Бомбардировщик Ju-88 относится к наиболее известным самолетам второй мировой войны. В конструкцию спроектированного в 1936 году скоростного бомбардировщика в период с 1937 по 1944 год было внесено более 3000 изменений, позволивших создать шесть основных модификаций и более 60 вариантов, из которых наиболее массовым был бомбардировщик Ju-88A-4, а общее количество выпущенных самолетов этого типа превышало 15100.
История этого знаменитого самолета началась в октябре 1935 года, когда Министерство авиации Германии выдало фирме «Юнкерс» техническое задание на разработку скоростного двухмоторного горизонтального бомбардировщика с экипажем из трех человек. Самолет должен был развивать максимальную скорость полета 500 км/час и нести бомбовую нагрузку в 500 кг на дальность до 2000 км. Оборонительное вооружение должно было состоять из одного 7,92-мм пулемета в носовой части фюзеляжа и одного подвижного пулемета того же калибра. Все требования технического задания можно было выполнить путем простой модернизации уже запущенного в серийное производство бомбардировщика Ju-86, исключение составлял лишь один показатель — скорость полета 500 км/час. Выпускавшийся в то время немецкий истребитель Ме-109 последней модификации «С» развивал скорость 468 км/час, а лучший советский истребитель того времени И-16 тип 5 вообще имел максимальную скорость 454 км/час.
По этой причине для выполнения требований технического задания конструкторам фирмы «Юнкерс» во главе с Эрнстом Цинделем пришлось сконструировать совершенно новый самолет. При этом, естественно, был использован опыт, полученный конструкторами при создании бомбардировщиков Ju-86 и Ju-87. Так, фюзеляж: Ju-88 по аналогии с Ju-87 состоял из верхней и нижней половин, которые изготавливались по отдельности на стапелях с использованием открытой клепки, а затем соединялись вместе заклепками и уголковыми профилями. Благодаря этому процесс монтажа фюзеляжа существенно ускорялся, так как снаружи и внутри половин фюзеляжа могло работать одновременно сколь угодно много рабочих-сборщиков.
Собранный из двух половин фюзеляж самолета имел овальное поперечное сечение с плавными обтекаемыми обводами и плоскими участками в месте расположения бомболюков.
В передней части фюзеляжа находилась закрытая фонарем кабина, в которой размещался весь экипаж: самолета: пилот, штурман-бомбардир, нижний задний стрелок и стрелок-радист. Размещение экипажа в одной кабине позволяло производить замену выбывшего из строя члена экипажа и оказывать взаимную помощь. Кабина являлась единственным местом на самолете, где была установлена броневая защита, общий вес которой составлял примерно 110 кг. Летчик имел сзади броневую спинку, составленную из шести плоских стальных плит толщиной 4–10 мм, и бронированное сиденье. Стрелок, обслуживавший пулеметную установку в гондоле под фюзеляжем в положении лежа, имел под туловищем броневое корыто, составленное из отдельных 4-мм пластин, а над пулеметом был вмонтирован щиток из пулестойкого стекла.
Задний верхний стрелок (стрелок-радист), располагавшийся спиной к летчику, имел перед собой шарнирную соединенную составную стальную плиту толщиной 7,4 мм, подвешенную на шарнирах к нижнем раме откидной части фонаря кабины. В задней части фонаря стрелка над пулеметом было вмонтировано пулестойкое стекло толщиной 50 мм. Справа от стрелка на откидном борту фонаря была закреплена дополнительная 4-мм стальная плита. В сиденье стрелка была вставлена броневая чашка, собранная из пяти отдельных 5-мм плит. Металлическое крыло полукессонного типа по своей конструкции напоминает крыло самолета Ju-86. По его задней кромке установлены элероны и закрылки щелевого типа. К силовым элементам крыла прикреплены моторные гондолы цилиндрической формы. В передней части этих гондол устанавливались двигатели, а задние их части использовались для размещения убирающихся в полете стоек шасси. В передней части каждой из гондол устанавливался кольцевой радиатор, заключенный в капот типа NACA. Охлаждение двигателей регулировалось с помощью подвижных щитков задней щели выхода воздуха.
