У летчиков люфтваффе эта летающая лодка имела довольно забавную кличку — «дикобраз», за колючки антенн в хвостовой части и торчащие дула многочисленных пулеметов, а английские пилоты называли ее ласково «поросенком», из-за толстого фюзеляжа и некоторую инертность в управлении. Все эти прозвища принадлежат знаменитому английскому гидросамолету Шорт S. 25 «Сандерленд», который в качестве противолодочного, патрульного и дальней разведки участвовал в боевых действиях с первого дня второй мировой войны, защищая конвои союзников, атакуя вражеские корабли и подлодки на всех океанах.
История зарождения самолета началась в 1933 году, когда Министерство авиации Великобритании выдало техническое требование R. 2/33 на создание большой летающей лодки для Королевских ВВС. Великобритания, как великая морская держава, имела на вооружении гидросамолеты различных типов, начиная с первой мировой войны. В начале 30-х годов, для ВВС их строили фирмы Супермарин, Блэкберн и Шорт Бразерс. В то время большие противолодочные и патрульные гидросамолеты представляли из себя многомоторные бипланы, такие как Шорт «Калькутта» и Шорт «Сингапур». Для их замены и требовалась более совершенная машина.
По сложившейся в Министерстве авиации традиции, заказ сделали сразу двум фирмам: Шорт Бразерс и Сандерс Ро, для выбора впоследствии лучшего варианта.
Главный конструктор Шорт Бразерс Артур Гаудж решил отказаться от устаревшей бипланной схемы, взяв за прототип нового самолета разрабатываемую в то время пассажирскую летающую лодку Шорт S. 23 °C «Эмпайр», которая создавалась как четырехмоторный моноплан. Гидросамолет получил обозначение S. 25 и отличался от S. 23 C оборудованием и установкой новых закрылков на рельсах, имея такие же двигатели, размеры и схему. Из защитного вооружения в хвосте проектировалась турель FN 13 с четырьмя 7, 7-мм пулеметами Браунинг, а в носовой турели FN 11 — один 7, 7-мм пулемет Виккерс. Центровка самолета из-за этого поменялась, и чтобы не перекомпоновывать оборудование в фюзеляже, решили установить крыло с небольшой стреловидностыо порядка 4 градусов.
Поскольку первая летающая лодка ухе строилась, то на ней осталось прямое крыло. Первый S. 25, получив наименование «Сандерленд», был построен на заводе в Рочестере и спущен на воду в устье реки Медуей 14 октября 1937 года. С установленными турелями, но без пулеметов, S. 25 через два дня совершил свой первый вылет с экипажем в составе шеф-пилота Джона Паркера, второго летчика Гарольда Пайпера и бортинженера Джорджа Коттона. Оснащенный четырьмя двигателями Бристоль Пегас Х мощностью по 950 л. с., первый «Сандерленд» до конца октября выполнил еще три полета, а затем вновь был отправлен в сборочный цех для установки стреловидного крыла и оснащения более мощными двигателями Пегас XXII до 1050 л. с. После этих доработок, с марта 1938 года самолет возобновил полеты. Разработки же фирмы Сандерс Ро были безуспешны.
С апреля 1938 года начали выходить серийные «Сандерленды», получившие индекс Мк1. Конструкция лодки была металлической, деревянными выполнялись только элероны, рули высоты и направления. Крыло собиралось из трех секций: передней, центральной (в которой размешались топливные баки) и задней, пристыкованных друг к другу по лонжеронам. Под крыльями находились неубираемые поплавки. Так же, как и лодка S. 23 °C, «Сандерленд» имел двухпалубный фюзеляж. На верхней палубе находилась кабина экипажа, состоящего из двух пилотов, штурмана, радиста и бортинженера. Два стрелка располагались в своих турелях. Внизу были швартовочные узлы, туалет, кают-компания, камбуз, бомбоотсек и места отдыха экипажа. Носовая турель могла убираться на рельсах внутрь фюзеляжа, позволяя с освободившегося впереди места осуществлять швартовку самолета на стоянке. В носу также находилось выдвижное окошко бомбоприцела. фугасные и глубинные бомбы размещались в фюзеляжном бомбоотсеке и в крыле на держателях. Двигатели вращали трехлопастные металлические винты изменяемого шага фирмы-Де-Хевилленд диаметром 3, 89 м.
Поставки «Сандерлендов» в Королевские ВВС начались в июне 1938 года, когда 230-я эскадрилья, базирующаяся в Селетаре (Сингапур) получила восемь летающих лодок. Также к началу войны имели S. 25 на вооружении 210-я и 204-я эскадрильи, размещенные в Англии, и 228-я эскадрилья на Мальте.
