В 1932 г. у Варнемюнде большой двухстоечный биплан сбросил в пикировании на плавучую мишень 500 кг бетонный блок. Это был Не.50, созданный на Хейнкель флюгцойгверке по японскому заказу. Отработка в США техники бомбометания с пикирования вызвала пристальный интерес японского императорского флота. Он в 1931 г. разместил на Хейнкеле контракт на двухместный пикирующий бомбардировщик, способный поднять не менее 250 кг бомб, достаточно прочный для запуска с катапульты и эксплуатируемый с колесного и поплавкового шасси.
Опытный самолет стали собирать в Варнемюнде в начале 1931. Первый Не.50а был готов летом в варианте двухпоплавкового гидросамолета с шестицилиндровым двигателем Юнкерс L-5, развивавшим на взлете 390 лс. При взлетном весе 2210 кг самолету явно не хватало мощности мотора. Как следствие, еще в начале испытаний он был серьезно поврежден после вынужденной посадки. Второй опытный Не.50аL (D-2471) был выполнен на колесном шасси и получил двигатель Бристоль Юпитер-VI взлетной мощностью 490 лс. Винт был четырехлопастный деревянный, фиксированного шага. Снятие летных характеристик и испытания на бомбометание с пикирования проводились в одноместном варианте вторая кабина была заделана обтекателем. При этом Не.50аL мог поднять 500 кг бомбу. Чтобы заинтересовать воздушный штаб министерства обороны в потенциальных возможностях пикировщика и получить заказ на Не.50 у министерства транспорта, самолет был показан в 1932 г. в Рехлине официальным лицам. Демонстрация имела большой успех, и министерство транспорта заказало три опытных самолета.
Тем временем конструкция продолжала совершенствоваться. Второй самолет с двигателем Юпитер-VI был готов в конце осени 1932 г. Он же был вторым самолетом по японскому контракту. Перепроектировали подкосы шасси, нос самолета облагородили выступали только головки цилиндров. Новый Не.50b был еще известен под экспортным обозначением Не.66. Он появился в Японии в начале 1933 г. и был доставлен на Айчи Токей Денки К. К. На самолет установили 580-сильный двигатель Накадзима Котобуки II-КАI. С ним Айчи представила машину на конкурс пикировщиков для японского флота.
Не.66 с двигателем «Котобуки» был выбран для серии и запущен в производство под обозначением D1А1 Тип 94 палубный бомбардировщик. В серийном варианте он отличался от Нe.66 кольцом Тауненда на двигателе, стреловидностью крыльев в 5°, другой формой подкосов шасси и заменой хвостового колеса на костыль. Первый бомбардировщик японского флота поступил на вооружение в 1935 г.
Три Не.50, заказанных министерством транспорта для воздушного штаба, были готовы в конце лета 1932 г. Они имели шасси по образцу Не.66а, но отличались от него и Не.50аL новым двигателем SAM-22В; 9-цилиндровым воздушного охлаждения, взлетной мощностью 600 лс. Винт был металлический трехлопастный с двумя фиксированными позициями шага пилот мог увеличить шаг винта на пикировании. Так как в варианте пикировщика самолет использовался одноместным, то задняя часть кабины имела сменную верхнюю часть с козырьком и вырезом для второго члена экипажа или глухую. Предусматривалась установка одного пулемета МG-15 на кольцевой турели, которая ставилась в двухместном варианте. Был и синхронный пулемет МG-17. В двухместном варианте бомбовая нагрузка была 250 кг, в одноместном 500 кг. Не.50 был очень прочным двухстоечным бипланом с деревянным двухлонжеронным крылом с тканевой обшивкой. Фюзеляж был сварен из стальных труб и обшит до кабины листами легкого сплава, а далее тканью.
Производство и применение
После испытания в Рехлине Хейнкель получила заказ на серию Не.50l (позже переименованные в Не.50A). Они поставлялись в немецкие военные школы, начиная с конца 1933 г. К этому времени самолет рассматривался уже в качестве временного пикирующего бомбардировщика и в основном служил для подготовки пилотов будущих «штукаштаффель». Программа расширения производства самолетов, принятая 1 января 1934 г., предусматривала поставку 51 пикировщика Не.50 Хейнкелем (включая 25 машин, еще не сданных по предыдущему контракту) и 35 по лицензии на Байерише флюгцойгверке.
В начале 1934 г. Хейнкель получила заказ от представителей гоминдановского Китая на 12 Не.50 в варианте разведчика и бомбардировщика. Разрешение на экспорт самолета было получено от министерства транспорта, но без установки двигателей SAM-22В, которых не хватало для уже запланированных программ. В результате 12 машин были закончены с двигателем Юпитер-VI по образцу Не.50b. Их перевезли в Китай в 1934 г. Самолеты получили обозначение Не.66аСН. Год спустя производство SAM-22В было расширено и китайцы заказали еще 12 самолетов по образцу Не.50A с капотами NАСА и коком винта.
Самолеты по второму контракту получили обозначение Не.66CН. Их закончили весной 1935 г., вскоре после выделения люфтваффе в отдельный вид войск. Необходимость срочно расширить численный состав боевых частей и недостаток пикировщиков привели к решению штаба люфтваффе задержать экспортные самолеты. Их поставили люфтваффе под обозначением Не.50B. Через шесть месяцев вновь было получено разрешение на экспорт, и вскоре самолеты были отправлены в Китай. Там творился такой беспорядок, что они провалялись в гонконгском порту с января 1936 г. по июль 1937 г., когда война с Японией заставила направить их в Пекин для сборки. Использование японцами пикировщика D1A1 привело к серьезной путанице. Хотя встреч в бою китайских Не.66CН и японских D1A1 не было зафиксировано, китайцы выкрасили Хейнкели почти полностью в желтый цвет, а через два месяца сдали их в учебные части.
Первоначально Не.50A использовались в различных летных школах. С формированием 1 октября 1935 г. первой в люфтваффе части пикировщиков (авиагруппы Шверин) в нее для первоначального оснащения были направлены Не.50 и устаревшие Аr.65. Авиагруппа позже была переименована в I группу 162-й эскадры пикировщиков. При этом были сформированы еще две группы: I/St. G.165 в Киценгене и II/St. G.162 в Любеке по три эскадрильи в каждой. Все девять эскадрилий в качестве временного пикировщика получали по три Не.50, а до полного штата доводились за счет Аr.65 и Не.51, полученных из истребительных групп. По мере поступления Hs.123 и Ju.87, Хейнкели сдавались в летные школы. Там они использовались до 1943 г., когда их направили в ночные штурмовые группы на Восточный фронт. Архаичные бипланы Хейнкеля были собраны в составе двух эскадрилий вновь сформированной 11-й группы ночных штурмовиков. На них летали экипажи эстонских фашистов. На 1 декабря 1943 г. 1. и 2./NSGr.11 в составе I воздушного флота имели по 12 Не.50a, из которых боеспособными были соответственно 10 и 9 машин. Эскадрильи еще использовались до сентября 1944 г., когда их расформировали из-за недостатка топлива и запчастей.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Bramo 322B |
Размах, м: | 11, 50 |
Длина, м: | 9, 60 |
Высота, м: | 4, 40 |
Площадь крыльев, м2: | 34, 80 |
Вес пустого, кг: | 1600 |
Вес взлетный, кг: | 2620 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 190 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 230 |
Максимальная скорость на высоте 800 м, км/ч: | 235 |
Время набора высоты 1000 м, мин: | 3, 0 |
Дальность, км: | 600 |
Потолок, м: | 6400 |
Экипаж, чел: | 1 |