Параллельно с Не.45, предназначавшимся для вооружения эскадрилий дальней разведки, был создан ближний разведчик Не.46, облетанный раньше своего коллеги. Но если Не.45 был запущен в серию сразу за испытанием опытного образца без серьезных изменений в конструкции, то первый Не.46а разительно отличался от серийного Не.46с. На Не.46а (D-1028) использовалась довольно необычная компоновка крыла. Верхнее крыло размахом 11,5 м было вынесено вперед и имело стреловидность 10°, а нижнее размахом 8,8 м было прямым. Это должно было улучшить обзор пилоту вперед и вниз.
Одновременно Сименс аппаратен унд машинен ГмбХ вела разработку 9-цилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения SAM-22В. Двигатель был запланирован для установки на Не.46, но не поспевал за готовностью Не.46а. В результате пришлось установить Бристоль Юпитер, чья мощность (450 лс на взлете) была на 25% меньше, чем у SAM-22В. С «Юпитером» Не.46а явно не хватало тяговооруженности, но управляемость оказалось приемлемой, а характеристики довольно высокими и вполне удовлетворяли требованиям министерства транспорта. Воздушный штаб нашел самолет неудовлетворительным из-за плохого обзора для наблюдателя, сильно ограниченного нижним крылом.
Не.46а испытывался с двух — и четырехлопастными винтами. Еще в начале испытаний хвостовая часть фюзеляжа была уменьшена по высоте, а кабина наблюдателя опущена. Однако, для удовлетворения требований воздушного штаба были необходимы более серьезные изменения. Решили вообще снять нижнее крыло, а размах верхнего увеличить до 14 м. Второй опытный самолет, почти готовый к весне 1932 г. и схожий с Не.46а, был переделан. Он полетел в начале лета 1932 г. под обозначением Не.46b уже в качестве парасоля. Управляемость от этого не пострадала, а площадь крыла даже увеличилась с 30,6 до 31,9 кв.м.
Новая схема была принята воздушным штабом. Третий опытный Не.46с был выполнен уже с двигателем SAM-22В вместо «Юпитера». Винт был деревянный двухлопастиый, диаметром 3,7 м. SАМ-22В оказался неудовлетворительным в ряде аспектов. Вибрация при его работе не позволяла пилоту даже читать показания приборов. Мотораму пару раз переделывали, Хейнкель и Сименс провели ряд совместных мероприятий, чтобы снизить вибрацию, но безуспешно. Так как другой альтернативы не было, с этим пришлось смириться и в 1933 г. была заказана серия Не.46с.
Принятая 1 января 1934 г. программа строительства люфтваффе предусматривала поставку к 30 сентября 1935 г. 270 Не.46 в основном с головной компании. Хейнкель флюгцойгверке выпустила 200 самолетов, исключая опытные. Дополнительные контракты были размещены на других концернах, выпускавших Не.46 по лицензии в течение 1935–36 г. Основной производитель (Зибель флюгцойгверке в Халле) выпустил 159 машин. Мюленбау унд индустрие АГ (МИАГ) выпустила 83 самолета, Физелер 12 и Гота 24.
Серийный Не.46с был смешаной конструкции с двухлонжеронным деревянным крылом, обшитым тканью, на N-образных стойках кабана и с подкосами от фюзеляжа. Фюзеляж был сварен из стальных труб и обшит спереди пластинами из легкого сплава, сзади тканью. Колеса шасси были на отдельных полуосях. Пилот сидел под вырезом в крыле, наблюдатель за ним и чуть ниже. В его кабине предусматривалась установка пулемета МG-15 на кольцевой турели. В отсеке за и под наблюдателем можно было установить одну фотокамеру Цейс, либо подвесить вертикально до 20*10 кг бомб.
На начало 1935 г. в эскадрильях ближней разведки было 84 Не.46. Несмотря на сильную вибрацию на крейсерской скорости, доходящую просто до невыносимой при полном газе, самолет был очень надежным. И если летные данные были умеренными, то прочность конструкции позволяла выносить грубые посадки, а управляемость прощать серьезные ошибки пилота. Один из первых серийных Не.46с (D-3258) без вооружения и военного оборудования был выпущен в начале 1934 г. под обозначением Не.46d, в таком же варианте были закончены еще шесть самолетов. Они использовались для различных демонстрационных полетов в составе немецкого воздушно-спортивного союза.
В 1935 г. в нарушение Версальских ограничений правительства Болгарии и Венгрии стали формировать свои собственные ВВС. Они подыскивали самолет как раз в этой категории, но им не нравился двигатель SАМ-22В. Не особо впечатляющие летные данные моноплана Хейнкеля также не способствовали его продаже за рубеж. В результате была разработана специальная экспортная модель Не.46е под более мощный 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждeния.
Не.46е отличался от предшественника некоторым усилением конструкции и перемещением оборудования, чтобы компенсировать вес более тяжелого двигателя. Первый Не.46е (D-ILНE) был оснащен двигателем Сидлей Хантер-Х мощностью 735 лс на взлете и 752 лс на высоте 1450 м. Фюзеляж перед кабиной был опущен. Предусматривалась установка одного синхронного пулемета МG-17. Взлетный вес возрос до 3740 кг. Двигатель был закрыт капотом NАСА. Болгары заказали 18 самолетов, построенных на Готаер вагонфабрик под обозначением Не.46еВu (болгарский) в 1936 г. Несколько ранее для испытаний в люфтваффе было поставлено шесть Не.46е. Еще 15 самолетов без вооружения специально для школ разведчиков выпустила МИАГ под обозначением Не.46f.
МИАГ также выполнила венгерский заказ на Не.46е. Всего венгерским ВВС были поставлены 36 Не.46еUn. Манфред Вейсс флюгцойг унд моторенфабрик в Будапеште приобрела лицензию на Гном-Рон 14К Мистраль-Мажор 14-цилиндровый радиальный, взлетной мощностью 870 лс. Эти двигатели венгерского производства поставлялись на МИАГ для установки на Не.46eUn, начиная с первого D-IRНN. Самолеты отличались трехлопастным винтом с коком, заметно меньшими колесами шасси с более толстыми пневматиками, большей высотой фюзеляжа в носовой части, парой 8 мм пулеметов Гебауер в носу и одним таким у наблюдателя. Ими были оснащены две эскадрильи ближней разведки. На момент вступления Венгрии в войну против СССР одна из них все еще имела Не.46, хотя их уже планировали заменить на WM.21 Солом.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Bramo 322B (SAM 22B) |
Размах, м: | 14, 00 |
Длина, м: | 9, 50 |
Высота, м: | 3, 40 |
Площадь крыла, м2: | 32, 90 |
Вес пустого, кг: | 1765 |
Вес взлетный, кг: | 2300 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 220 |
Максимальная скорость, км/ч: | 260 |
Время набора высоты 2000 м, мин: | 5, 5 |
Дальность, км: | 1000 |
Потолок, м: | 6000 |
Экипаж, чел: | 2 |