По своей концепции Каваниси Е15К1 был одним из самых передовых гидропланов своего времени, представлявший собой пример высокого конструкторского искусства. Однако ненадежность сложной системы уборки и сбрасывания поплавков, низкие летные данные и отсутствие бронирования экипажа и протектирования баков привели к полному провалу интересной идеи создания поплавкового разведчика, способного уходить от истребителей.
В 1939 г. японский флот заключил с Каваниси кокуки КК контракт на разработку скоростного двухместного поплавкового разведчика. Задание 14-Си было очень простым требовалось только создать самолет, способный уходить от сухопутных истребителей, а остальные параметры по усмотрению фирмы. Такое необычное требование заставило использовать нестандартную поплавковую схему: основной поплавок крепился под фюзеляжем на двух стойках и в случае опасности передняя стойка сбрасывалась вместе с поплавком, что позволяло выжать из самолета дополнительно 90 км/ч. Стабилизирующие поплавки имели дюралевое днище и тканевую обшивку верхней части, армированную резиной, что позволяло поджать поплавок к крылу, а при выпуске поплавок надувался. В случае сброса основного поплавка стабилизирующие поплавки при посадке на брюхо не выпускались, а играли роль надувных баллонетов для обеспечения плавучести самолета. Силовая установка состояла из 1500-сильного двигателя Мицубиси МК4D Касей 14 воздушного охлаждения и двухлопастных соосных винтов первый пример использования на японском самолете. Для достижения высоких скоростей был выбран ламинарный профиль крыла, разработанный профессором токийского университета Ичиро Тани.
Разработка самолета, получившего фирменное обозначение К 10, началась еще в июле 1939 г., но из-за технических трудностей готовность первого самолета задержалась до конца 1941 г. 5 декабря 1941 г. первый Е15К1 поднялся наконец в воздух. Управляемость самолета была удовлетворительной, но возникли проблемы с управлением шагом соосных винтов и механизмом уборки стабилизирующих поплавков. В октябре 1942 г. самолет был передан на войсковые испытания флоту, но был поврежден, когда отказ управления закрылками не позволил выпустить стабилизирующие поплавки. Самолет был восстановлен и оснащен дополнительным подфюзеляжным килем для улучшения продольной устойчивости.
Из-за постоянных проблем с уборкой стабилизирующих поплавков пришлось отказаться от системы их наддува. Hесмотря на эти недостатки Е15К1 был запущен в малую серию под обозначением высокоскоростной разведывательный гидроплан модель II Сиюн (Фиолетовое облако). В конце-концов стабилизирующие поплавки зафиксировали в выпущенном положении с помощью подкосов. Возросшее сопротивление компенсировалось установкой более мощной 1850-сильного двигателя Мицубиси Касей 24.
Шесть Е15К1 были посланы на Палау для войсковых испытаний, но их вскоре посбивали: система сброса основного поплавка не была отлажена и не работала, ее даже ни разу не испытали. Самолет с поплавками, без бронезащиты и без протекторов баков с одним 7, 7 мм пулеметом представлял собой легкую цель. В результате производство было прекращено в феврале 1944 г. после выпуска только 15 Сиюнов, включая опытный самолет.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Mitsubishi MK4S Kasei 24 |
Размах, м: | 14, 00 |
Длина, м: | 11, 59 |
Высота, м: | 4, 95 |
Площадь крыла, м2: | 30, 00 |
Вес пустого, кг: | 3165 |
Вес взлетный, кг: | 4900 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 296 |
Максимальная скорость на высоте 5700 м, км/ч: | 468 |
Время набора высоты 6000 м, мин: | 10, 0 |
Дальность, км: | 3550 |
Потолок, м: | 9830 |
Экипаж, чел: | 2 |