Проводившиеся в начале 30-х годов в США широкие эксперименты с бомбометанием с пикирования произвели сильное впечатление на руководителей Министерства авиации Германии. Пикирующие бомбардировщики хорошо вписывались в теорию «блицкрига», поэтому уже в 1933 году были разработаны технические требования к такому самолету, а 1 апреля 1935 года созданный фирмой «Хеншель» пикирующий бомбардировщик Hs-123 был поднят в воздух. Далее события развивались достаточно быстро: 8 мая 1935 года (ровно за 10 лет до подписания акта о капитуляции Германии) самолет осмотрел один из руководителей Люфтваффе Эрнст Удет, в июле 1936 года была выпущена предсерийная партия самолетов Hs-123A-0, в сентябре того же года было развернуто серийное производство первой модификации Hs-123A-1. Это был цельнометаллический одноместный одномоторный биплан (кстати, последний немецкий боевой самолет этой схемы) с однокилевым хвостовым оперением и с неубирающимся в полете колесным шасси.
Фюзеляж самолета представлял собой дюралюминиевый монокок овального поперечного сечения, в средней его части находилась открытая пилотская кабина с регулируемым по высоте сиденьем. Крылья были почти полностью изготовлены из дюралюминия. Нижнее крыло было однолонжеронным с работающей обшивкой, по его задней кромке располагались закрылки. Верхнее крыло имело двухлонжеронную конструкцию.
Hs-123 имел обычное однокилевое хвостовое оперение. Стабилизатор поддерживался снизу двумя подкосами и соединялся с килем двумя лентами. Рули были снабжены весовой компенсацией; кроме того, на руле высоты имелись два триммера, управляемые из пилотской кабины. Как киль, так и стабилизатор были обшиты листовым дюралюминием, рули были обтянуты тканью.
Силовая установка состояла из звездообразного двигателя BMW-132 различных модификаций, закрытого капотом NACA с выколотками для головок цилиндров. Винт металлический трехлопастный.
Вооружение Hs-123 состояло из двух 7,92-мм пулеметов и бомбовой нагрузки весом до 250 кг. Иногда вместо бомб под крылом подвешивались контейнеры с 7,92-мм пулеметами или 20-мм пушками.
Для испытания в боевых условиях несколько Hs-123 было отправлено в Испанию, где вскоре оказались и вновь разработанные пикирующие бомбардировщики Ju-87. Сравнительные испытания обоих самолетов показали явное преимущество Ju-87 как пикирующего бомбардировщика, a Hs-123 был переклассифицирован в штурмовик (кстати, первый штурмовик в составе Люфтваффе), и в апреле 1937 года его производство прекратили.
Уже в новой роли Hs-123 принял участие в первых сражениях второй мировой войны, однако после разгрома Франции значительная часть этих машин была передана в учебные подразделения ввиду малой скорости и слабого вооружения.
Но на этом история Hs-123 не закончилась. После нападения Германии на СССР немногие сохранившиеся в боевых частях Hs-123 в условиях безраздельного господства в воздухе немецкой авиации настолько хорошо показали себя при штурмовке толп беженцев и отступающих частей Красной Армии, что для этой цели были задействованы все имевшиеся у Люфтваффе самолеты этого типа и встал даже вопрос о возобновлении его производства. Фирма «Хеншель» подготовила для этого новую модификацию Hs-123B. Этот самолет имел полностью закрытую кабину пилота, усиленную броневую защиту и более мощный двигатель BMW-132K (960 л.с). Эта идея так и не была реализована, так как технологическая оснастка для производства самолета была уже разобрана, да и не было свободных производственных мощностей. Дело кончилось тем, что оставшиеся в строю Hs-123, А были переоборудованы в модификацию Hs-123B и в таком виде использовались на советско-германском фронте вплоть до осени 1944 года. Общее количество выпущенных машин этого типа оценивается в 265 единиц.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | BMW 132Dc |
Размах вернего крыла, м: | 10, 50 |
Размах нижнего крыла, м: | 8, 00 |
Длина, м: | 8, 33 |
Высота, м: | 3, 21 |
Площадь крыльев, м2: | 24, 85 |
Вес пустого, кгс: | 1400 |
Вес взлетный, кгс: | 2110 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 317 |
Максимальная скорость на высоте 1200 м, км/ч: | 342 |
Скороподъемность, м/мин: | 900 |
Дальность, км: | 860 |
Потолок, м: | 9000 |
Экипаж, чел: | 1 |