Этот самолет с длинным носом, мотором жидкостного охлаждения и большим удлинением крыла выделялся среди всех японских истребителей периода второй мировой войны. На нем японцы впервые учли опыт войны в Европе истребитель получил бронезащиту пилота и протектированные баки. Хиен выглядел настолько не по-японски, что первоначально его приняли за лицензионный вариант Мессершмитта Вf 109 или какого-то еще неизвестного итальянского самолета.
Еще в конце 20-х — начале 30-х годов под руководством работавшего на Кавасаки немецкого ниженера Ричарда Фогта японская фирма выпустила ряд самолетов под двигатели жидкостного охлаждения и приобрела лицензию на немецкий ВМW VI, которым и оснащала большинство выпущенных самолетов. После того как армейские ВВС предпочли истребитель Накадзимы Ки 27 самолету Кавасаки Ки 28, последняя решила приобрести на Даймлер-Бенц лицензию на производство нового 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения. Переговоры закончились в апреле 1940 г. подписанием договора на продажу чертежей DB 601А и нескольких моторов в качестве образцов. На заводе Кавасаки в Акаси сразу приступили к освоению немецких технологий, и первый японский DB 601А, получивший обозначение На 40, был выпущен в июле 1941 г. Через четыре месяца, после успешного окончания войсковых испытаний, он был принят для серийного производства под обозначением Армейский тип 2.
Еще во время переговоров на продажу двигателя Кавасаки предложила армии несколько проектов самолетов под эти моторы. Так как во время войны в Европе истребители с моторами жидкостного охлаждения показали себя превосходно, воздушный штаб в феврале 1940 г. разместил на Кавасаки заказ на два самолета этого типа: Ки 60 (тяжелый перехватчик) и Ки 61 (легкий многоцелевой истребитель). Причем предпочтение сначала отдавалось первому. Однако уже в декабре 1940 г. основную ставку стали делать на Ки 61. Самолет проектировался под руководством Такео Дои и Син Овада. В машине прослеживалось влияние конструкций Фогта. Для достижения высокой маневренности и большой продолжительности полета было выбрано крыло с большим удлинением и внушительной для истребителя площадью. При этом внимание уделялось культуре веса конструкции и чистоте аэродинамических форм. Вооружение должно было состоять из двух 12, 7 мм синхронных пулеметов Тип 1 (Но 103) на фюзеляже и либо двух 7, 7 мм пулеметов Тип 89, либо двух 12, 7 мм пулеметов, Но 103, установленных в крыле. Секундный залп должен был стать вдвое больше, чем у Ки 43-I, только что поступившего на вооружение.
Через год после получения заказа был готов первый самолет, полетевший в декабре 1941 г. Еще до первого полета Кавасаки получила указание готовить под новый самолет серийное производство. Это решение оказалось удачным, так как первые же испытания нового самолета оправдали самые радужные предположения конструкторов. В начале 1942 г. было выпущено еще 11 опытных и предсерийных самолетов, на которых была достигнута скорость 591 км/ч на высоте 6000 м. Правда, во время официальных испытаний пилоты критиковали высокую по японским стандартам нагрузку на крыло 146 кг/кв. м. Зато на отличное впечатление произвели высокая скорость пикирования, бронезащита и вооружение.
Тринадцатый Ки 61 стал первым, сошедшим со сборочной линии в августе 1942 г. Он отличался от опытных машин только в деталях были удалены окошки на фюзеляже перед фонарем. Во время учебных боев с опытными истребителями Накадзимы Ки 43-II и Ки 44-I, купленным Мессершмиттом Вf 109E и захваченным Кертиссом Р-40Е самолет Кавасаки показал полное превосходство в летных данных и в вооружении.
В результате в конце 1942 г. самолет был принят на вооружение под обозначением Истребитель армейский тип 3 модель 1А для варианта с 7, 7 мм крыльевыми пулеметами и Модель 1B для варианта с 12, 7 мм крыльевыми пулеметами Тип 1 (при установке двух фюзеляжных 12, 7 мм пулеметов на обоих типах).
Первые самолеты поступили в учебную часть в Оте в феврале 1943 г. Боевой дебют состоялся в составе 68 и 78 сентаев двумя месяцами спустя на севере Новой Гвинеи. Почти сразу летчики этих частей убедились, что Хиен гораздо эффективней в боях против американских и австралийских самолетов, чем Ки 43. Мощное вооружение, хорошая живучесть и высокая скорость на пикировании позволяли эффективно использовать Хиен против истребителей союзников, которые применяли в боях с верткими японскими самолетами тактику Бей-Беги, пользуясь превышением для разгона. Самолет легко завоевал доверие пилотов, хотя двигатель жидкостного охлаждения оказался кошмаром при эксплуатации во влажном и жарком климате тропиков.
Еще в начале проектирования Ки 61 фюзеляжные пулеметы планировалось заменить на пару 20 мм пушек. Однако разработка собственных пушек задерживалась, поэтому на 388 серийных Ки 61-Iа и Ки 61-Ib в крыле ставились 20 мм пушки Маузер МG 151. При установке пушек над ними монтировались небольшие обтекатели, а крыло было усилено в некоторых местах. Один самолет был доработан для испытания испарительной системы охлаждения, которую Такео Дои планировал использовать на Ки 64. На Хиене большой подфюзеляжный радиатор заменили на небольшой убираемый для использования на земле при рулежках, в полете же использовалась испарительная система с поверхностным конденсатором площадью 14 кв. м. Испытания начались в октябре 1942 г. В 35 полетах была достигнута максимальная скорость 630 км/ч.