За время серийного производства самолетов Ju-88 на них устанавливались двигатели нескольких типов. Первый опытный самолет, поднявшийся в воздух 21 декабря 1936 года, имел два двигателя ДВ-600Аа мощностью 1000 л.с. каждый. Основная часть серийных самолетов была выпущена с двигателями Юмо-211 различных модификаций мощностью 1200–1400 л.с. Некоторое количество Ju-88 летало также с двигателями ДВ-801 (1700 л.с.) и Юмо-213 (1750 л.с). Развиваемая с этими двигателями максимальная скорость колебалась в относительно широком диапазоне от 470 до 570 км/час. Запас топлива размещался в четырех крыльевых и двух фюзеляжных протектированных топливных баках. Для повышения живучести самолета в бою бензобаки размещались в герметически изолированных отсеках, а бензомагистрали дублировались. Объем принимаемого на борт топлива зависел от модификации, например у Ju-88A-5 он составлял 3580 л. Смазочное масло у этой модификации заливалось в два крыльевых протектированных бака емкостью по 136 литров один непротектированный бак емкостью 105 л, установленный в левой консоли крыла.
Мощность вооружения самолетов Ju-88 в ходе войны постоянно повышалась. Стрелковое вооружение первой серийной модификации Ju-88A-1 состояло из трех 7,92-мм пулеметов MG-15 с магазинным питанием (общий запас патронов — 1500 штук). Опыт боевого использования этого самолета показал, что он слабо защищен от атак истребителей сбоку и что в -^ целом мощность огня установленного на нем вооружения? недостаточна. Для ликвидации этих недостатков при отсутствии в то время удачной конструкции крупнокалиберного пулемета или пушки были введены некоторые изменения без коренных переделок конструкции самолета. Прежде всего были установлены добавочные пулеметы для защиты самолета с боков; затем увеличили вдвое количество пулеметов, предназначенных для обстрела верхней и нижней частей задней полусферы, и установили добавочный пулемет для обстрела нижней части передней полусферы.
Путем осуществления принципа «ежа» немцы, не меняя принципиального типа установки, добились значительного уменьшения непростреливаемого пространства, особенно с боков. Уже на самолете модификации Ju-88A-4 пулеметы MG-15 калибра 7,92 мм с магазинным питанием были заменены пулеметами MG-81 того же калибра непрерывного питания (рассыпной лентой из металлических звеньев).
Бомбардировщик Юнкерс Ju-86 A-4 имел шесть единиц стрелкового оружия.
Огневая точка А. Для стрельбы вперед установлен один пулемет MG-81 на подвижном лафете на правой стороне носовой части фюзеляжа; стрельбу ведет стрелок-бомбардир; лафет позволяет закрепить пулемет неподвижно для ведения стрельбы летчиком при пикировании.
Для стрельбы с пикирования установлен коллиматорный прицел Штуви-5 (Stuvi-5); имеется дублер — кольцевой прицел.
Запас патронов в патронном ящике — 1000 штук. Гильзы и звенья улавливаются.
Огневая точка В. Для стрельбы назад установлены на линзовых лафетах L.L.K-81BE два подвижных пулемета MG-81, стрельбу из которых ведет радист. Каждый пулемет установлен на отдельном лафете (справа и слева), вследствие чего значительно увеличились углы обстрела в горизонтальной плоскости и обеспечена возможность стрельбы вниз под углами до 13°. Запас патронов в патронных ящиках по 900–1000 штук на каждый пулемет. Прицел кольцевой.
Огневая точка С. Для защиты нижней части задней полусферы на специальной гондоле (Бола 81Z) под фюзеляжем устанавливаются спаренные пулеметы MG-81, стрельбу из которых ведет стрелок. Изменением установки достигнуто увеличение углов обстрела вниз с 60° до 90°. Запас патронов в патронных ящиках по 900–1000 штук на каждый пулемет. Прицел кольцевой.
Для усиления огневой точки В на левой и правой сторонах задней части кабины летчика на шкворневых установках дополнительно установлено по одному подвижному пулемету MG-15. Правый пулемет обслуживается стрелком-бомбардиром, левый — радистом. Питание магазинное. Прицел кольцевой.
Однако этих мер вскоре оказалось недостаточно. Наличие крупнокалиберного оружия на истребителях противника и усиление их бронирования потребовали установки крупнокалиберного оружия и на Ju-88. Первой модификацией, на которой было установлено такое оружие, был бомбардир Ju-88A-6. При этом наибольшему изменению подверглось носовое и бортовое вооружение.
Внизу носовой части фюзеляжа неподвижно установлена пушка MG-151 калибра 15–20 мм с запасом 200 патронов.
Вверху носовой части фюзеляжа установлен подвижно крупнокалиберный пулемет MG-131 калибра 13 мм с запасом 500 патронов.
Для усиления боковой защиты установлено на шкворнях четыре пулемета MG-15 с запасом 3200 патронов в магазинах.
