AT-6 Texan — учебно-тренировочный самолет, разработанный американской фирмой North American Aviation Inc. Самый интенсивно использовавшийся тренировочный самолет всех времен, Harvard, построенный компанией North American в количестве более 17000 экземпляров, был создан на основе опытного варианта North American NA-16, совершившего первый полет в апреле 1935 г. Техническое задание на тренировочный самолет привело к разработке модели NA-26, которая являлась вариантом модели NA-16, имевшей убирающееся шасси с хвостовым колесом, двигатель R-1340 мощностью 600 л. с.
Серийные варианты включали в себя самолет ВС-1 (177 машин, из которых 30 были модифицированы в тренировочные для обучения полетам по приборам ВС-1I), BC-1A (93 самолета) с изменениями планера и один самолет ВС-1В с модифицированным центропланом. 94 самолета АТ-6 Texan мало отличались от модели ВС-1А. Последующие варианты включали АТ-6А (1847 самолетов) с двигателем R-1340-49 и измененными топливными баками, АТ-6В (400 машин) — самолет для подготовки стрелков, АТ-6С (2970 самолетов) и АТ-6D (4388 самолетов) с измененной силовой конструкцией для экономии легких сплавов и АТ-6 °F (956 самолетов) с усиленным планером. После модели NJ-1 поступили самолеты SNJ-1 (16 машин, похожих на модель ВС-1, но с металлической обшивкой фюзеляжа), SNJ-2 (61 самолет) с двигателем R-1340-56, SNJ-4 (2400 самолетов) и SNJ-5 (1357), эквивалентные моделям АТ-6С и АT-6D, и SNJ-6. Обозначение SNJ-5С было дано самолетам SNJ-5, оборудованным тормозными крюками для обучения посадке на палубу.
В июне 1938 г. Великобритания заказала 200 самолетов ВС-1, обозначив их как Harvard Mk I. 600 машин, эквивалентных модели АТ-6, были выпущены под обозначением Harvard Mk II и поставлены в ВВС Великобритании (20 самолетов) и Новой Зеландии (RNZAF) (67 машин), оставшиеся самолеты были отправлены в Канаду. Были также приобретены самолеты Harvard Mk III, эквивалентные соответственно моделям АТ-6С и АТ-6D; обозначение Harvard Mk II В. было дано 2610 самолетам, построенным под обозначением АТ-16 компанией Noorduyn Aviation Ltd в Монреале для использования в ВВС Великобритании и Канады и соответствующим модели АТ-6А. В 1946 г. эта компания вошла в состав корпорации Canadian Car and Foundry, которая построила для ВВС Канады 270 тренировочных самолетов Harvard Mk 4 по стандарту модели Т-6G и 285 похожих аэропланов под обозначением T-6J. С 1949 г. 2068 самолетов Т-6 различных вариантов были переоборудованы под обозначением T-6G и получили двигатель R-1340-AN-1, увеличенный запас топлива, усовершенствованную компоновку кабины, управляемое хвостовое колесо. Во время войны в Корее 97 самолетов были модифицированы в конфигурацию LT-6G как наблюдательные самолеты и использовались в качестве передового самолета наведения.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Pratt & Whitney R-1340-49 Wasp |
Размах, м: | 12, 80 |
Длина, м: | 8, 84 |
Высота, м: | 3, 55 |
Вес пустого, кг: | 1886 |
Вес взлетный, кг: | 2404 |
Максимальная скорость на высоте 1525 м, км/ч: | 330 |
Дальность, км: | 1205 |
Потолок, м: | 7325 |
Экипаж, чел: | 2 |