Пиком развития линии истребителя-биплана в японской авиации стало появление Ки 10. Однако его отличные маневренные характеристики и прекрасные боевые качества в классической карусели воздушного боя оказали серьезное влияние на взгляды японских пилотов, которые потом в течение нескольких лет требовали уже от монопланов маневренности, сравнимой с Ки 10.
Истребитель Ки 10 был спроектирован Такео Дои в сотрудничестве с инженерами Имачи и Тойо. Это был полутороплан с элеронами только на верхнем крыле. Двигатель стоял 850-сильный Кавасаки На 9-IIа, 12-цилиндровый типа перевернутой V, жидкостного охлаждения. Винт был двухлопастный, фиксированного шага. Первый полет Ки 10 состоялся в марте 1935 г. Месяцем позже был облетан второй опытный самолет. Первые же испытания показали, что новая машина превосходит своего предшественника Ки 5 как по скорости, так и по маневренности. Однако конкурент истребитель-моноплан Накадзимы Ки 11 был еще быстрее. Поэтому на Кавасаки серьезно опасались, что контракт на производство получит Накадзима. Было предпринято все, чтобы выжать из третьего опытного самолета максимальную скорость: на него поставили трехлопастный металлический винт, применили потайную клепку. На четвертом опытном самолете увеличили поперечное V крыла для улучшения устойчивости. Даже после этих доработок Ки 10 все еще уступал в скорости Ки 11, но эта разница с лихвой компенсировалась гораздо лучшей маневренностью. В результате самолет Кавасаки пошел в серию под обозначением Истребитель армейский тип 95 модель 1. Серийные машины были идентичны третьему опытному самолету. Всего с декабря 1935 г. по октябрь 1937 г. фирма поставила 300 истребителей.
Помимо заказа на серийное производство армия потребовала доработать самолет с целью улучшения устойчивости. Для этого 185-й серийный Ки 10 был оснащен крылом увеличенной площади и размаха, фюзеляж был также удлинен. Летные испытания показали улучшение летных данных, и самолет в июне 1937 г. был запущен в серию под обозначением Ки 10-II (Истребитель армейский тип 95 модель 2). До декабря 1938 г. было сдано 280 истребителей этой модификации.
В апреле 1936 г. двухсотый Ки 10 был доработан: его фюзеляж стал аэродинамически более чистым, радиатор был сдвинут назад, шасси получило обтекатели колес со свободнонесущими стойками. Самолет стал называться Ки 10-I КАИ. При том же двигателе капот был значительно обжат. Во время испытаний истребитель достиг скорости 420 км/ч, на 20 км/ч больше, чем у стандартного Ки 10. За ним были выпущены два Ки 10-II КАИ с теми же изменениями в аэродинамике, но с новым форсированным мотором На 9-IIb мощностью 950 лс на высоте 3800 м. Скорость при этом могла достигать 445 км/ч. Несмотря на то, что это практически равнялось скорости нового истребителя Накадзимы Ки 27, Ки 10-II КАИ не был запущен в серийное производство время бипланов явно прошло.
Ки 10-I и Ки 10-II использовались на службе в японской армейской авиации на Тайване, в Корее и Маньчжурии. Истребитель участвовал в Японо-китайской войне и в конфликте на Халхин-Голе. К началу войны на Тихом океане Ки 10 использовались в основном для тренировочных целей, хотя союзники считали, что самолет еще состоит на вооружении боевых частей. На самом же деле самолет лишь изредка встречался в небе Китая.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Kawasaki Ha-9-IIa |
Размах, м: | 10, 02 |
Длина, м: | 7, 55 |
Высота, м: | 3, 00 |
Площадь крыльев, м2: | 23, 00 |
Вес пустого, кг: | 1360 |
Вес взлетный, кг: | 1740 |
Максимальная скорость на высоте 3000 м, км/ч: | 400 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 5, 0 |
Дальность, км: | 1100 |
Потолок, м: | 11500 |
Экипаж, чел: | 1 |