Наряду с извергающими смертоносный огонь танками и мчащимися в клубах пыли мотоциклистами-автоматчиками пикирующий бомбардировщик Ju-87 стал своеобразным символом немецкого блицкрига Тем более что первые бомбы второй мировой войны были сброшены в 4 часа 26 минут 1 сентября 1939 года именно с бомбардировщиков Ju-87, a первый сбитый в этой войне самолет (польский истребитель Р-11) записал на свой счет Ф Нойберт, стрелок-радист опять-таки Ju-87.
Эксперименты с бомбометанием с пикирования были начаты в Германии, как и в других авиационных державах, довольно рано. Правда, из-за ограничений Версальского договора работы эти выполнялись, как правило, в других странах, где немецкие фирмы имели свои филиалы. Так, уже в 1928 году шведским филиалом фирмы «Юнкерс» был разработан проект цельнометаллического двухместного пикирующего бомбардировщика К-47. После прихода Гитлера к власти в 1933 году фирма «Юнкерс» продолжила работу в этом направлении уже на своих заводах в городе Дессау, Германия. Так что когда Техническое управление министерства авиации объявило конкурс на лучший пикирующий бомбардировщик, у Юнкерса уже был спроектированный Германом Польманом бомбардировщик Ju-87, полностью отвечающий требованиям конкурса: цельнометаллический одномоторный моноплан с экипажем из двух человек, располагавшимся в закрытой кабине. Проекты других фирм были отклонены: самолет фирмы «Арадо» Аг-81 представлял собой биплан, фирма «Блом и Фосс» предложила одноместный бомбардировщик На-137, а основной конкурент Ju-87 бомбардировщик фирмы «Хейнкель» Не-118 развалился в полете, когда начальник Технического управления Эрнст Удет попытался лично продемонстрировать, как следует выполнять бомбометание с пикирования. Удету удалось спастись с помощью парашюта, но достаточно перспективный проект Не-118, имевшего скорость полет на 100 км/час больше, чем у Ju-87, спасти не могло уже ничто.
Как уже упоминалось выше, совершивший свой первый полет 17 сентября 1935 года Ju-87 представлял собой цельнометаллический одномоторный моноплан. Его дюралюминиевый фюзеляж овального сечения (полумонокок) состоял из верхней и нижней половин, которые соединялись заклепками при помощи уголковых профилей. В передней части фюзеляжа имелись силовые шпангоуты коробчатого сечения. Один из этих шпангоутов, расположенный между сиденьями экипажа, доходил до верха фонаря кабины и предохранял экипаж; при полном каботаже самолета. Обшивка фюзеляжа была выполнена из гладких дюралюминиевых листов, закрепленных с помощью заклепок с потайной головкой. Благодаря этому после грунтовки и покраски поверхность фюзеляжа была почти идеально гладкой и создавала минимальное аэродинамическое сопротивление.
Двухместная кабина пилота закрывалась прозрачным сдвижным фонарем. Сиденья пилота и стрелка-радиста располагались одно за другим, при этом сиденье стрелка-радиста было вращающимся. В полу кабины имелся люк для наблюдения вниз. Бомбометание производилось с помощью специального прицела Stuvi A2, который на последних модификациях был заменен универсальным прицелом Revic 12CI, который можно было использовать как для бомбометания с пикирования, так и для горизонтального бомбометания.
В ходе серийного производства совершенствовалось размещенное в кабине радиооборудование. Бортовая приемо-передающая радиостанция FuG Vila была заменена более совершенной FuG-16ZY. Устанавливалась также самолетная опознавательная радиостанция FuG-25A.
На самолете было установлено крыло довольно редко используемого типа «обратная чайка». Выбор такого крыла был обусловлен стремлением конструкторов уменьшить до минимума высоту стоек неубирающегося в полете шасси и таким образом снизить их аэродинамическое сопротивление. Крыло состояло из трех частей. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем, к нему крепились отъемные части, имевшие в плане трапециевидную форму. Установленные на крыле щелевые подвесные элероны и закрылки типа Юнкерс обеспечивали хорошую маневренность и управляемость. Особенностью крыла, обусловленной способом боевого применения самолета, были аэродинамические тормоза, установленные под крылом на 30% хорды. Эти тормоза представляли собой щитки с узкой щелью посередине. При пикировании щитки поворачивались перпендикулярно потоку воздуха и существенно снижали скорость пикирования, способствуя таким образом улучшению точности бомбометания. Здесь надо отметить, что точность бомбометания Ju-87 была весьма высока — бомбы обычно укладывались в круг диаметром 30 м. Этого было вполне достаточно для уничтожения таких целей, как мосты, командные пункты, огневые точки и корабли. В связи с тем, что для бомбометания с пикирования использовались бомбы большого калибра (250, 500 или 1000 кг), они подвешивались под фюзеляжем на специальном устройстве, выводящем сбрасываемую бомбу из зоны вращения винта.
