Самолет М. 2 Hawk (ястреб), поднявшийся в воздух в марте 1933 года, стал основоположником блестящей серии монопланов Майлса. Он был оснащен двигателем Циррус IIIA мощностью 95 л. с. Более поздняя модель М. 2с имела мотор-Де Хэвилленд Джипси III мощностью 120 л. с. Другими вариантами были М. 2а с закрытой кабиной, одноместный самолет большой дальности М. 2b с двигателем Гермес IV мощностью 120 л. с. и трехместный самолет M. 2d Хоук, построенный в количестве 55 экземпляров.
В 1934-м английский конструктор Ф. Майлс начал работать над новым быстроходным спортивным самолетом под двигатель «Джипси Мэйджор» в 130 л. с. За основу взяли более раннюю удачную машину «Циррус Хок» (с мотором «Циррус»). Всю работу проделали втроем, включая жену Майлса и молодого чертежника Боттлинга. Схема и конструкция самолета остались, как и у «Цирруса Хока», но деревянную мотораму заменили на металлическую (из стальных труб), а пирамиды шасси — на новые стойки с подкосами только сзади, закапотированные обтекателями — «штанами».
Самолет был практически сделан целиком из дерева. Крыло имело деревянный набор и фанерную обшивку. Подобным образом выполнили и фюзеляж. Оперение и элероны обтягивались полотном. Для удобства хранения крылья могли складываться. Консоли разворачивались назад вокруг шарниров, размещенных у стоек шасси. В итоге получился очень изящный самолет, обозначенный M. 2 °F и названный «Хок Мэйджор».
Правда, на опытном образце M. 2 °F стоял менее мощный двигатель «Джипси» III в. 120 л. с. и его сделали одноместным. Дело в том, что у этой машины уже имелся заказчик. Она предназначалась для гонок легкомоторных самолетов на Королевский кубок. Предполагалось, что облегченный «Хок Мэйджор» сможет развить скорость до 150 миль в час (241 км/ ч). Законченный моноплан выкатили из цеха в июле 1934-го.
Никаких данных о его испытаниях нет, но в том же месяце пилот Роуз выступил на нем в гонках на Королевский кубок и занял второе место, показав 238 км/ч. Пролетал первый экземпляр самолета недолго — в последний день августа он разбился в Донкастере; пилотировавший его летчик погиб.
Но M. 2 °F запустили в серию, в первоначально задуманном двухместном варианте. До мая 1935-го построили 16 таких машин с моторами «Джипси Мэйджор». Восемь из них продали в Индию, Кению, Испанию, Австралию и Новую Зеландию. Они использовались аэроклубами и частными владельцами. В годы войны английские ВВС реквизировали два таких самолета и использовали для обучения военных летчиков. Последний из M. 2 °F летал до 1954-го, прослужив около 20 лет.
На базе M. 2 F сделали еще несколько модификаций. В одном экземпляре в октябре 1934-го выпустили M. 2G. Он был трехместным, с общим закрытым фонарем над кабинами. Эту машину продали в один из аэроклубов Швейцарии. Со следующего года небольшими сериями строили М. 2Н — вариант M. 2 °F, оснащенный посадочными щитками. Это, между прочим, был первый серийный английский самолет со щитками. М. 2Н выпускали до сентября 1935-го. Всего изготовили 39 таких машин. Один М. 2Н попал в Португалию, а затем в Испанию и впоследствии участвовал там в гражданской войне. Еще один продали в Индию и один — в Новую Зеландию.
В начале 1935-го создали трехместную модификацию, М. 2 М. У нее переднюю, пилотскую, кабину выполнили открытой, а заднюю, на двух пассажиров, прикрыли фонарем. Единственный самолет этого типа после долгой службы погиб в феврале 1950-го, но не в воздухе, а на земле — на него рухнула ветхая стена. Двухместный М. 2Р существовал в трех экземплярах, построенных в июне 1935-го. У этого варианта увеличили размах и площадь крыла, ввели двойное управление и сделали кабины попросторнее. Это несколько увеличило взлетный вес. М. 2Р можно считать первым шагом на пути превращения спортивной машины в учебную.
Следующим стал M. 2R, известный как «Хок Мэйджор-Де Люкс» или «Хок Трэйнер». Он уже проектировался как учебный самолет и имел увеличенное крыло от М. 2Р. Построили всего один M. 2R и в учебных целях его никогда не использовали. Он сперва летал как спортивный, показав в 1935-м в гонках на Королевский кубок скорость 254 км/ч. Затем машину превратили в летающий стенд для испытания американского мотора «Менаско» «Пират». Сравнение с «Джипси» оказалось в пользу английского двигателя, и Майлс отказался от использования «американца» на своих самолетах.
