Во время Второй мировой войны в Королевских ВВС Великобритании на вооружении было несколько типов истребителей фирмы «Хоукер», которые, отличаясь конструкцией, имели много общего в названии. Эти самолеты получили собственные имена, выбранные из списка различных природных катаклизмов.
Первым в компании «плохой погоды» стоит «Харрикейн» («Ураган»). Его прототип впервые взлетел в ноябре 1936-го, и к началу войны самолет уже устарел. Тем не менее, в «Битве за Англию» «Харрикейн» продолжал оставаться одним из основных истребителей Королевских ВВС.
Прямым развитием «Урагана» стал во многом на него похожий «Тайфун», оснащенный двигателем «Напир» «Сейбр». Вариант этого истребителя с мотором «Роллс-Ройс» «Валчер» также получил «штормовую» кличку — «Торнадо». Но из-за проблем с ненадежным «Роллс-Ройсом» серия не состоялась. А «Тайфун» с характерной «бородой» радиатора под мотором выпустили 3300 самолетов. Серийные истребители поступили в строевые части еще в сентябре 1941-го и оставались на вооружении до конца 1945-го.
Максимальная скорость «Тайфуна» в 663 км/ч на 123 км/ч превосходила «Харрикейна». Но военным для борьбы со скоростным FW-190 последних модификаций требовался истребитель, способный разогнаться до 700 км/ч и выше. По требованиям F. 10/41 в 1942-м был создан очередной представитель семейства «плохой погоды» — «Темпест» («Буря»).
Сохранив во многом фамильные черты «Тайфуна» с цельнометаллической конструкцией, «Темпест» имел более чистую аэродинамику с размещением щелевых радиаторов в передней кромке крыла. Изменилось и крыло. Оно стало короче на 12, 7 см и имело более тонкий профиль. Задняя кромка несущей поверхности была эллиптической, а передняя — прямой.
Из вооружения планировали установку четырех пушек «Испано» калибра 20 мм (попарно в каждом крыле), стрелявших вне плоскости винта. Для увеличения дальности в фюзеляже «Тайфуна», имевшего только крыльевые баки, установили дополнительные емкости. Длина самолета выросла на 53 см. Изменение центровки повлекло за собой увеличение и хвостового оперения. Основные стойки шасси со щитками убирались в крыло, а хвостовое колесо — в фюзеляж.
Для перспективного истребителя выбрали опытную модификацию двигателя «Сейбр», получившую впоследствии индекс Mk. lV (24-цилиндровый, Н-образный, жидкостного охлаждения). Помимо базового прототипа «Темпест I» с мотором «Сейбр IV», конструкторы фирмы «Хоукер» предложили военным и другие варианты истребителя. Для «Темпеста II» выбрали 18-цилиндровую «звезду» Бристоль «Сентаурус» (Bristol «Centaurus»), а на «Темпест III» и IV» планировали установить «Роллс-Ройс» «Гриффон» 11В и 61.
Первым должен был взлететь базовый «Темпест I». Однако опытный «Сейбр IV» еще только проходил испытания и не был доведен. Чтобы быстрей поднять перспективный истребитель в воздух, решили на первый прототип установить «Сейбр II» (2180 л.с.). В таком виде «Темпест V» впервые поднялся в воздух в сентябре 1942-го. Поскольку «Сейбр II» взяли с серийного «Тайфуна» вместе с «бородой» радиатора, от крыльевых радиаторов отказались. Кроме двигателя, «Темпест V» имел с «Тайфуном» одинаковый фонарь кабины с переплетом и небольшой дверцей по левому борту.
Вторым поднялся в воздух в феврале 1943-го «Темпест I», дождавшись, наконец, двигатель «Сейбр IV». На этой машине стремительные обводы без выступающей «бороды» дополнил и новый каплевидный фонарь без переплета. Чистая аэродинамика и мощный двигатель обеспечили «Темпесту I» отличные скоростные характеристики. В июне 1943-го на высоте 7500 м истребитель разогнался до 750 км/ч. При взлетном весе в 5130 кг «Темпест I» поднимался на 4500 м за 4 минуты с небольшим, дальность составляла 1240 км, а потолок почти 12 км.
