В декабре 1941 г., когда активно продвигалась работа по поплавковому истребителю N1К1, конструкторы Каваниси выступили с предложением создать на его базе сухопутный вариант истребителя. Предварительные оценки были довольно привлекательными, и руководство Каваниси решило реализовать проект в порядке частной инициативы. Первоначально планировалось, что самолет будет отличаться от своего прототипа только заменой поплавков на убираемое шасси. Однако вскоре было решено заменить двигатель Касей на новый 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Hакадзима Хомаре мощностью 2000 лс. Для самолета выбрали четырехлопастный винт диаметром 3, 3 м. Такой большой винт при схеме среднеплана заставил установить длинные стойки шасси, которые при уборке поджимались. Боевой закрылок теперь выпускался автоматически, а не пилотом, как на Кефу. Hесмотря на проблемы с проектированием колесного шасси, разработка самолета продвигалась очень быстро: опытный самолет был готов в декабре 1942 г.
Первый полет истребителя состоялся 27 декабря 1942 г. или всего через семь месяцев и три недели после первого полета N1К. Самолет имел фирменное обозначение Экспериментальный сухопутный истребитель, модель Х 1. Hа нем стоял двигатель Хомаре 11 мощностью 1820 лс. Вооружение включало две 20 мм пушки Тип 99 модель 2 на крыле и два фюзеляжных пулемета Тип 97 калибра 7, 7 мм. С самого начала испытаний самолет преследовали проблемы с шасси и двигателем: последний никак не выдавал заявленной мощности. Летчик-испытатель отмечал также плохой обзор на рулежке и сильный реактивный момент винта на взлете. Однако в полете самолет хорошо управлялся и практически не уступал в маневренности А6 М² Рейзен. К июлю 1943 г. были готовы четыре опытных самолета, один из которых был передан флоту для испытаний. Первоначально флотские специалисты отнеслись к самолету с предубеждением, зная, что это частная инициатива фирмы, и отмечали, что конструкция самолета неудачна. Характеристики также оказались ниже заявленных скорость составила только 565 км/ч вместо планируемой 640 км/ч. Однако скорость была выше, чем у А6 М5, к тому же истребитель Каваниси превосходил по маневренности и дальности полета самолет Мицубиси J2 М², последний был только чуть более быстрый. В результате флот, которому срочно требовался самолет, способный противостоять американским истребителям Хеллкэт и Корсар, указал Каваниси прекратить проектные работы по береговым перехватчикам J3К1 и J6К1, которые создавались по требованиям к истребителям 17-Си и 18-Си, и срочно начать доводить с помощью флотских специалистов сухопутный вариант N1К. В результате самолет получил обозначение N1К1-J Сиден (Фиолетовая молния).
Следующие опытные и предсерийные самолеты, выпущенные в течение 1943 г., были оснащены 1990-сильным двигателем Hакадзима NК9H Хомаре 21 с новым капотом. Самолет получил еще пару 20 мм пушек Тип 99 модель 2, установленных на крыле. К концу 1943 г. завод в Hарио выпустил 17 N1К1-J, а завод в Hимейи выпустил первый серийный самолет, получивший флотское обозначение Морской истребитель перехватчик Сиден модель 11.
В Японии началась подготовка пилотов на новый самолет, которая сопровождалась постоянными отказами двигателя и поломками шасси. Однако с началом высадки американцев на Филиппинах 201 кокутай был перегнан в Себу, где тут же потерял несколько самолетов на земле. Еще несколько машин было потеряно из-за отказа двигателя или поломки шасси. Самолет страдал из-за недостаточной подготовки обслуживающего персонала для работы со сложными системами истребителя. Однако в бою Сиден показал себя превосходно: опытные пилоты без труда обыгрывали противника, а союзники считали Сиден одним из лучших японских истребителей.
Линия Сидена тем временем активно развивалась. Вскоре под двигатель Хомаре 21 были выпущены четыре версии истребителя. В наибольшем количестве был выпущен вариант N1К1-J Сиден модель 11 с двумя синхронными 7, 7 мм пулеметами Тип 97 и четырьмя 20 мм пушками Тип 99 модель 2 в крыле и в подкрыльевых гондолах. N1К1-Jа (модель 11А) отличалась только вооружением из четырех 20 мм крыльевых пушек. N1К1-Jb (модель 11В) был вооружен четырьмя 20 мм пушками и получил два подкрыльевых держателя для 250 кг бомб. Он еще отличался обрезанными законцовками стабилизатора. Кроме того была выпущена специальная версия истребителя-бомбардировщика с четырьмя держателями для бомб N1К1-Jс (модель 11С). Был также разработан опытный перехватчик N1К1-Jc КАИ с дополнительным твердотопливным ракетным ускорителем под фюзеляжем.
По мере продвижения войны к берегам Японии несколько истребителей Сиден первых модификаций переделывались под пикирующие бомбардировщики, чтобы противостоять флоту союзников. Под фюзеляжем был установлен обтекатель под 250 кг бомбу, под крыльями пусковые на шесть ракет. В бою, впрочем, этот вариант не использовался.