В августе 1935-го построили единственный M. 2S — одноместный моноплан с закрытой кабиной и увеличенным запасом горючего. Он предназначался для дальних перелетов. В октябре 1937-го индиец Г. Найр попытался на нем совершить кругосветный перелет, но в первый же его день при заходе на посадку в Руане сорвался в штопор и разбился.
Два М. 2Т были похожи на M. 2S, но на них стояли моторы «Циррус Мэйджор». Замена не привела ни к чему хорошему. Один М. 2Т в сентябре 1935-го из-за отказа двигателя сел на воду в Ирландском море в шести милях от берега и затонул. Второй почти одновременно в ходе гонок совершил вынужденную посадку.
В середине того же года самолетами Майлса заинтересовались военные. Они искали замену устаревшему учебному биплану «Тайгер Мот», использовавшемуся для первоначального обучения пилотов. Военная авиация переходила на монопланы, и нужна была машина, более похожая на ту технику, что поступала на вооружение ВВС. Для этих целей Майлс спроектировал M. 2W с крылом от М. 2Р, щитками с пневмоприводом и с сиденьями под стандартный парашют.
Первый заказ на военные учебные самолеты поступил для авиашкол летчиков резерва. Они формально считались гражданскими и готовили пилотов-резервистов по контрактам с Министерством авиации. В октябре—ноябре 1935-го построили M. 2W. За ними последовали девять аналогичных М. 2Х, отличавшихся увеличенным вертикальным оперением с роговой компенсацией руля направления. Последний из них выпустили в апреле 1936-го. Тринадцать M. 2Y были почти идентичны М. 2Х. Один M. 2Y отправили в Новую Зеландию. Все остальные самолеты, сохранявшие название «Хок Трэйнер», поступили в 8-ю летную школу резерва в Вудли. Поскольку школа считалась гражданской, то ее машины несли обозначения гражданского регистра. Уже в марте 1941-го и школу, и ее самолеты официально включили в состав ВВС. Десять аналогичных машин в июне—июле 1936-го построили по румынскому заказу. Заказчики получили их в декабре того же года. Производство самолетов «Хок Трэйнер» организовали по лицензиям в Индии и Испании.
В конце 1930-х один из «Трэйнеров» использовали для экспериментов по преодолению тросовых заграждений. Кусок троса сбрасывали на парашюте, а пилот «Хока» должен был ударить по нему крылом. Первый полет чуть не кончился катастрофой. Трос обмотался через крыло и попал в винт. Второй конец троса с парашютом зажал рули. Самолет полностью потерял управление и сорвался в штопор. Уже когда летчик Клаустон и наблюдатель готовы были выпрыгнуть с парашютом, трос лопнул. Пилоту удалось выровнять машину и благополучно сесть.
Впоследствии столкновения с тросами различной длины происходили более удачно. В итоге сделали вывод о достаточной эффективности подобных заграждений и форсировали как работы по привязным аэростатам, так и по проекту «Пандора» — сбросу парашютных минных заграждений с самолета.
«Хок Трэйнеры» разных модификаций летали в различных странах до конца 1970-х. Сейчас отдельные экземпляры сохраняются в музеях и частных коллекциях. Некоторые из них еще способны подняться в воздух.
Например, в Англии в прошлом году отреставрировали M. 2W выпуска 1935-го. Он служил в школе пилотов резерва, затем эксплуатировался как связной на заводе, был мобилизован и использовался в строевых частях; в мае 1944-го его списали по износу. В 1946-м машину в первый раз восстановили на заводе «Майлс», установив при этом более округлый руль направления от М. 2Х. Самолет передали в аэроклуб. Затем он побывал в частных руках, летал в Германии и Канаде до конца 1970-х. Сейчас он опять в небе.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | de Havilland Gipsy Major |
Размах, м: | 10, 06 |
Длина, м: | 7, 32 |
Высота, м: | 2, 03 |
Площадь крыла, м2: | 15, 70 |
Крейсевская скорость, км/ч: | 217 |
Вес пустого, кг: | 522 |
Вес взлетный, кг: | 816 |
Максимальная скорость, км/ч: | 241 |
Скороподъемность, м/мин: | 329 |
Потолок, м: | 6100 |
Экипаж, чел: | 1 |