Проектирование специализированного турбовинтового самолёта для борьбы с подводными лодкама в ОКБ морского самолётостроения началось в марте 1956 года (постановление СМ СССР и ЦК КПСС от 28.03.1956). Предварительное проектирование возглавляд А. К. Константинов, общее руководство работами осуществлял сам генеральный конструктор ОКБ МС Г. К. Бериев. Самолёту было присвоено обозначение Бе-12 (заводское обозначение — изделие «Е»). Работа продвигалась довольно быстро и спустя 8 месяцев уже был готов макет нового самолёта. В августе 1956 года в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-102 была произведена продувка модели Бе-12. Первый прототип самолёта был построен силами опытного производства с помощью авиазавода № 86 в конце 1959 — начале 1960 года. Первый полёт с водной поверхности прототип выполнил 18 октября, а с сухопутного аэродрома — 2 ноября 1960 года.
В основу конструкции была положена испытанная временем схема Бе-6 с крылом типа «чайка». Первоначально предполагалось оснастить машину двигателями ОКБ Н.Кузнецова НК-4Ф взлётной мощностью 5000 л.с. Позже он был заменён двигателем АИ-20 конструкции А. И. Ивченко. Вся боевая нагрузка размещалась в фюзеляжном зареданном отсеке с водонепроницаемыми створками. Но предусматривались и подкрыльевые пилоны внешней подвески грузов. От предшественников (Бе-6, Бе-10) самолёт отличала амфибийность. Он мог самостоятельно выбираться на берег, используя колёсное шасси.
Для защиты от попадания воды двигатели вынесены вперёд от передней кромки крыла. В кормовом отсеке лодки размещена вспомогательная силовая установка АИ-8, необходимая для пуска двигателей. Конструкция планера цельнометаллическая, за исключением полотняной обшивки рулей и элеронов. Лодка амфибии двухреданная, разделена на 10 отсеков водонепроницаемыми перегородками. При повреждении любых двух отсеков плавучесть самолёта сохраняется. Под крыльями установлены однореданные поплавки боковой остойчивости. Хвостовое оперение двухкилевое. Шасси самолёта трёхколёсное с хвостовой опорой.
Бе-12 был оснащён передовым для своего времени радиоэлектронным оборудованием, позволявшим решать задачи самолётовождения, инструментальной посадки в условиях ограниченной видимости и ночью, а также вести поиск подводных лодок. Для обнаружения подводных лодок самолёт использует гидроакустическую систему «Баку» (сбрасываемые радиогидроакустические буи трёх типов), авиационный магнетометр АПМ-56, РЛС «Инициатива-2Б». Для уничтожения подводных лодок могут использоваться торпеды АТ-1 и глубинные бомбы (в том числе ядерные СК-1 «Скальп»). Так как на борту самолёта размещается большое количество радиоэлектронного оборудования, к системе электроснабжения предъявляются жёсткие требования. Бе-12 стал первым отечественным самолётом с системой электроснабжения от двух независимых источников питания со 100% резервом.
Серийное производство было развёрнуто на заводе № 86 им. Г. М. Димитрова в Таганроге (ныне АО «Таганрогская авиация»). Первый серийный Бе-12 был выпущен 12 декабря 1963 года. Производство продолжалось до июня 1973 года. Всего, кроме 2 прототипов, было выпущено 140 машин. 29 ноября 1968 года приказом министра обороны Бе-12(ПЛ) принят на вооружение ВМФ. Первые 2 серийных самолёта осенью 1964 года поступили в 33 Учебный центр авиации ВМФ. Затем его начали осваивать в строевых частях всех флотов Советского Союза.
За создание самолёта Г. М. Бериеву и группе работников ОКБ присуждена Государственная премия СССР. На Бе-12 установлено 42 официально зарегистрированных мировых рекорда. Самолёт неоднократно демонстрировался на воздушных парадах и выставках.
В настоящее время некоторая часть выпущенных самолётов продолжает оставаться в строю. 14 Бе-12 переданы Украине. Один из самолётов первых серий выставлен в музее ВВС в Монино.
Лётно-технические характеристики:
Двигатели: | АИ-20Д |
Взлётная мощность, л.с.: | 2×5180 |
Габариты, м: | размах крыла — 29,842 длина — 30,11 высота (в варианте гидросамолёта) — 7,4 |
Площадь крыла, м2: | 99 |
Масса, т: | пустого — 24 взлётная нормальная — 34,5 взлётная максимальная — 36 |
Запас топлива, т: | 9 |
Масса боевой нагрузки, кг: | нормальная — 1500 максимальная — 3000 |
Скорость, км/ч: | у поверхности воды — 497 на высоте 4000 м — 540 |
Время набора высоты 4000 м, мин.: | 8 |
Практический потолок, м: | 8000 |
Дальность полёта, км: | 3570 |
Длина разбега, м: | 1200 |
Длина пробега, м: | 1100 |
Экипаж, чел.: | 4 |