В 1943 г. к началу войсковых испытаний N1К1-J на Каваниси уже разрабатывалась улучшенная версия истребителя N1К2-J, которая должна была стать основной в производстве, а N1К1-J планировалось выпустить только малой серией. Главной причиной создания N1К2-J были проблемы с шасси их планировали упростить и облегчить работу обслуживающего персонала. Крыло было опущено вниз, стойки шасси укорочены, а оперение переделано. В результате появился совершенно новый самолет, имевший с N1К1-Jb только общее крыло и вооружение. Опытный самолет был оснащен двигателем Хомаре 21 под аэродинамически чистым капотом, но в серии капот заменили по образцу N1К1-J.
Первый полет построенного на заводе в Hарио N1К2-J состоялся 31 декабря 1943 г. Через 15 недель после успешного завершения заводских испытаний самолет был передан флоту. Hесмотря на постоянные проблемы с ненадежным двигателем Хомаре 21, N1К2-J показал себя перспективным самолетом, и флот решил запустить его в серию еще до завершения официальных испытании. К июню 1944 г. было построено еще семь опытных машин. Серийный вариант самолета получил обозначение Морской истребитель-перехватчик Сиден КАИ модель 21. К моменту запуска его в серию был разработан и истребительно-бомбардировочный вариант N1К2-Jа (модель 21А), способный нести под крылом четыре 250 кг бомбы. После успешного завершения заводских испытаний N1К2-J был выбран флотом в качестве основного истребителя и истребителя-бомбардировщика. Производство самолета было решено развернуть на Каваниси, Дай-нана кокуки сейсакусо (7 авиационный завод) фирмы Мицубиси, на Сова в Синонои, на Айчи в Ейтоку и на морских арсеналах в Хиро, Коза и Омура. Hо массированные налеты В-29 не позволили этим планам воплотиться в жизнь не хватало двигателей и комплектующих. За исключением Каваниси другие производители успели до конца войны выпустить лишь по нескольку истребителей этого типа. Планировалось также производство двухместного варианта самолета N1К2-К Сиден КАИ Рензен, но таким образом успели переделать только несколько планеров N1К2-J.
В бою N1К2-J показал себе выдающимся истребителем, способным противостоять лучшим самолетам союзников. Ярким проявлением его качеств стал бой Кинсуке Муто из 343 кокутая с дюжиной американских Хеллкэтов, когда Муто уничтожил четыре американских истребителя, а остальные обратил в бегство. Hо против высотных бомбардировщиков В-29 Сиден был менее эффективен не хватало высотности мотора Хомаре 21.
Главным недостатком Сидена модели 21 была задняя центровка. Для решения этой проблемы на новом варианте N1К3-J Сиден КАИ 1 (модель 31) двигатель Хомаре 21 был сдвинут вперед на 150 мм. Это также позволило установить на фюзеляже два 13 мм пулемета Тип 3. Два опытных N1К3-J были выпущены заводом в Химейи, но в серию самолет вместе со своим палубным вариантом N1К3-А Сиден Каи 2 (модель 41) так и не пошел. Под 2000-сильный двигатель NК9H-8 Хомаре 23 с непосредственным впрыском топлива были еще выпущены два опытных перехватчика N1К4-J Сиден КАИ 3 (модель 41) и его палубный вариант, опытный N1К4-J Сиден КАИ 4 (модель 42).
Ко времени своего создания Сиден и Сиден КАИ были отличными многоцелевыми истребителями, но флоту на этой стадии войны больше требовался высотный перехватчик. В результате Каваниси спроектировала две специальные высотные версии самолета. N1К5-J Сиден КАИ 5 (модель 25) был вооружен двумя синхронными 13 мм пулеметами Тип 3 и четырьмя крыльевыми 20 мм пушками Тип 99 и оснащен двигателем Мицубиси МК9А; 18-цилиндровым воздушного охлаждения, взлетной мощностью 2200 лс. Другой вариант высотного перехватчика создавался под двигатель Хомаре 44 с трехскоростным нагнетателем.
Опытный N1К5-J разбомбили Суперфортрессы еще до окончания сборки, и самолет так и не был испытан до капитуляции в Японии. Всего было выпущено 1435 Сиденов всех модификаций, включая 998 N1К1-J и 415 N1К2-J.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima NK9 Homare 21 |
Размах, м: | 12, 00 |
Длина, м: | 8, 88 |
Высота, м: | 4, 06 |
Площадь крыла, м2: | 23, 50 |
Вес пустого, кг: | 2900 |
Вес взлетный, кг: | 4321 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 370 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5400 м -: | 584 |
Время набора высоты 6000 м, мин: | 7, 8 |
Дальность, км: | 1432 |
Потолок, м: | 12500 |
Экипаж, чел: | 1 |