В 1928 г. Мицубиси приступила в порядке личной инициативы к разработке одномоторного тренировочного самолета, способного помимо пилота-инструктора поднять и трех-четырех курсантов. Самолет проектировался английским инженером Гербертом Смитом бывшим сотрудником Сопвич авиэйшн. В декабре 1928 г. Смит представил на рассмотрение проект самолета деревянной конструкции, получивший фирменное обозначение М-13. Правда, до постройки опытного образца дело не дошло, так как фирме не удалось заручиться поддержкой японского флота.
Проект был воскрешен в 1929 г., когда флот заказал два опытных самолета уже по другому проекту-Ка-2, представленному сотрудником Мицубиси Енгом Хаттори. Hовый самолет представлял собой парасоль с фюзеляжем сварной конструкции и тканевой обшивкой. Двигатель лицензионный вариант 8-цилиндрового Испано-Сюиза жидкостного охлаждения, мощностью 340 лс, выпускавшийся на Мицубиси. Самолет получил фирменное обозначение 4MS1, а во флоте назывался К3 М1. Первый опытный самолет был готов в мае 1930 г. и вскоре был облетан пилотом Hакава. В воздухе самолет оказался неустойчивым. Второй опытный был аналогичным первому, но третий и четвертый имели большую V-образность крыла, что улучшило устойчивость в полете. Однако самолет все еще страдал от детских болезней: двигатель сильно вибрировал, перегревался, поэтому прежде чем принять самолет, флот потребовал поставить на него мотор воздушного охлаждения Хитачи Амаказе 11 мощностью 340 лс. После этого самолет был запущен в серию под обозначением К3 М² учебный самолет морской тип 90 модель 1. Самолет кроме Мицубиси выпускала Айчи токей денки КК. К3 М² вооружался 7, 7 мм пулеметом на открытой турели. Пилот также располагался в открытой кабине над крылом, а два курсанта в закрытой кабине под крылом. Самолет имел интересную особенность: специальный противокапотажный кабан, являющийся как бы продолжением подкосов стоек шасси. Под крылом можно было подвесить топливные баки.
В 1933 г. японская армия также проявила интерес к самолету. Специально для нее самолет был перепроектирован Масакиси Мизумо. Самолет стал Ки 7. Первый опытный самолет для армии был готов в декабре 1933 г. Он получил 475-сильный двигатель Мицубиси тип 4 воздушного охлаждения. Ки 7 отличался от своего флотского собрата усиленной моторамой и носовой частью фюзеляжа. Правда, первый опытный самолет был разбит в самом начале испытаний. Второй опытный Ки 7 был оснащен двигателем Hакадзима Котобуки мощностью 450 лс. Hо после потери интереса армии к самолету он был переделан в пассажирский для Токио коку КК. Самолет получил обозначение гражданский транспортный самолет MS-1 и регистрацию J-BABQ. Его переоснастили на двигатель Бристоль Юпитер VI мощностью 420 лс, а шасси было сменным поплавки или колеса.
В 1939 г. производство флотского варианта самолета было переведено на Ватанабе теккосо, которая выпускала улучшенный вариант учебный самолет морской тип 90 модель 2 К3 М³. Самолет был оснащен двигателем Hакадзима Котобуки 2 КАИ 2 мощностью 580 лс, а киль был увеличенной площади по образцу гражданского варианта. Всего было построено 624 К3 М, включая 247 К3 М², выпущенных на Айчи и 301 К3 М³, выпущенных на Ватанабе. Обе модели самолета К3 М² и К3 М³ интенсивно использовались во время войны для подготовки пилотов, а небольшое количество самолетов было переделано в транспортные К3 М³-L. При этом самолет мог перевозить четырех-пятерых пассажиров.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima Kotobuki 2 KAI 2 |
Размах, м: | 15, 78 |
Длина, м: | 9, 54 |
Высота, м: | 3, 82 |
Площадь крыла, м2: | 34, 50 |
Вес взлетный, кгс: | 2200 |
Максимальная скорость на высоте 1000 м, км/ч: | 235 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 9, 5 |
Дальность, км: | 800 |
Потолок, м: | 6390 |
Экипаж, чел: | 1 |