В связи с увеличением в 1941 году интенсивности налетов английских бомбардировщиков на города и промышленные объекты Германии фирма «Хейнкель» решила переработать отклоненный ранее Министерством авиации Германии проект высотного разведчика и бомбардировщика Р.1060 в тяжелый ночной истребитель-перехватчик.
Первый опытный образец нового самолета Не-219 «Уху» (Uhu — сова) впервые поднялся в воздух 15 ноября 1942 года. Первые предсерийные образцы Не-219А-0 были уже в апреле 1943 года успешно использованы в одной из истребительных эскадр ПВО, базировавшейся на территории Голландии. Так, во время первых шести ночных перехватов они сбили 20 английских бомбардировщиков, в том числе 6 почти неуязвимых из-за высокой скорости полета «Москито». А в ночь на 11 июня 1943 года пилот В.Шртайб на Не-219А-0 сбил пять четырехмоторных бомбардировщиков «Ланкастер».
Неудивительно, что после таких успехов истребитель Не-219 запустили в серийное производство. (Впрочем, вместо затребованных командованием ПВО Германии 1200 машин в год из-за загруженности авиапромышленности другими заказами с 1943 по 1945 год удалось изготовить только 268 истребителей Не-219.)
Не-219 представлял собой цельнометаллический двухместный, двухмоторный высокоплан с разнесенным хвостовым оперением.
Фюзеляж его — металлический монокок удлиненной тонкой формы, имел выступающую далеко вперед за двигателем носовую часть, в которой расположена двухместная кабина экипажа. Такое расположение кабины обеспечивало отличный обзор во все стороны (напомним, что ранее самолет проектировался как высотный разведчик), но практически полностью исключало аварийное покидание самолета в полете — сразу за кабиной находилась плоскость вращения винтов. Для обеспечения спасения пилота и штурмана в аварийной ситуации фирмой «Хейнкель» были разработаны и впервые в мире реализованы на боевом самолете катапультируемые сиденья.
Использовавшийся на Не-219 комплекс спасения работал за счет использования энергии сжатого воздуха и в принципе состоял из сидений летчика штурмана, двух пневмоцилиндров, воздухопровода с двумя клапанами быстрого действия, четырех баллонов со сжатым воздухом и системы тяг и рычагов системы управления.
Спасение экипажа самолета обеспечивалось этим комплексом во всем диапазоне скоростей полета.
Крыло самолета имело практически прямоугольный центроплан, передняя кромка крыла была прямой, задняя — слегка изогнута к его закругленным концам. В передней части крыла располагались радиаторы жидкостной системы охлаждения двигателей.
Одной из особенностей Не-219 было примененное впервые в Люфтваффе трехстоечное колесное шасси с носовой стойкой. Основные стойки были двухколесными, в полете они убирались назад в мотогондолы двигателей. Носовая стойка с одним колесом убиралась в фюзеляж; поворотом назад. Привод уборки шасси — гидравлический.
Силовая установка состояла из двух двигателей. Б зависимости от модификации это были двенадцатицилиндровые двигатели ДВ-603А, L, G или Юмо-212, 222. В конце войны проводились эксперименты с установкой под фюзеляжем дополнительного турбореактивного двигателя.
В соответствии с предназначением самолета в качестве ночного истребителя-перехватчика на нем устанавливались радиолокатор FuG-212 «Лихтенштейн» С-1 и аппаратура предупреждения пилота об облучении самолета радиолокатором вражеского бомбардировщика. Естественно, имелись и все навигационные приборы для выполнения полетов ночью и необходимое радиосвязное оборудование.
Самолет был очень сильно вооружен. Обычно на нем устанавливалось 6–8 неподвижных пушек калибром 20–30 мм, предназначенных для стрельбы вперед. Имелись также варианты самолета, у которых вместо двух задних подфюзеляжных пушек в средней части фюзеляжа устанавливались две пушки МК-108 калибра 30 мм с боезапасом по 100 патронов. Пушки устанавливались под углом 65° к продольной оси самолета и предназначались для обстрела бомбардировщиков противника снизу сзади при полете истребителя параллельным курсом. При этом использовался специальный прицел Revi-16A-N.
Не-219 был одним из самых тяжелых и самых эффективных ночных истребителей-перехватчиков второй мировой войны, однако германская авиационная промышленность выпускала его в мизерных объемах: 11 — в 1943 году, 195 — в 1944 году и 62 — в 1945 году. Такое количество истребителей-перехватчиков, естественно, не могло остановить налета англо-американской авиации, в которых иногда участвовало по нескольку тысяч четырехмоторных бомбардировщиков.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | DB 603Е |
Размах, м: | 18, 50 |
Длина, м: | 16, 34 |
Высота, м: | 4, 15 |
Площадь крыла, м2: | 44, 50 |
Вес пустого, кгс: | 10122 |
Вес взлетный, кгс: | 13577 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 510 |
Максимальная скорость, км/ч: | 615 |
Скороподъемность, м/мин: | 544 |
Дальность, км: | 2850 |
Потолок, м: | 9400 |
Экипаж, чел: | 2 |