Руководство Королевских ВВС очень надеялось на «Темпест I», собираясь его использовать в качестве перехватчика и истребителя сопровождения. Заказ на 400 машин поступил на фирму «Хоукер» заранее, в августе 1942-го, когда прототип еще не поднимался в воздух. Однако двигатель «Сейбр IV» так и остался не доведенным, соответственно, не дождался и серии «Темпест I». Военным ничего не оставалось, как благословить на массовую постройку «Темпест V» с мотором «Сейбр II» и «бородой» радиатора.
С июня 1943-го первые серийные «Бури» Mk. V стали сходить со стапелей завода в Лэнгли, отличаясь новым каплевидным фонарем и килем большей площади. На первой сотне истребителей (серия 1) имели четыре пушки «Испано» Мк. II, выходящие на 20 см за переднюю кромку крыла. На последующей партии (серия 2) установили «Испано» Mk. V с более короткими стволами. На самолетах, кроме двигателей «Сейбр IIА», ставили модификации «II В.» и «IIС», а всего завод фирмы «Хоукер» выпустил около 800 «Темпестов V».
Пока в строевые части поступали серийные «пятерки», испытали различное вооружение самолета. В Воскомб Дауне летчик-испытатель фирмы «Хоукер» Роланд Бимон опробовал в полете целый ряд подвесок. Под крылом установили держатели, на которые при необходимости вешались две бомбы по 227 кг или 454 кг, два 205-литровых напалмовых бака или же два топливных бака по 409 л. Появились и направляющие для восьми неуправлямых ракет калибра 76, 6 мм.
После испытаний весь этот обширный арсенал появился и у строевых пилотов. Вообще самолет нравился летчикам мощным вооружением, хорошей управляемостью и приличными скоростными характеристиками (700 км/ч на высоте 5182 м). Сам Роланд Бимон, давший путевку в небо еще «Тайфуну», говорил, что «Темпест V» быстрей чем FW 190 и ему нет равных по маневренности на низких высотах.
К апрелю 1944-го Королевские ВВС получили 250 новых истребителей семейства «плохой погоды». Первыми строевыми частями, переучившимися на «Темпест V», стали эскадрильи под номерами 3, 486 и 56 на аэродроме Ньючерч в графстве Кент. Послужной список боевых заданий «Бури» открыли вылетами на штурмовку аэродромов и железных дорог перед высадкой союзных войск 6 июня 1944-го в Нормандии. А первый воздушный бой с асами Геринга «Темпесты» провели 8 июня, прикрывая высадку десанта с воздуха. Преимущество оказалось полным — восемь Bf 109 было сбито, два — повреждено, при этом англичане потерь не имели.
Через неделю «Темпестам» пришлось вступить в бой с секретным оружием Германии — беспилотным самолетом-снарядом ФАУ-1. К целям в Англии ФАУ-1, как правило, шли на высотах 500–800 м и скорости около 650 км/ч. Благодаря хорошей маневренности на небольших высотах и высокой скорости, «Темпестам» удавалось в воздухе расправиться с реактивными беспилотниками. Уже в первый день 16 июня «Бури» сбили 8 ФАУ-1.
К концу июня в Королевских ВВС применяли два способа наведения истребителей на ФАУ-1. При первом использовались РЛС, расположенные на побережье. Как только на экране локатора появлялся импульс от самолета-снаряда, оператор, определив параметры цели, передавал их патрулирующему в воздухе истребителю.
Недостаток способа состоял в том, что на юго-восточном побережье Англии имелось лишь четыре РЛС, способных обнаружить ФАУ-1 на расстоянии не более 80 км. Поэтому у летчиков «Темпестов» оставалось на перехват лишь 6 минут, зато сбитый снаряд падал в море.
