Тяжелый дальний бомбардировщик Не-177 «Грайф» («Грифон») молено считать одной из самых серьезных и дорогостоящих ошибок руководства Люфтваффе и фирмы «Хейнкель».
Работы по созданию этого самолета были начаты во второй половине 30-х годов и велись без особой спешки, так как командование Люфтваффе ориентировалось на «блицкриг» и не особенно интересовалось дальними бомбардировщиками.
Разработанный конструкторами фирмы «Хейнкель» под руководством Зигфрида Гюнтера цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением с технической точки зрения был весьма интересной машиной. Главной его «изюминкой» (кстати говоря, погубившей его) было использование в качестве силовой установки двух агрегатов ДВ-606, каждый из которых состоял из двух двигателей ДВ-601, работающих на один вал. Таким образом решалась задача создания мощной (2600 л.с.) и компактной силовой установки.
В случае выхода из строя одного из двигателей, входящих в агрегат, он мог быть отключен пилотом.
Охлаждение двигателей осуществлялось двумя большими лобовыми радиаторами, установленными в передней части капота агрегата, как это сделано на бомбардировщике Ju-88.
Запас топлива размещался в девяти протектированных баках. Восемь баков общей емкостью 8760 л находились в крыле, один бак емкостью 5200 л размещался дополнительно в фюзеляже в случае неполной бомбовой нагрузки. Таким образом, общий запас топлива мог составлять от 8760 до 13960 л.
На агрегатах устанавливались четырехлопастные металлические винты постоянных оборотов фирмы «VDM». Диаметр винтов составлял 4,30 м, управление шагом винтов осуществлялось с помощью гидропривода.
С такой силовой установкой расчетная максимальная скорость составляла 600 км/час, самолет был способен нести бомбовую нагрузку в 1000 кг на дальность 6000 км. При сокращении дальности полета до 3000 км бомбовая нагрузка могла быть увеличена до 2000 кг.
Оригинальной была и конструкция шасси. Каждая нога шасси имела по два колеса, снабженных индивидуальными, не связанными между собой амортизационными стойками. Б полете эти стойки шасси убирались вдоль по размаху крыла, причем стойки с внешними колесами убирались к концам крыла, а стойки с внутренними колесами — в направлении к фюзеляжу самолета.
Значительный интерес представлял собой комплекс оборонительного вооружения самолета. Специально для Не-177 было разработано несколько вариантов дистанционно управляемых подвижных стрелковых установок.
Принцип работы этой стрелковой установки заключался в следующем: прицел, укрепленный на прицельной станции кольцевого типа, с помощью механических передач через сервомеханизм жестко связан с оружием, укрепленным на турели, отстоящей от прицельной станции на расстоянии 5,3 м. При повороте прицела стрелком происходит почти мгновенное включение в работу сервомеханизма, который с помощью рабочих валов осуществляет вращение оружия вслед за прицелом.
При этом максимальная скорость горизонтальной или только вертикальной наводки составляла 60° в секунду. Если вертикальная наводка производится одновременно с горизонтальной наводкой, то ее максимальная скорость составляет 40° или 80° в секунду в зависимости от направления поворота прицела.
В качестве альтернативы этой стрелковой установки была разработана также установка под две 20-мм пушки MG-151/20. В этой установке прицельная станция типа VSE-B177/1A сохранена без изменения. Прицел, укрепленный на прицельной станции, с помощью механических передач через сервомеханизм FA3V связан с гидроприводом турели, питающимся от гидравлической бортовой сети самолета.
Замыкание выключателя на прицельной станции вызывает выключение стопоров, запуск мотора сервомеханизма FA3V и открывание электромагнитного гидроклапана, стоящего между гидравлической бортовой сетью и гидроприводом турели.
Происходит включение в работу гидромоторов горизонтальной и вертикальной наводки, и оружие наводится на цель.
Хотя состав оборонительного вооружения менялся в зависимости от модификации и варианта самолета, типичным можно считать следующий: две 20-мм пушки MG-FF, пять 13-мм пулеметов MG-131 и один 7,92-мм пулемет MG-81.
Бомбовая нагрузка составляла 2400 кг, все бомбы размещались во внутрифюзеляжных бомбоотсеках. Вместо бомб в эти отсеки могли быть загружены и торпеды.