Не оборудованный радиолокатором, Мк1 был еще не совсем приспособлен для эффективной противолодочной борьбы, и первый успех в военных действиях пришел к самолету, как к морскому спасателю. 18 сентября 1939 года три «Сандерленда» из 228-й эскадрильи, которая после начала войны перебазировалась в Англию, подобрали к западу от островов Силли в Атлантике экипаж торпедированного немцами английского судна. Такие операции проводились и в дальнейшем.
Лодки первой серии строились на двух заводах. Фирма Шор! в своих сборочных цехах в Рочестере построила 32 экземпляра Мк1, девять из которых были предназначены для 10-й эскадрильи австралийских ВВС, подчинявшейся Береговому командованию британской армии и оставалась на страже берегов Англии до конца войны. Вторую линию выпуска «Сандерлендов» организовали на заводе фирмы Блэкберн в Дамбартоне, где построили 15 самолетов S. 25 Мк1. Все выпущенные машины были довооружены, получив две дополнительные открытые огневые точки с 7, 7-мм пулеметами Виккерс в хвостовой части, защищенные спереди металлическими козырьками.
На следующей модификации «Сандерленд II», от этих точек отказались, установив вместо них за крылом турель FN7 с двумя пулеметами Браунинг, и добавив еще один ствол в носовой турели. Применили и более мощные двигатели Пегас XVIII с турбонаддувом. Но самым главным нововведением явилось оснащение летающей лодки радиолокатором ASV II. Антенны радара, расположенные рядами в хвостовой части придали самолету характерный вид, из-за которого он и получил у асов Геринга прозвище «летающий дикобраз». К двум предприятиям, выпускающим S. 25, добавился еще завод в Белфасте, и все вместе они собрали 43 самолета «Сандерленд II».
28 июня 1941 года взлетела первая лодка серии МкIII, которая являлась модификацией «Сандерленда I» с измененным низом фюзеляжа без ступеньки редана и оснащенная радаром ASV II. Эта серия стала самой многочисленной в семье «Сандерлендов» — был выпущен 461 экземпляр S. 25 МкIII.
Все новые и новые авиационные части получали лодки на вооружение. География их базирования очень обширна, от холодной Исландии до Сьера-Леоне в Западной Африке. Помимо английских и австралийских ВВС, «Сандерленды» передали 490-й новозеландской эскадрилье в Сьера-Леоне и французской воздушной флотилии 7Е в Дакаре. Гидросамолеты активно привлекались для патрулирования, разведки, сопровождения конвоев и защиты их от подлодок.
В июле 1940 года S. 25 потопила первую немецкую субмарину, хотя несколькими месяцами раньше подлодку, поврежденную самолетами 228-й эскадрильи, добили английские корабли. Вступление в войну Италии значительно увеличило количество подводных целей для «Сандерлендов», и б января 1941 года S. 25 из 210-й эскадрильи открыла счет и итальянских уничтоженных субмарин.
После окончания Греческой кампании основным полем деятельности «Сандерлендов» стал Бискайский залив, где главной задачей S. 25 было обнаружение подлодок с помощью радиолокатора и их уничтожение. К несчастью, в апреле 1942 года в Тунисе разбился английский самолет «Хадсон», оборудованный таким же, как и «Сандерленд» радаром ASV II. В руки немцев попал слегка поврежденный радиолокатор вместе с важнейшей его частью — магнетроном.
После его изучения немецкие специалисты изготовили и установили на своих подлодках радиолокационные приемники «Метокс-600», позволяющие обнаружить работу ASV II в. радиусе 60 км, и субмарины успевали быстро погрузиться до подлета английских самолетов.
Как только об этом стало известно Береговому командованию, была предпринята попытка «забить» эфир над Бискайским заливом многочисленными импульсами радаров, чтобы подлодки постоянно находились под водой и не могли подзарядить свои аккумуляторы. Однако эта мера оказалась неэффективной.
Только с поступлением в начале 1943 года на вооружение радиолокатора ASV III, работающего на волне 10 см (у ASV II — 1, 5 м), уловить излучение которого немецкие приемники оказались бессильны, преимущество опять оказалось у англичан. Так, ухе в марте 1943 года в Бискайском заливе были обнаружены 42 немецкие подводные лодки и 24 из них атакованы.
Ответный ход теперь был за подчиненными адмирала Деница, и немецкие подводники изменили тактику. Теперь субмарины при налете авиации не погружались, а оставались на поверхности, отражая атаки при помощи зенитных пушек калибра 37 и 20 мм, которые срочно стали устанавливать на боевых рубках вместо артиллерийских орудий. Чтобы сбросить противолодочные бомбы, «Сандерленд» должен был лететь не только на малой высоте, но еще и прямолинейно, представляя из себя очень доступную цель для зенитчиков.