Верхняя, задняя и нижняя люковая установки были аналогичны установкам на Ju-88 A-4.
Еще более мощное вооружение имел Ju-88 °C-4, предназначенный для использования в качестве штурмовика. В носовой части этого самолета были установлены три пушки Эрликон MG-FF калибра 20 мм с запасом по 120 патронов на пушку и три пулемета MG-17 калибра 7,92 мм с запасом по 1000 патронов на пулемет.
Для обстрела верхней части задней полусферы установлены два пулемета MG-81 на линзовых лафетах с запасом по 500 патронов на пулемет. Люковая установка отсутствовала. Однако такое вооружение было малоэффективным в борьбе с бронетанковой техникой, так что вскоре появились различные варианты истребителей танков (модификация «Р» — Panzerjager — истребитель танков), вооруженные подфюзеляжными щитками калибра 37–75 мм.
Бомбардировочное вооружение общим весом до 2000 кг размещалось как во внутрифюзеляжных бомбовых отсеках, так и на наружных бомбодержателях. На бомбардировщике Ju-88A-5, у которого бомбоотсеки были заняты баками с топливом, бомбы размещались на установленных под консолями крыла четырех бомбодержателях ETC-500/IX или двух бомбодержателях 1000, что позволяло подвешивать бомбы весом 4×500 кг, или 4×250 кг, или 1×1800 кг, или 2×1000 кг или 2×500 кг.
Бомбометание могло производиться как с горизонтального полета, так и с пикирования. Для обеспечения бомбометания с пикирования под консолями крыла устанавливались аэродинамические тормоза (решетки) и монтировалась аппаратура для автоматического управления полетом при пикировании.
При бомбометании с горизонтального полета использовались бомбардировочные прицелы Lotfe-7a, Lotfe-7b, BZG-2L, или Е или GV-219d.
Бомбометание с пикирования производилось с помощью прицелов BZA-1, Stuvi-5, Revi-cl2.
Для обеспечения полетов и боевого использования самолета на нем устанавливалось необходимое радиопереговорное, навигационное и прицельное оборудование.
На созданных на базе Ju-88 ночных истребителях-перехватчиках устанавливались радиолокаторы различных типов, а самолеты-фоторазведчики оснащались автоматическими аэрофотоаппаратами.
Созданный фирмой «Юнкерс» бомбардировщик имел очень хорошие для своего времени характеристики. Так, закупленный торговой делегацией СССР в марте 1940 года (вместе с другими образцами немецкой авиационной техники) Ju-88A-1 на испытаниях в Советском Союзе развивал с полетным весом 10350 кг максимальную скорость у земли 365 км/час, а на высоте 5600 м — 445 км/час. Высоту 5000 м этот бомбардировщик набирал за 18 минут.
Высокие скоростные характеристики, хорошая маневренность и большая полезная нагрузка позволяли использовать Ju-88 для выполнения разнообразных боевых задач.
Производство самолетов Ju-88 в годы второй мировой войны было приоритетной задачей для всей германской экономики. Это объясняется тем, что одним из важнейших инструментов ведения германского «блицкрига» была бомбардировочная авиация, а основу ее составляли бомбардировщики Ju-88.
Подписанное А.Гитлером за несколько дней до начала второй мировой войны распоряжение предусматривало доведение ежемесячного производства Ju-88 до 300 единиц (из них 50 в виде запасных частей). Для выполнения этого распоряжения было задействовано 36 основных авиационных и мотостроительных заводов, а также более 3500 предприятий-поставщиков комплектующих изделий. И хотя из-за нехватки сырья и налетов авиации союзников темп производства в 300 самолетов в месяц не был достигнут, 15100 выпущенных Ju-88 составляют более чем значительную цифру.
Посредством постоянного совершенствования конструкции, усиления вооружения и установки нового бортового оборудования немецким конструкторам удавалось поддерживать Ju-88 на достаточно высоком техническом уровне вплоть до конца войны.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Jumo 211J-1 |
Размах, м: | 20, 08 |
Длина, м: | 14, 36 |
Высота, м: | 5, 07 |
Площадь крыла, м2: | 54, 70 |
Вес пустого, кгс: | 8550 |
Вес взлетный, кгс: | 14000 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 385 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 440 |
Максимальная скорость на высоте 6000 м, км/ч: | 450 |
Время набора высоты 5400 м, мин: | 23, 0 |
Дальность, км: | 2500 |
Потолок, м: | 8500 |
Экипаж, чел: | 4 |