В 1937 году в серийное производство был запущен ближний разведчик Hs-126, но специалисты Министерства авиации Германии полагали, что этот подкосный моноплан схемы «парасоль» с открытой кабиной вряд ли сможет в течение длительного времени полностью отвечать всем требованиям, предъявляемым к самолету ближней авиаразведки. По этой причине в том же 1937 году было выдано техническое задание на конкурсную разработку нового ближнего разведчика. Основными условиями задания были: максимальная скорость полета 350–400 км/час, значительно больший, чем у Hs-126, радиус действия, размещение необходимое для ведения разведки оборудования плюс 200 кг бомб, экипаж: из трех человек, обеспечение защиты от атак истребителей противника со всех сторон и двигатель мощностью 900 л.с.
Участвовавшие в конкурсе фирмы «Фокке-Вульф» и «Блом и Фосс» представили проекты самолетов, которые ни в коем случае нельзя назвать рядовыми. Разведывательный самолет Fw-189 «Уху» (Uhu — сова) фирмы «Фокке-Вульф» был выполнен по двухбалочной схеме, а его фюзеляж: имел форму короткой гондолы с исключительно большой площадью остекления, что обеспечивало очень хороший обзор во все стороны.
Самолет BV-141 фирмы «Блос и Фосс» был замечателен тем, что являлся вторым в истории авиации асимметричным самолетом. Его также напоминающий гондолу фюзеляж располагался не по оси симметрии, а справа, параллельно балке, в передней части которой был установлен двигатель, а в задней части — хвостовое оперение. Так же как и первый в истории авиации асимметричный самолет-бомбардировщик Гота-6, BV-141 не решились запускать в серийное производство, остановив выбор на Fw-189, тем более что его летно-тактические характеристики отвечали всем требованиям за исключением того, что силовая установка состояла не из одного двигателя мощностью 900 л.с, а из двух 430-сильных двигателей, но это решение было даже более предпочтительно, так как повышало живучесть самолета в бою. В пользу Fw-189 говорило и то, что фирма «Фокке-Вульф» предложила использовать на этом самолете сменные гондолы, превращая таким образом Fw-189 в штурмовик, легкий бомбардировщик или учебно-тренировочный самолет.
Приняв окончательное решение в пользу проекта Fw-189, Министерство авиации в апреле 1937 года выдало фирме «Фокке-Вульф» заказ на постройку трех опытных самолетов, первый из которых Fw-189V-l в июле 1938 года был поднят в воздух. Кстати, этот самолет был построен в варианте штурмовика и имел сильнобронированную гондолу для двух членов экипажа, располагавшихся друг за другом. В таком виде он наряду с Hs-129 фирмы «Хеншель» участвовал в конкурсе на разработку нового штурмовика. Относительно малая скорость и плохая маневренность при полете на малой высоте были причиной того, что работы по этому самолету были прекращены.
Второй опытный самолет — Fw-189V-2 представлял собой ближний разведчик и оказался весьма удачной машиной. В 1940 году он был запущен в серийное производство на заводах «Фокке-Вульф» в Германии, на предприятиях «Прага» и «ЧКД» в Чехословакии и «SNCASO» во Франции.
Как уже отмечалось выше, Fw-189 представлял собой двухмоторный самолет, выполненный по двухбалочной схеме.
Гондола-фюзеляж; по своей конструкции была металлическим монококом, отдельные части которого соединялись на болтах. Носовая и хвостовая части гондолы имели большую площадь остекления, причем остекление было выполнено плоскими панелями, не дающими искажения. В гондоле размещались три члена экипажа — пилот, штурман-наблюдатель и стрелок хвостовых пулеметных установок. Проектировавшие самолет инженеры под руководством К. Танка уделили много внимания удобству работы экипажа. Им удалось очень удачно разместить в кабине связное, навигационное и фотооборудование. Например, работавшая в УКВ диапазоне радиостанция FuG-17 была смонтирована таким образом, что при разведке или корректировке артиллерийского огня штурман-наблюдатель мог работать на ней, не отрываясь от наблюдения.