Использование самолета в боях на Новой Гвинее, Новой Ирландии и Новой Британии показало желательность решения проблем его технического обслуживания. Такео Дои решил облегчить и упростить конструкцию самолета. С появлением 20 мм пушки, Но 5 Ки 61-I КАИс получил пару таких пушек вместо фюзеляжных 12, 7 мм пулеметов Тип 1. Конструкция крыла была усилена, что позволило повысить скорость пикирования и подвешивать под крылом бомбы. Фюзеляж был несколько удлинен, а хвостовая часть стала отъемной. Хвостовой костыль стал неубираемым. Производство этого варианта Ки 61 началось в январе 1944 г. и до августа он вытеснил со сборочной линии предыдущий вариант. Производство Хиена быстро набирало обороты и достигло пика в 254 самолета, выпущенных в июле 1944 г. Всего, включая вариант Ки 61-I КАИd, вооруженный парой крыльевых 30 мм пушек, Но 105 и двумя фюзеляжными 12, 7 мм пулеметами Тип 1, было выпущено 2654 Ки 61-I и -I КАИ.
Если в боях на Новой Гвинее Хиены использовались только в двух сентаях, то на Филлипинах уже в трех: 17, 18 и 19, а над Формозой и на Окинаве в 19, 37, 59 и 105. Под конец войны самолет играл важную роль в обороне неба метрополии: 18, 23, 28 и 244 сентаи использовались в составе токийской зоны ПВО, 59 в Западной и 55 и 56 в Центральной зонах ПВО. Над Японией Хиены воевали против американских В-29 и самолетов палубной авиации, а позже против Мустангов Р-51. Против В-29 Хиен был малоэффективен из-за недостаточной высотности двигателя, но отсталость японского истребителя окончательно проявилась при встрече с Мустангами.
Вскоре после начала производства на заводе Акаси двигателя На 40 инженеры Кавасаки приступили к разработке более мощной версии этого двигателя На 140. Главной задачей работ было поднятие высотности, и Такео Дои решил по настоянию воздушного штаба установить 1500-сильный На 140 на новый вариант Ки 61. В декабре 1943 г. первый опытный Ки 61-II был поднят в воздух. Площадь его крыла была увеличена на 10%, а переделанный фонарь кабины позволил улучшить обзор пилота. Летные испытания показали низкую даже для опытного образца надежность двигателя На 140. Особенно сказывалась малая прочность коленчатого вала. Не обошлось без поломок даже в конструкции нового крыла. Управляемость также была ниже желаемой. В результате из 11 заложенных Ки 61-II были закончены только восемь. Девятый опытный самолет был закончен в апреле 1944 г. уже в варианте Ки 61-II КАИ. Фюзеляж был удлинен с 8, 94 до 9, 16 м, площадь киля была увеличена, а увеличенное крыло поменяли на обычное. Проблемы с планером таким образом были решены, и когда двигатель работал без проблем Ки 61-II КАИ мог достигать скорости 610 км/ч на высоте 6000 м, а высоту в 5000 м набирать за 6 минут. Уверенное в возможности решения проблемы с двигателем министерство снабжения приказало Кавасаки запустить самолет в серию под обозначением Истребитель армейский тип 2 модель 2.
Начиная с сентября 1944 г. Ки 61-II КАИ выпускался в двух вариантах: Модель 2А с вооружением из двух синхронных 20 мм пушек, Но 5 и двух крыльевых 12, 7 мм пулеметов; и Модель 2В с вооружение из четырех 20 мм пушек, Но 5 в фюзеляже и на крыле. Ки 61-II так и не заменил в боевых частях Ки 61-I из-за постоянных проблем с двигателем над Японией использовалось сравнительно немного этих Хиенов. При нормальной работе двигателя Ки 61-II КАИ был неплохим высотным перехватчиком: он единственный мог сохранять боевые порядки на высоте полета американских В-29. Однако из-за низкого качества производства и плохого обслуживания На 140 редко выдавали полную мощность. Окончательно производство Армейского типа 2 модели 2 было прекращено, когда 19 января 1945 г. американцы разрушили завод в Акаси, выпускавший двигатели для истребителя. Всего почти за год было выпущено 374 планера Ки 61-II КАИ и только треть из них поступила в боевые части. 275 оказались без двигателей, но вскоре их оснастили двигателями воздушного охлаждения Мицубиси На 112-II, в результате чего родился новый истребитель Ки 100. До этого планировалось производство варианта Ки 61-III, но выпустили только один опытный самолет аэродинамический прототип. Самолет представлял собой Ки 61-II с фонарем кругового обзора.
Всего было выпущено 3078 Ки 61, включая опытные и переделанные в Ки 100. Из-за постоянных проблем с двигателями Хиен так и не стал массовым самолетом в боевых частях по сравнению с куда более многочисленными истребителями Накадзимы. На переломе войны он оказался единственным, способным противостоять более скоростным истребителям союзников, сочетая традиционную для японских самолетов маневренность с прочной и живучей конструкцией.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Kawasaki Ha-40 |
Размах, м: | 12, 00 |
Длина, м: | 8, 75 |
Высота, м: | 3, 70 |
Площадь крыла, м2: | 20, 00 |
Вес пустого, кг: | 2210 |
Вес взлетный, кг: | 3250 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 400 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте: | 4860 м — 592 6 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 5, 5 |
Дальность, км: | 1100 |
Потолок, м: | 11600 |
Экипаж, чел: | 1 |