При наведении истребителя над сушей использовалась непрерывная информация. Координаты и курс цели с наземных радиолокационных станций передавались по радио всем самолетам, чьи приемники были настроены на одну волну. Получив данные, пилоты сами определяли цель. Правда, нередко получалось, что в атаку на один снаряд выходило сразу несколько истребителей.
Разрабатывалась различная тактика выхода истребителей на ФАУ-1 и его уничтожение. Преследование в хвост, как правило, не приносило успеха, если не было преимущества в высоте для увеличения скорости при снижении. Вскоре лучшим признали полет истребителя на параллельном курсе и чуть впереди ФАУ-1, с последующим доворотом на цель и обстрелом несколькими упреждающими очередями. Подходить к снаряду ближе 100 м было рискованно, поскольку взрыв на таком расстоянии уничтожил бы и самолет. Поэтому англичане иногда применяли необычные способы. Так, 23 июня летчик «Спитфайра», приподняв снаряд крылом своего самолета, перевернул его, и Fi-103, потеряв управление, упал в море. 27 июня пилот «Темпеста» загнал ФАУ-1 в штопор, направив на него воздушный поток от винта.
«Темпесты» очень неплохо повоевали с «оружием-возмездия». К сентябрю 1944-го истребители Королевских ВВС сбили 1771 самолет-снаряд, из них 638 записали на свой счет «Бури» фирмы «Хоукер». В августе 1944-го к борьбе с ФАУ-1 подключились экипажи 501-й эскадрильи, также получившие на вооружение «Темпесты». Летчики части были единственными, кто охотился на самолеты-снаряды ночью. Даже темнота не спасала ракеты от уничтожения, и лишь один командир эскадрильи до начала 1945-го лично сбил 61 ФАУ-1.
В сентябре для боев в Европе на континент перелетели пять эскадрилий «Темпестов». Взлетая с баз в Бельгии и Голландии, самолеты работали, в основном, в качестве штурмовиков, атакуя самые разнообразные наземные цели. Ну, а при встречах с самолетами «Люфтваффе» «Бури» тут же вступали в бой. Высокая скорость и мощное вооружение истребителя позволяли ему успешно бороться с самой новейшей техникой врага. Так, на счету «Темпестов» 80-й и 274-й эскадрилий есть даже победы над восемью реактивными Me-262.
«Темпест V» остался единственной модификацией истребителя, успевшей повоевать в небе Европы. Хотя еще в сентябре 1942-го запланировали на заводе фирмы «Глостер» постройку 500 «Темпестов II» с двигателем воздушного охлаждения «Бристоль» «Сентаурус». Первый экземпляр «Бури» этого варианта поднялся в воздух в июне 1943-го. Второй самолет взлетел в сентябре и на нем облетали «Сентаурусы» различных модификаций — Мк. IV, V, XII, XV и XVIII.
Фирма «Глостер» к тому времени была загружена подготовкой производства реактивного «Метеора», и в августе 1943-го заказ на «Темпест II» передали фирме «Бристоль», доведя количество самолетов до 600. Из-за задержки первая серийная «двойка» взлетела с полосы в Филтоне лишь в октябре 1944-го.
Самолет оснащался мотором «Сентаурус» Mk. V или VI (2590 л.с.), имел щелевой маслорадиатор в крыле и пушки «Испано» Mk. V с короткими стволами. Но фирма «Бристоль» выпустила лишь 50 серийных самолетов, и еще 20 комплектов деталей и передала на завод «Хоукера», поскольку основной заказ (еще раз увеличенный до 900 машин) вернули на родную фирму. Правда, здесь выпустили лишь 402 «Темпеста II». Таким образом, общее количество «Бурь» с «Сентаурусами» достигло 452-х машин, из которых 300 выкатили уже после окончания войны.
