Наряду с истребителем Арадо Ar-68 биплан Не-51 в предвоенное время состоял на вооружении истребительных эскадр Люфтваффе и ограниченно применялся на начальном этапе второй мировой войны.
История этого самолета началась в 1931 году, когда Министерство транспорта Германии по заказу Райхсвера обратилось к фирме «Хейнкель» с просьбой разработать одноместный истребитель-биплан, обладающий высокой маневренностью и большой скоростью.
Первый полет первого опытного образца Не-49а состоялся в ноябре 1932 года, вскоре за ним последовали второй опытный образец Не-49в с более длинным фюзеляжем, а также третий опытный образец Не-49с с новой конструкцией шасси.
Эти самолеты и стали прототипами нового истребителя Не-51.
Фюзеляж: самолета представлял собой сваренную из стальных труб ферму, обтекаемые очертания которой были приданы вспомогательным деревянным каркасом. Передняя часть фюзеляжа была обшита листовым металлом, а хвостовая — полотном. Прикрытая небольшим плексигласовым козырьком кабина пилота располагалась в средней части фюзеляжа. Установленное в ней сиденье пилота могло регулироваться по высоте. За кабиной была установлена радиостанция.
Верхнее крыло биплана Не-51 состояло из трех частей. Центроплан крепился к фюзеляжу на двух коротких N-образных стойках. Нижнее крыло крепилось непосредственно к фюзеляжу. Элероны располагались только на верхнем крыле, на задней кромке нижнего крыла были установлены закрылки.
Оба крыла имели двухлонжеронную деревянную конструкцию, нервюры и лонжероны были изготовлены из сосны и березовой фанеры. Крылья, элероны и закрылки были обтянуты полотном. Внешние расчалки изготавливались из стальных лент.
Самолет имел неубирающееся в полете колесное шасси, колея которого составляла 2,1 м. Стойки шасси соединялись между собой внизу двумя двойными ленточными расчалками, расположенными горизонтально. Кроме того, стойки были расчалены и к нижнему крылу в месте крепления междушганных стоек. Стойки шасси имели гидропневматическую амортизацию, на снабженных пневматиками размером 650×180 мм колесах были установлены тормоза. Кроме колесного шасси, была предусмотрена возможность установки самолета на поплавки. На самолете устанавливался 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения BMW VI 7,3Z мощностью 750 л.с. Основной топливный бак емкостью 210 л был размещен в фюзеляже за противопожарной перегородкой. Кроме того, под фюзеляжем мог быть установлен дополнительный топливный бак емкостью 170 л.
Истребитель Не-51 имел относительно слабое вооружение — два синхронизированных 7,92-мм пулемета, установленных в передней части фюзеляжа. Когда опыт боевого использования Не-51 в Испании показал полное превосходство советских истребителей, Не-51 было решено использовать в качестве штурмовика. При этом под консолями нижнего крыла были установлены бомбодержатели для подвески шести бомб калибром 10 кг.
В общей сложности было построено 725 истребителей Не-51, из которых 135 единиц были задействованы в боевых операциях, проводившихся в Испании немецким легионом «Кондор». Так как советские истребители превосходили Не-51 по вооружению, скорости и маневренности, он в основном использовался там в качестве штурмовика. Непосредственно перед второй мировой войной большая часть самолетов Не-51 была передана в учебные подразделения, где они летали до 1943 года.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | BMW VI 7, 3 Z |
Размах, м: | 11, 00 |
Длина, м: | 8, 40 |
Высота, м: | 3, 20 |
Площадь крыльев, м2: | 27, 20 |
Вес пустого, кг: | 1470 |
Вес взлетный, кг: | 1900 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 280 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 330 |
Максимальная скорость на высоте 4000 м, км/ч: | 310 |
Время набора высоты 4000 м, мин: | 7, 8 |
Дальность, км: | 700 |
Потолок, м: | 7500 |
Экипаж, чел: | 1 |