Выходом из этого положения для англичан стало дальнейшее вооружение летающих лодок. В носовой части самолетов поставили дополнительные пулеметы и стрелки получили указание вести интенсивный огонь вперед на боевом курсе. Способ оказался очень эффективным: за один месяц 1943 года удалось потопить 8 субмарин. Усиленное вооружение в носу лодки стало стандартным для всех S. 25. Кроме того, по бокам фюзеляжа установили еще несколько огневых точек для 7, 7-мм и 12, 7-мм пулеметов, доведя общее количество стволов оружия до 18.
Тем временем конструкторский коллектив Шорта начал работать над двумя вариантами самолета. Специально для борьбы с японским флотом в Тихом и Индийском океанах, разрабатывался «Сандерленд IV», а дальнейшей модификацией машин, воюющих в Атлантике, стал S. 25 МкV.
«Сандерленд V» оснастили радиальными двигателями Пратт Уитни R1830-90B с взлетной мощностью 1200 л. с., и первый взлетел с ними и марте 1944 года в Рочестере. Новая силовая установка улучшила летные характеристики лодки, позволив продолжать полет при двух поврежденных двигателях, а время барражирования на экономичной скорости выросло до 20 часов. Обновили и радиолокационное оборудование, заменив радар на новый ASV VI. Его антенны установили на двух небольших обтекателях на концах крыльев снизу. Ряд «Сандерлендов III» оснастили таким же радаром, и они получили обозначение МкIIIА.
S. 25 Мк IV имел удлиненный фюзеляж, максимальный взлетный вес достиг 34 т, и планировалась установка двигателей Бристоль Геркулес XIX по 1700 л. с. Вооружение было более мощным по калибру и включало в себя носовую и хвостовую турели с двумя 12, 7-мм пулеметами, а верхняя турель за крылом имела две 20-мм пушки. По бокам фюзеляжа огонь велся из двух огневых точек с 12, 7-мм пулеметами, а в носу было еще два 7, 7-мм ствола.
Первый «Сандерленд IV» взлетел 30 августа 1944 года. Однако применение новых двигателей и мотогондол, а также увеличенные размеры привели к некоторой путевой неустойчивости, и появилась необходимость в установке вертикального оперения большей площади. Переоборудование машины затянулось до марта 1945 года, а через месяц был готов и второй экземпляр Мк IV. Планировалась постройка 40 машин, которые стали называться собственным именем Шорт S. 45 «Сифорд I». Но собрали только 8 самолетов, и ни один из них не успел принять участие в боевых действиях. В 1946 году все «Сифорды» находились в 201-й эскадрилье кроме одного, который был разоружен и передан Транспортному командованию в качестве тренировочного самолета. «Сифорд» послужил прототипом для летающей лодки «Солент», эксплуатировавшейся авиакомпанией ВОАС после войны на транспортных и пассажирских перевозках. ВОАС также использовала для этих целей и «Сандерленды», получив первые 6 Мк III еще в декабре 1942 года, сняв с них все вооружение и оборудовав пассажирские кабины.
Летающим лодкам S. 25 пришлось повоевать и в Корейской войне, где, выполняя роль морских разведчиков, они были единственными самолетами британских ВВС, участвующими в конфликте.
Всего построили 749 «Сандерлендов» (не считая двух Мк IV и восьми «Сифордов»), а последний Мк V был выпущен 14 июня 1946 года в Рочестере. В английских ВВС летающая лодка выполнила свой последний вылет 20 мая 1959 года, прослужив верой и правдой 21 год. Этой машиной завершилась славная страница применения летающих лодок в британской военной авиации.
Кроме Англии, «Сандерленды» после войны оставались на военной службе в Австралии, Новой Зеландии, Франции и ЮАР. Дольше всех эксплуатировали их новозеландские ВВС, сняв последний самолет с вооружения в 1967 году.
Шорт S. 25 «Сандерленд» без преувеличения можно назвать лучшим противолодочным самолетом сороковых годов.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Pratt & Whitney R 1830-90B Twin Wasp |
Размах, м: | 34, 34 |
Длина, м: | 26, 11 |
Высота, м: | 10, 50 |
Площадь крыла, м2: | 138, 10 |
Вес пустого, кг: | 16783 |
Вес взлетный, кг: | 27200 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 214 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 333 |
Максимальная скорость на высоте 1524 м, км/ч: | 343 |
Скороподъемность, м/мин: | 256 |
Дальность, км: | 4300 |
Потолок, м: | 5480 |
Экипаж, чел: | 10 |