нижний пулеметы Тип 89. Бомбовая нагрузка должна была состоять из 24*15 кг бомб или 6*50 кг бомб. Самолет был оснащен 950-сильными двигателями Накадзима На 25 с винтами изменяемого шага. Но работы по Ки 48 постоянно задерживались из-за отвлечения сил и средств на доводку Ки 45. Так что первые четыре опытных Ки 48 были готовы только к июлю 1939 г.
Во время летных испытаний самолет легко выполнил все требования задания, а его управляемость и маневренность понравились пилотам-испытателям. Однако опытные самолеты страдали от флаттера оперения. Поэтому пять выпущенных в ноябре—декабре 1939 г. предсерийных самолетов использовались для доработки хвостового оперения. Стабилизатор подняли на 400 мм, повысили жесткость хвостовой балки и проблема флаттера была решена. В конце 1939 г. было решено запустить самолет в массовое производство под обозначением Двухмоторный легкий бомбардировщик армейский тип 99 модель 1А Ки 48-Iа.
Первый серийный Ки 48-Iа был выпущен в июле 1940 г. и вскоре поступил на вооружение 45 сентая, сменив там Ки 32. Осенью 1940 г. этот сентай был переброшен в Северный Китай, где Ки 48 совершил свой боевой дебют. Не имея серьезного противодействия со стороны китайских ВВС, Ки 48-I показал себя вполне удовлетворительно. Особенно нравилась экипажам его скорость. Ки 48 использовался не только в качестве фронтового бомбардировщика, но совершал и стратегические, а также ночные полеты, готовясь к будущим боям на Тихом океане. Следующая серийная модель Ки 48-Ib (или Модель 1В) получила улучшенные пулеметные установки и некоторые небольшие доработки. Всего к июню 1942 г. было выпущено 557 Ки 48-Iа и -Ib. К началу войны на Тихом океане Ки 48-I оказался самым распространенным легким бомбардировщиком за пределами китайского фронта. Он состоял на вооружении в 8, 27, 75 и 90 сентаях, действовавших в Бирме и Малайе против англичан и на Филиппинах против американцев, а позже против голландцев в Ост-Индии. В боях с союзниками проявились недостатки Ки 48-I его скорость не позволяла уходить от истребителей союзников, а отсутствие бронезащиты экипажа и протектирования баков делали его слишком уязвимым. Чтобы снизить боевые потери, самолеты перенацелили на ночные налеты, что снизило эффективность их действия. К тому времени готовился новый вариант самолета.
Новый самолет получил вместо двигателей На 25 моторы Накадзимы На 115 с двухскоростным нагнетателем. Под обозначением Ки 48-II его облетали в феврале 1942 г. Внешне Ки 48-II отличался от предшественника только несколько большей длиной фюзеляжа. Зато он получил протектированные баки и бронезащиту экипажа: 12, 5 мм бронеспинку бомбардира, 6, 5 мм плиту под сиденьем пилота и 16, 5 мм бронеспинку; 16, 5 мм бронеплиты защитили ящики боезапаса. Уже через два месяца после первого полета Ки 48-II самолет был запущен в производство под обозначением Двухмоторный легкий бомбардировщик армейский тип 99 модель 2А. Серийный Ки 48-IIа отличался от опытного самолета некоторыми доработками, вроде усиленного фюзеляжа. Ки 48-IIb или Модель 2В был пикирующим бомбардировщиком с решетчатыми воздушными тормозами под крылом, модели Ки 48-IIа и -IIb получили для улучшения устойчивости килевой гребень. Несмотря на то, что бомбовая нагрузка Модели 2 возросла вдвое по сравнению с Моделью 1, она была все еще мала в этом отношении самолет уступал бомбардировщикам союзников. Так же была недостаточна и скорость: самолет был легкой целью для истребителей противника. Много Ки 48 было потеряно и на земле во время боев на Новой Гвинее, несмотря на попытки рассредоточить и замаскировать машины на аэродромах в джунглях. Однако главным недостатком самолета было явно слабое оборонительное вооружение.
Все попытки усилить вооружение самолета мало к чему приводили. Так, испытания верхней башни с 20 мм пушкой оказались неудачными. Правда, в 1943 г. на Ки 48-IIс вместо верхнего 7, 7 мм пулемета Тип 89 установили 12, 7 мм пулемет Тип 1. Дополнительно к носовому и нижнему 7, 7 мм пулеметам в кабине бомбардира разместили третий такой же пулемет для стрельбы через боковые окна. Несмотря на эти доработки, Ки 48-II уже явно устарел, и в октябре 1944 г. после выпуска 1408 самолетов, его производство было остановлено. Ки 48-II еще активно использовались на Филиппинах и ночью над Окинавой. Однако большинство выживших самолетов использовались в качестве камикадзе. Некоторые из этих машин получили обозначение Cпециальный штурмовой самолет армейский тип 99 Ки 48-II КАИ. Их специально переделывали на I армейском воздушном арсенале под 800 кг бомбу с длинной штангой взрывателя, выступающей перед фюзеляжем.
В 1944 г. четыре Ки 48-IIb были модифицированы для испытаний управляемой бомбы Кавасаки IGo-1В. Другой Ки 48-II использовался в качестве летающего стенда для турбореактивного двигателя Nе 0: двигатель крепился под фюзеляжем на место снятых створок бомбоотсека. Не были закончены разработанные на базе Ки 48 опытный командирский самолет с усиленным бронированием Ки 81 и одноместный штурмовик Ки 174. Всего, включая опытные, было выпущено 1977 бомбардировщиков Ки 48.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima На-115 |
Размах, м: | 17, 45 |
Длина, м: | 12, 75 |
Высота, м: | 3, 80 |
Площадь крыла, м2: | 40, 00 |
Вес пустого, кг: | 4550 |
Вес взлетный, кг: | 6750 |
Максимальная скорость на высоте 5600 м, км/ч: | 505 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 385 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 8, 5 |
Дальность, км: | 2400 |
Потолок, м: | 10100 |
Экипаж, чел: | 4 |