История создания самолета МиГ-23 берет начало в первой половине 60-х годов, когда ОКБ А. И. Микояна приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21 . Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией (консоли изменяют угол в пределах 16–72 градуса). Первый полет опытный МиГ совершил 26 мая 1967 года, а первый серийный МиГ-23С поднялся в воздух в мае 1969 года.
Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе «Знамя Труда». Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолета. Модернизированный МиГ-23 М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой.
Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвертого поколения, привели к созданию в 1974 году облегченного истребителя МиГ-23 МЛ. Самолет получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолет серийно выпускался, для советских ВВС с 1976 по 1981 гг., а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23 МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.
В конце 70-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации -МиГ-23 МЛД. Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолета на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной РЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно. Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеры с инфракрасными ловушками.
Истребитель МиГ-23 МЛД широко применялся в Афганистане, где помимо задач обороны от возможных действий ВВС Пакистана, использовался для нанесения ударов по наземным целям, причем потери от огня зенитных средств были минимальные: благодаря высокой тяговооруженности МиГ-23 резко набирал высоту и быстро выходил из зоны поражения.
Несколько сот Миг-23С до сих пор служат в вооруженных силах России, заменяя Су-9 , Су-11 и Як-28П. Ракеты, укреплены на среднем пилоне, пилонах под воздухозаборниками и основаниями крыльев. Для зарубежных заказчиков производилась упрощенная модификация Миг-23 с такой же высокоскоростной конструкцией планера и системами Миг-23С, но без радара. Третья модификация — двухместный тандем Миг-23У, используемый в учебных целях.
В состав оборудования входят:
— РЛС «Сапфир-21» (МиГ-23С и МиГ-23 МС),
— импульсно-доплеровская РЛС «Сапфир-23Д» (МиГ-23 М и МиГ-23 МФ, дальность обнаружения воздушной цели класса МиГ-21 — 55 км, дальность захвата 35 км), «Сапфир-23 МЛ» (Ми Г-23 МЛ, дальность обнаружения воздушной цели 85 км, дальность захвата 55 км) или «Сапфир-23 МЛА» (МиГ-23 МЛА);
— теплопеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТИ-23 М (МиГ-23 МЛ, дальность обнаружения воздушной цели в задней полусфере до 35 км) или Т. П.-26 (60 км);
— станция наведения УР класса воздух — поверхность «Дельта-Н» (МиГ-23С или «Дельта-НГ»;
система «Лазурь-С» (Ми1-23С), «Лазурь-СМ» (МиГ-23 М) или «Лазурь-СМЛ» (МиГ-23 МЛ), обеспечивающая автоматическое наведение самолета с использованием наземной системы управления «Воздух»;
— ИЛС АСП-ПФ (МиГ-23С), АСП-23Л (МиГ-23Л) или АСП-17 МЛ (МиГ-23 МЛ);
— радиостанция Р-832 М или Р-862 (МиГ-23 МЛА);
— аварийная радиостанция Р-855УМ;
— навигационная система «Полет-1Л-23» (МиГ-23С, МиГ-23 М) или «Полет-2Л-23» (МиГ-23 МЛ);
— автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15 М;
— маркерный радиоприемник МРП-56П;
— радиовысотомер РВ-УМ (МиГ-23С) или РВ-4;
— самолетная аппаратура радиотехнической системы ближней навиации ГСБН-6С;
— ответчик СО-69;
— система предупреждения и оповещения СЗМ;
— система постановки активных радиолокационных помех «Репер» Н;
— автоматическая система управления САУ-23А (МиГ-23С, МиГ-23 М), САУ-23АМ;
— система ограничительных сигналов СОС-3-4 (МиГ-23 МЛД).
Самолеты МиГ-23 поздних серий оснащены контейнерами с ИК ложными целями (расположены над неподвижной частью крыла) .
Самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.
Серийное производство прекращено в начале 1980-х годов.
Разновидности истребителя МиГ-23:
МиГ-23С — первый серийный истребитель модели МиГ-23. Первый полет самолет совершил 21 мая 1969 г. Оснащение: ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатор, радиокомпас АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.
Выпускался в 1969—1970 гг. в г. Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время МНПО им. Дементьева).
МиГ-23УБ — учебно-боевой самолет «Спарка». Выпускался в 1970—1978 гг. в Иркутске.
МиГ-23 М — самолет с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой. Вооружение истребителя, имевшего усовершенствованную РЛС «Сапфир-23Д», позволяло сопровождать цели на фоне земли, теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д позволили применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (И К самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13 М.
МиГ-23 МС и МиГ-23 М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.
МиГ-23 М и МиГ-23 МФ — второй экспортный вариант самолета (1977 г.) имел более мощную РЛС.
МиГ-23 МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолет имел усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23 МЛ», теплопеленгатор ТП-23 М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2 М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17 МЛ. МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года.
МиГ-23 МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолет имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 1 ТРДФ Р-27Ф2 М-300 |
Размах крыла, м: | минимальный — 7.78 максимальный — 13.97 |
Длина, м: | 16.71 |
Высота, м: | 4.50 |
Площадь крыла, м2: | при угле стреловидности 16° — 37.27 при угле стреловидности 72° — 34.16 |
Масса, кг: | пустого — 10690 нормальная взлетная — 15500 максимальная взлетная — 18200 топлива — 4090 |
Макс. тяга, кгс: | 1×10000 |
Максимальна скорость, км/ч: | у земли — 1350 на большой высоте — 2500 |
Практический потолок, м: | 18000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка: | 8 |
Экипаж, чел.: | 1 |