Конструкторы создавали самолет в расчете на то, что бомбометание будет производиться в горизонтальном полете. Однако в начале 1938 года, когда была готова вся техническая документация на самолет, один из руководителей Люфтваффе, генерал Эрнст Удет, потребовал обеспечить возможность производить на Не-177 и бомбометание с пикирования с углом атаки 60°. Хотя глава фирмы Эрнст Хейнкель пытался доказать, что самолет весом почти двадцать тонн вообще не может пикировать, ему пришлось выполнять это указание, хотя для этого пришлось перестроить всю конструкцию самолета.
Опытный образец Не-177 совершил свой первый полет 19 ноября 1939 года. Через некоторое время, не дождавшись результатов испытаний опытной серии самолетов (кстати говоря, далеко не обнадеживавших, так как последовательно погибли в катастрофах три опытных самолета), Удет распорядился запустить Не-177 в крупносерийное производство с темпом выпуска 120 машин в месяц. В ходе реализации этого распоряжения бомбардировщик Не-111 был снят с производства, а многочисленные предприятия авиапромышленности были закрыты на переоборудование.
С появлением первых серийных самолетов начавшиеся уже в ходе испытаний неприятности приобрели характер тотальной катастрофы: в обычном горизонтальном полете на самолетах происходили возгорания и взрывы двигателей, а при самом незначительном пикировании они просто разваливались в воздухе.
Пришлось восстановить опять-таки с колоссальными затратами производство Не-111, а производство Не-177 свернуть до 3 машин в месяц.
Более или менее безопасная модификация Не-177А-1 была разработана только в 1941 году. Самолеты этой модификации имели усиленную конструкцию крыла и фюзеляжа, что позволяло им выполнять пикирование, однако ненадежная силовая установка была оставлена без изменений, что постоянно приводило к аварийным ситуациям в воздухе. Например, зимой 1942/44 года 1-я эскадрилья Не-177 из бомбардировочной эскадры KG-50 должна была нанести бомбовые удары по советским войскам в районе Сталинграда; она смогла совершить только 13 вылетов, потеряв при этом 7 машин, которые сгорели в воздухе без всякого участия противника. Не сопровождались особыми успехами и действия Не-177 над Атлантикой против конвоев союзников. А конструкторы тем временем разрабатывали все новые модификации и варианты этого самолета, заводы же исправно выполняли план, выпуская сотни мало пригодных для ведения боевых действий машин. Всего до конца 1944 года было изготовлено около 1100 Не-177 (в некоторых источниках приводится цифра 1446 машин).
С бомбардировщиком Не-177 вообще было связано много нереализованных проектов. Например, летом 1944 года этот дальний бомбардировщик пробовали использовать в качестве истребителя для борьбы с бомбардировщиками противника. Для этого в фюзеляже самолета в бомбовых отсеках были смонтированы направленные вперед и вверх под углом 60° пусковые установки неуправляемых реактивных снарядов. По замыслу конструкторов Не-177 должен был пролетать под идущими плотным строем бомбардировщиками противника и уничтожать их залповым огнем реактивных снарядов. Специалисты Рехлина провели соответствующие испытания и забраковали проект — англо-американские бомбардировщики, как правило, сопровождались дальними истребителями, которые вряд ли позволили Не-177 приблизиться к их подопечным.
Была также попытка использовать Не-177 для борьбы с танками и для штурмовых действий. Сначала в носовой части фюзеляжа установили 88-мм зенитную пушку. Оказалось, что при стрельбе она подвергает конструкцию самолета слишком большим нагрузкам и поэтому в конечном варианте остановились на 7,5-мм пушке БК-7,5, однако ввиду явной несостоятельности самой идеи создания штурмовика весом почти 30 т дело ограничилось изготовлением пяти экспериментальных самолетов (He-177A-3/R-5).
Не пошли в серийное производство также разработанные на базе Не-177 дальние бомбардировщики Не-275 и Не-277.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | DB 606 |
Размах, м: | 31, 44 |
Длина, м: | 22, 30 |
Высота, м: | 6, 70 |
Площадь крыла, м2: | 100, 00 |
Вес пустого: | 16100 |
Вес взлетный: | 29800 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 430 |
Максимальная скорость, км/ч: | 480 |
Дальность, км: | 3700 |
Потолок, м: | 8800 |
Экипаж, чел: | 5 |