В конце 30-х годов быстро растущая авиапромышленность Германии для поднятия своего международного престижа особое внимание уделяла установлению новых мировых рекордов. Большинство рекордов при этом ставилось на обычных самолетах, и только немногие на специализированных рекордных машинах. Одним из таких исключений был Me.261, задуманный в 1937 г. для рекордного беспосадочного перелета Берлин-Токио, чтобы доставить туда олимпийский огонь. Этот проект, носивший обозначение Р.1064, захватил воображение Гитлера и потому был окрещен Адольфлайн.
Хотя внешний вид Ме.261, как был назван министерством авиации Р.1064, был довольно обычным, самолет имел ряд неординарных решений. Так, например, однолонжеронное с работающей цельнометаллической обшивкой крыло представляло собой одновременно интегрированный топливный бак, а относительная толщина крыла была очень большой у корня крыла толщина профиля была практически равна высоте фюзеляжа. Фюзеляж имел прямоугольное сечение. Экипаж состоял из пяти человек: двух пилотов, радиста в отдельном отсеке за кабиной перед лонжероном, проходящим через фюзеляж, а далее можно было пройти в отсек для бортинженера и штурмана, где были и койки для отдыха. Двигательная установка состояла из Даймлер-Бенц DB-606A-1/B-1 каждый представлял собой спарку 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения DB 601, работавших на большой четырехлопастный винт. Стойки шасси убирались назад с поворотом на 90°.
Сборка трех опытных самолетов началась в Аугсбурге весной 1939 г., но шла медленно из-за низкой приоритетности программы, и совсем остановилась в августе с подготовкой к войне. Вновь работы озобновились летом 1940 г. Первый Me.261-V1 (BJ+CP) полетел 23 декабря 1940 г. под управлением Карла Баура. Me.261-V2 (BJ+CQ) полетел весной 1941 г., когда самолет решили попробовать в качестве сверхдальнего разведчика над Атлантикой. Однако, проблемы с установкой необходимого оборонительного вооружения заставили отказаться от этой идеи. Поэтому оба самолета в течение 1941–42 гг использовались для длительных исследовательских полетов.
В начале 1943 г. был закончен Me.261-V3 (BJ+CR), отличавшийся от предшественников в первую очередь установкой двигателей DB 610 и введением еще двух членов экипажа. 16 апреля 1943 г. этот самолет под управлением Карла Баура покрыл за 10 часов 4473 км. После полета Me.261-V3 получил незначительные повреждения, так как стойки шасси сложились при посадке. После восстановления в мае самолет был переведен в специальную разведывательную часть, непосредственно подчинявшуюся штабу люфтваффе, и использовался для дальних разведывательных полетов. Me.261-V1 и V2 были серьезно повреждены в 1944 г. во время налета на Лекфельд союзной авиации и сданы на слом.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | DB 610A-1/B-1 |
Размах, м: | 26, 87 |
Длина, м: | 16, 69 |
Высота, м: | 4, 72 |
Площадь крыла, м2: | 76, 00 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 495 |
Максимальная скорость y земли, км/ч: | 490 |
Максимальная скорость на высоте 6500 м, км/ч: | 620 |
Дальность, км: | 10000 |
Потолок, м: | 8260 |
Экипаж, чел: | 5–7 |