Самолет имел цельнометаллическое оперение. Регулируемый в полете стабилизатор прямоугольной формы крепился к фюзеляжу V-образным подкосом с каждой стороны. Механизм регулировки стабилизатора был соединен с приводом закрылков. Первоначально проектом предусматривалось двухкилевое оперение, однако после разрушения такого оперения в испытательном полете все последующие машины имели однокилевое оперение.
Неубирающееся в полете шасси выглядело старомодно уже во время летных испытаний первых образцов самолета. Конструкторы объясняли свой выбор нежеланием ослаблять крыло нишами для уборки шасси, однако развить высокую скорость полета с неубирающимися шасси Ju-87 естественно не мог, хотя амортизационные стойки и колеса закрывались съемными обтекателями. (За характерный силуэт шасси советские солдаты называли Ju-87 «Лапотником», хотя в Люфтваффе использовалось более благозвучное неофициальное название «Штука» — от Штурцкампффлюгцойг — пикирующий боевой самолет).
Силовая установка Ju-87 состояла из одного перевернутого V-образного двигателя жидкостного охлаждения. На первой серийной модификации стоял двигатель Юмо-210 мощностью 680 л.с, впоследствии использовались различные варианты двигателя Юмо-211, развивавшие мощность до 1500 л.с.
На самолете двигатель устанавливался на резиновых прокладках на легкосъемной подмоторной раме, которая в свою очередь пристыковывалась в четырех точках к переднему шпангоуту фюзеляжа, образующему противопожарную перегородку.
Расположенный под двигателем туннельный радиатор имел щитки для регулирования процесса охлаждения циркулирующей в двигателе жидкости. Баки для горючего размещались в центроплане, вблизи центра тяжести. Общая емкость этих баков составляла 500 л. Под консолями крыла можно было подвесить два дополнительных топливных бака емкостью по 300 л каждый. Благодаря этому дальность полета могла быть увеличена до 1400 км.
Стандартное вооружение Ju-87 в течение длительного времени состояло из двух 7,92-мм пулеметов MG-17 в консолях крыла и одного 7,92-мм пулемета MG-15 в задней части кабины. На некоторых модификациях крыльевые пулеметы были заменены 20-мм пушками MG-151/20 или подвесными 37-мм пушками БК-3,7, а оборонительный 7,92-мм пулемет был заменен спаркой пулеметов того же калибра.
Применение все более мощных двигателей позволило довести бомбовую нагрузку до 1800 кг. Обычно это была бомба большого калибра, подвешенная под фюзеляжем, и несколько бомб меньшего калибра под консолями крыла. Был разработан также вариант бомбардировщика-торпедоносца, вооруженного авиационной торпедой LTF-5W калибра 533 мм.
До окончания производства в 1944 году было выпущено 5709 самолетов Ju-87.
После успешного применения восьми Ju-87 в Испании самолеты этого типа широко использовались в войне Германии с Польшей (задействовано 348 самолетов, потеряно 30) и в разгроме англо-французских войск весной 1940 года. В условиях полного господства немецкой авиации в воздухе Ju-87 проявили себя как чрезвычайно эффективный инструмент войны, однако попытка привлечь соединения этих бомбардировщиков для уничтожения целей на территории Англии, прикрытой мощной системой ПВО, окончилась полным провалом. Практически не имевшие броневой защиты тихоходные пикировщики со слабым оборонительным вооружением стали легкой добычей английских «Спитфайров» и «Харрикейнов». Например, 16 сентября 1940 года было сбито 23 самолета 2-й штурмовой эскадры «Иммельман». Тремя днями позже из 16 поднявшихся в воздух Ju-87 77-й штурмовой эскадры было потеряно 12 самолетов и так далее.
В результате высоких потерь уже через 6 дней после начала воздушной битвы за Англию соединения Ju-87 были выведены из боевых действий и встал вопрос о целесообразности дальнейшего использования этих самолетов. В этом смысле показательно, что делегация советских авиационных специалистов во главе с авиаконструктором А. С. Яковлевым, закупавшая в конце 1940 года в Германии образцы германской авиатехники, не проявила к Ju-87 никакого интереса, считая его безнадежно устаревшей машиной.
Однако впереди была операция «Барбаросса», для участия в которой Люфтваффе подготовило 273 Ju-87. И все повторилось снова: господство в воздухе немецкой авиации и безнаказанная бомбежка колонн советских войск и техники под аккомпанемент душераздирающего воя сирен, установленных в обтекателях шасси Ju-87. Лишь с лета 1943 года штурмовые эскадры начали перевооружаться истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками Fw-190, но производство Ju-87 продолжалось до 1944 года, а в боевых действиях они участвовали до конца войны.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Jumo 210Са |
Размах, м: | 13, 80 |
Длина, м: | 11, 80 |
Высота, м: | 4, 16 |
Площадь крыла, м2: | 32, 00 |
Вес пустого, кгс: | 2315 |
Вес взлетный, кгс: | 3400 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 290 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 320 |
Максимальная скорость на высоте 3700 м, км/ч: | 320 |
Дальность, км: | 500 |
Потолок, м: | 7000 |
Экипаж, чел: | 2 |