При создании этого самолета конструкторы фирмы «Юнкерс» изначально предусматривали возможность использования его в качестве 10-местного пассажирского самолета или среднего бомбардировщика. В соответствии с этим экспортный пассажирский вариант имел обозначение Ju-86Z (Zivil — гражданский), а бомбардировщик Ju-86K (Krieg — военный). Первый полет самолет совершил все-таки в бомбардировочном варианте. Это произошло 4 ноября 1934 года. В 1935 году самолет был принят на вооружение Люфтваффе, в феврале 1936 года первые тридцать предсерийных бомбардировщиков Ju-86A-0 поступили в боевую эскадру 153 «Гинденбург», которая вскоре была доукомплектована уже серийными машинами Ju-86A-T.
Бомбардировщик Ju-86 был цельнометаллическим двухмоторным с убирающимся в полете шасси и разнесенным хвостовым оперением.
Фюзеляж; овального поперечного сечения имел полумонококовую конструкцию. Как элементы набора фюзеляжа, так и обшивка были выполнены из дюралюминия, из этого же металла были изготовлены крыло и хвостовое оперение. В передней части фюзеляжа в застекленной кабине находилось место штурмана-бомбардира, далее располагалась также закрытая кабина пилота, а за ней — бомбовый отсек, полузакрытая козырьком кабина стрелка-радиста и выдвижная башня нижнего стрелка. Бомбовый отсек оборудован двумя кассетами, в которых в вертикальном положении хвостовым оперением вниз подвешиваются бомбы калибра до 50 кг. Одна из этих кассет находится перед лонжероном центроплана, а другая — между первым и вторым лонжеронами. Бомбовой отсек закрывается створчатыми люками.
Крыло Ju-86 состоит из центроплана и двух отъемных частей. По краям центроплана крепятся мотогондолы, в нижней части центроплана имеются ниши для уборки шасси. Конструкция крыла многолонжеронная, его обшивка выполнена из гладких листов дюралюминия. Крыло оборудовано секционными закрылками типа «Юнкерс», вдоль его задней кромки укреплены подвесные элероны с весовой компенсацией.
Для самолета выбрано двухкилевое разнесенное хвостовое оперение, обеспечивающее лучшие, чем у однокилевого оперения, условия ведения огня в задней полусфере. Рули снабжены триммерами, стабилизатор поддерживается двумя V-образными подкосами.
Убирающееся в полете шасси имеет необычную для двухмоторного самолета схему — его стойки убираются в крыло во внешние стороны от фюзеляжа. Уборка шасси производится с помощью электропривода. На стойках шасси и снабженных пневматиками низкого давления колесах были закреплены щитки, которые в убранном положении шасси закрывали вырезы в нижней поверхности центроплана. Заднее колесо в полете не убиралось.
Первоначально на самолете устанавливались дизельные двигатели Юмо-205 мощностью 600 л.с, вследствие чего он по праву считается первым немецким бомбардировщиком с дизельной силовой установкой. Преимуществом этих двигателей была высокая экономичность и пожаробезопасность, однако вследствие большого веса и, как показала боевая проверка в Испании, недостаточной мощности, дизели пришлось заменить 845-сильными звездообразными поршневыми двигателями воздушного охлаждения BMW-132 (двигатели «Хорнет» фирмы «Пратт-Уитни», выпускавшиеся в Германии по лицензии). В 1939 году, когда понадобилось обеспечить максимальную дальность полета вновь созданной разведывательной модификации Ju-86P, на самолете были вновь установлены дизели, правда усовершенствованной высотной модели Юмо-207А мощностью 680 л.с. С этими двигателями максимальная высота полета составляла 12100 м, а на высоте 10000 м самолет мог лететь 2,5 часа. При этом Ju-86P был недосягаем для всех истребителей того времени.
Двигатели комплектовались трехлопастными металлическими винтами с изменяемым в полете шагом типа «Гамильтон» или «Юнкерс». Моторные установки закрывались капотами NACA с регулируемыми щелями для выхода воздуха. Радиаторы охлаждающей жидкости располагались под двигателями.
На самолете устанавливалось только оборонительное вооружение — три 7,92-мм пулемета MG-15. Один пулемет был установлен в пулеметной башне в кабине штурмана-бомбардира, другой пулемет на шкворневой установке размещался в кабине стрелка-радиста. Для защиты от атак снизу использовался пулемет, установленный в нижней выдвижной башне. В небоевом положении башня была полуутоплена в фюзеляже и не оказывала существенного влияния на аэродинамику самолета, при необходимости башня выдвигалась вниз вместе со стрелком. Однако при этом резко возрастало аэродинамическое сопротивление самолета, падала его скорость и соответственно уменьшались шансы уцелеть в бою.
Всего было выпущено примерно 840 самолетов Ju-86.
Вследствие наблюдавшегося в конце 30-х годов бурного развития авиационной техники бомбардировщики Ju-86 быстро перешли в разряд устаревших. Ни по скорости полета, ни по бомбовой нагрузке они не удовлетворяли требованиям, предъявлявшимся Люфтваффе к самолетам этого класса. По этой причине к началу второй мировой войны только одно боевое соединение Люфтваффе было вооружено бомбардировщиками Ju-86. Остальные машины были переданы летным школам и использовались в качестве учебно-тренировочных.
Иначе сложилась судьба разведывательных самолетов Ju-86Р. Начиная с 1940 года эти самолеты в составе разведывательной эскадрильи Главного командования Люфтваффе совершали разведывательные полеты над территорией Англии, в зоне Средиземноморья и над западными областями СССР.
В ходе подготовки к операции «Барбаросса» немецкая воздушная разведка смогла выявить систему обороны противостоящих советских войск, расположение их командных пунктов и практически всех советских аэродромов Значительная доля этих сведений была получена с помощью разведчиков Ju-86Р, совершавших полеты с аэродромов вблизи Будапешта и Кракова.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Jumo 205 °C-4 |
Размах, м: | 22, 50 |
Длина, м: | 17, 87 |
Высота, м: | 5, 06 |
Площадь крыла, м2: | 82, 00 |
Вес пустого, кгс: | 5150 |
Вес взлетный, кгс: | 8060 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 275 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 300 |
Максимальная скорость на высоте 3000 м, км/ч: | 325 |
Дальность, км: | 1570 |
Потолок, м: | 5900 |
Экипаж, чел 4: | 2 |