Политический кризис 30-х годов, попытка правительства Чемберлена договориться с Гитлером, привели британское военное руководство к важным выводам. Стало очевидно, что промышленность Британии будет не в состоянии за короткий срок перевооружить армию. Англичанам не осталось ничего другого, как обратиться за помощью к союзникам.
В апреле 1938 года в США была направлена закупочная комиссия, с целью подготовить поставки наиболее подходящих типов военной техники. В числе этих типов, были и 250 самолетов Локхид «Хадсон», за которых британское правительство уплатило 25 миллионов долларов.
Прообраз этой машины — 14-местный пассажирский и транспортный самолет Локхид 14FG-2 — впервые поднялся в воздух 29 июля 1937 года. Фирма до этого не строила и не разрабатывала боевую технику, однако ее конструкторы предусматривали легкое превращение гражданских самолетов в военные. Так и получилось, что, за четыре дня до того, как завод в Бербанке посетили англичане, в заводском цехе появился макет военно-транспортного самолета, который не мог не привлечь внимание покупателей. Так оно и получилось. Британцы безошибочно угадали в-14 не столько учебный самолет для подготовки экипажей многомоторных бомбардировщиков, сколько идеальное средство патрулирования над морской поверхностью.
Важным достоинством В-14 был объемистый фюзеляж, вмещающий экипаж из четырех человек и 1500 кг. бомб. В носовой части фюзеляжа размещался штурман; там же могли быть установлены два неподвижных курсовых пулемета. Англичане настояли на усилении вооружения: еще два пулемета были размещены в шаровидной застекленной турели Бултон-Пол на хребте фюзеляжа. Самолет был оснащен двумя звездообразными двигателями Райт GR-1820-G102A. Все вооружение было британского производства, калибра 7, 7 мм. установка вооружения снизила бомбовую нагрузку до 762 кг. 25 июля 1938 года закупочная комиссия заключила контракт на поставку самолетов Локхид В-14L («Хадсон» I), с условием, что самолеты будут построены до декабря 1939 года.
Фирма Локхид немедленно приступила к подготовке серийного выпуска, ведь для выполнения контракта ей следовало выпускать пять самолетов в неделю! 10 декабря 1939 года в воздух поднялся первый серийный В-14L, а уже в феврале первые «Хадсоны» поступили заказчику. На аэродроме Спек (Speke) в Британии проходила оснастка самолетов британским вооружением; первые «Хадсоны» послужили эталоном для испытаний и обучения экипажей. Не лишним будет упомянуть, что самолеты шли в обход нейтралитета, объявленного правительством США, и потому британские «кокарды» на фюзеляжах и плоскостях пришлось заклеивать белой бумагой.
«Локхид» собрал 250 самолетов с двухмесячным опережением плана! 28 самолетов передали ВВС Канады, три машины в 1940 году получила авиация Южно-Африканского Союза.
Что же представлял собой «Хадсон»? Нет нужды говорить, что этот самолет являлся логическим продолжением конструкций, разработанных на фирме в 30-е годы: «Вега», «Орион», «Электра». В отличие от них, новый самолет был цельнометаллическим: двухмоторный среднеплан с разнесенным оперением и развитой механизацией крыла, включавшей закрылки Фаулера и патентованные фиксированные предкрылки — так называемые щели Локхида. Топливные баки являлись интегральной частью крыла.
В апреле 1939 года экипажи 224-й эскадрильи RAF начали на этих машинах регулярное патрулирование Северного Моря. Деятельность и этого, и других патрульных соединений RAF приобрела особое значение после начала боевых действий — для Англии, было жизненно важно сохранить контроль над своими морскими коммуникациями. В начале 1940 года на «Хадсоны» впервые начали устанавливать противолодочные радары ASV Mk. I. Самолеты этого типа активно участвовали во многих кампаниях морской войны. Именно они обнаружили германский транспорт «Альтмарк», перевозивший в своих трюмах более 300 пленных британских моряков. «Хадсоны» участвовали в эвакуации войск под Дюнкерком в мае—июне 1940 года, атаковали германский рейдер «Шарнхорст» в июне того же года:
Выпуск самолетов этого типа не ограничился 250 экземплярами. Самолеты версии Mk. II внешне не отличались от Mk. I, однако их конструкция была усилена. «Хадсон» III (428 самолетов) оснащался двигателями GR-1820-G205A мощностью 1200 л. с. Эти машины могли нести пулеметы в окнах фюзеляжа-салона, и были оптимизированы для полетов над морем. Часть из них — Mk. III(LR) — отличалась большой дальностью полета за счет увеличенного объема топливных баков.
Тем временем, на самолет обратили внимание власти собственной страны. Для «американских» самолетов была принята иная система обозначения. Так, А-28 соответствует версии Mk. IV. 52 самолета этой версии приобрела также Австралия. А-28А — это версия «Хадсон» Mk. V (в Британии Mk. VI), построенная в количестве 450 экземпляров. А-29 и А-29А сходны с Mk. III(LR), оснащены двигателем Райт R-1820-87. Из 616 самолетов, 20 приобрел американский флот под маркой PBO-1, 153 купила армейская авиация, 23 приобрел Китай, остальные — RAF. Американские А-29 несли открытые стрелковые точки вместо турелей. Версия А-29В предназначалась для аэрофотосъемки, АТ-18 (217 самолетов) со стрелковой башней Мартин — для обучения стрелков, АТ-18А (83 невооруженных самолета) — для подготовки штурманов.
Для своего времени, «Хадсон» являлся действительно, многоцелевым самолетом, поскольку диапазон его применения включал в себя дальнее морское патрулирование, уничтожение подводных лодок и надводных кораблей (ударная мощь в этом случае удачно дополнялась пуском неуправляемых ракет), перевозку войсковых частей, заброску диверсионных групп, метеорологическое обеспечение:
До апреля 1943 года было построено 2940 самолетов всех версий. На сравнительно небольшой фирме в ту пору было занято 94 000 работников!
От переводчика: в статье не упомянуто о службе «Хадсонов» в ВВС Нидерландов и Новой Зеландии. В 1943 году, 117-я эскадрилья RAF, вооруженная «Хадсонами» VI участвовала в боях в Тунисе.
Не лишним будет также упомянуть, что А-29 предлагали поставлять СССР по ленд-лизу, наряду с самолетами В-17, «Бостон», «Митчелл».
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Wright R-1820-87 |
Размах, м: | 19, 96 |
Длина, м: | 13, 51 |
Высота, м: | 3, 63 |
Площадь крыла, м2: | 55, 19 |
Вес пустого, кг: | 5817 |
Вес взлетный, кг: | 9526 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 330 |
Максимальная скорость на высоте 4572 м, км/ч: | 407 |
Время набора высоты 3048 м, мин: | 6, 3 |
Дальность, км: | 2505 |
Потолок, м: | 8077 |
Экипаж, чел: | 4 |