Серийный «Темпест II» не успел поучаствовать в боях над Германией, и его решили использовать в качестве истребителя сопровождения новейших бомбардировщиков Авро «Линкольн» над Тихим океаном. Однако Япония капитулировала быстрее, чем на Дальнем Востоке появились первые «Бури» Мк. II. Истребителям Японии повезло, что они не встречались с новым английским самолетом. Ведь максимальная скорость «Темпеста II» достигала 711 км/ч на высоте 4633 м, а дальность с подвесными баками доходила до 2640 км.
Скоростные характеристики были немного лучше, чем у «Темпеста V». Но все же скорости 750 км/ч обтекаемого «Темпеста I», оставшегося в одном экземпляре, достичь не удалось.
Еще одним вариантом истребителя стал «Темпест VI» — симбиоз фюзеляжа Mk. V и двигателя «Сейбр V» (2340 л.с.). Первая «шестерка» взлетела в мае 1944-го и, кроме «бороды» водорадиатора, имела щелевой маслорадиатор в передней кромке правой плоскости (как на Mk. II). Всего выпустили 142 серийных «Бури» Mk. VI, обладавших максимальной скоростью 706 км/ч на высоте 5425 м.
На фирме «Хоукер» не прекращались работы по модификации истребителя. На одном из «Темпестов V» установили двигатель «Сейбр V» с новым кольцевым радиатором. А после войны испытали штурмовик «Темпест V» с парой пушек «Р» калибра 40 мм под крылом. Впервые поднявшись в воздух в октябре 1945-го, самолет оказался очень эффективным средством воздушной поддержки пехоты. Но военные уже все больше интересовались реактивными машинами, и серийный выпуск штурмовика не состоялся.
После окончания Второй мировой войны «Темпесты» с вооружения не сняли, и география их базирования очень обширна. Истребители, помимо Европы, можно было видеть в Гон-Конге, Малайзии, Египте, Бирме и Индии. В поверженной Германии Королевские ВВС организовали в Силте учебную авиационную школу, где «Темпесты» буксировали мишени.
В 1946-м «Темпесты» выбрали в качестве основного истребителя индийских ВВС. Поначалу переданные из эскадрилий Королевских ВВС самолеты оставались с английскими опознавательными знаками и серийными номерами. Лишь с получением Индией независимости на истребители нанесли родные опознавательные знаки. В 1947-м правительство страны заказало дополнительную партию из 89 «Темпестов II», которые также передавались из строевых частей Великобритании.
После разделения в августе 1947-го страны на Пакистан и Индийский союз, пришлось делить и самолеты. Основой пакистанских ВВС стали три эскадрильи «Темпестов II» — № № 1, 5 и 9. Различия в вероисповедании двух вновь образованных стран привели в октябре 1947-го к военному конфликту. С обеих сторон боевая авиация была представлена в основном «Темпестами». На спорных территориях штатов Джамму и Кашмир «Бури» применяли весь свой арсенал из бомб, ракет и пушек. Победителей в конфликте не было.
Пакистанские «Темпесты» находились на вооружении до 1954-го. Индийские ВВС отказались от своих «Бурь» на год раньше. На смену «Темпесту» пришел реактивный «Хантер», созданный конструкторами фирмы «Хоукер». Но его имя уже не напоминало о славном поршневом семействе истребителей «плохой погоды», по праву считавшимися одними из лучших в небе Второй мировой войны.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Napier Sabre IIA |
Размах, м: | 12, 50 |
Длина, м: | 10, 26 |
Высота, м: | 4, 90 |
Площадь крыла, м2: | 28, 06 |
Вес пустого, кг: | 4128 |
Вес взлетный, кг: | 6130 |
Максимальная скорость, км/ч: | 688 |
Время набора высоты 7542 м, мин: | 5, 0 |
Скороподъемность, м/мин: | 914 |
Дальность, км: | 2462 |
Потолок, м: | 11280 |
Экипаж, чел: | 1 |