Самолет имел крыло большого удлинения, состоявшее из центроплана и двух отъемных частей. Центроплан был соединен с гондолой и хвостовыми балками. Металлическое крыло было выполнено с тремя лонжеронами и работающей обшивкой. Элероны находились на отъемных частях крыла, между элеронами располагались щитки-закрылки с электрическим управлением.
Хвостовое оперение крепилось на двух балках овального сечения, являвшихся продолжениями мотогондол. По своей конструкции эти балки представляли собой монокок. Стабилизатор и кили были моноблочной конструкции. Рули имели каркас из дюралюминия и полотняную обшивку. Все рули были уравновешены статически и динамически. Триммеры имели электрическое управление. Оба руля направления имели независимую проводку управления.
Основные стойки шасси в полете убирались назад в мотогондолы с помощью гидравлического привода. Самоориентирующееся хвостовое колесо убиралось в стабилизатор.
На Fw-189 устанавливались два двигателя Аргус As-410A-l мощностью 430 л.с. каждый. Винты были изменяемого в полете шага.
Вооружение самолета состояло из двух неподвижных 7,92-мм пулеметов MG-17 в центроплане для стрельбы вперед и двух подвижных 7,92-мм пулеметов MG-15 в шкворневых установках в задней части гондолы. Один из подвижных пулеметов предназначался для стрельбы назад и вверх, другой — назад и вниз. Такое вооружение, хороший обзор и высокая маневренность позволяли экипажу на вираже постоянно держать атакующий истребитель в зоне обстрела пулеметов. Сбить Fw-189 было довольно трудно.
Кроме пулеметного вооружения на бомбодержателях могли быть подвешены четыре бомбы калибром 50 кг.
Имелись следующие модификации и варианты самолета:
Fw-189A-0 — построенная в 1940 году партия из 10 предсерийных самолетов, в основном соответствующих опытному образцу Fw-189V-2.
Fw-189A-1 — первая серийная модификация ближнего фоторазведчика и корректировщика артиллерийского огня. Имелись тропический вариант Fw-189A-1/Trop и транспортно-пассажирские варианты Fw-189A-l/U-2 и U-3.
Fw-189A-2 — разработанный в 1942 году вариант, у которого подвижные пулеметы MG-15 были заменены скоростными пулеметами MG-81Z того же калибра. Несколько самолетов этого варианта были оборудованы радиолокатором и использовались в качестве ночных истребителей-перехватчиков в системе ПВО Германии.
Fw-189A-3 — двухместный учебно-тренировочный самолет с двойным управлением.
Fw-189A-4 — легкий штурмовик, разработанный в 1942 году для использования на Восточном фронте и против партизан. Неподвижные пулеметы в центроплане были заменены 20-мм пушками MG-151/20, пулеметное вооружение доведено до шести единиц, бомбовая нагрузка осталась без изменений. В кабине самолета была установлена дополнительная броневая защита.
Fw-189B — модификация самолета для обучения пилотов и штурманов-наблюдателей.
Fw-189 C — опытный самолет непосредственной огневой поддержки войск с усиленным ударным вооружением.
Fw-189D — существовавший в единственном экземпляре самолет для проведения экспериментов с различными вариантами специального оборудования и вооружения.
Fw-189E — разработанная в 1942 году на французском предприятии «SNCASO» модификация с двумя 14-цилиндровыми звездообразными двигателями Гном-Рон GR-14M4/5 мощностью 700 л.с. каждый.
Fw-189 F — модификация с двигателями Аргус As-411MA-1 мощностью по 580 л.с. На этих самолетах был увеличен запас топлива, установлена дополнительная броневая защита экипажа и усилено вооружение.
Fw-189G — опытный ближний разведчик с двигателями повышенной мощности. На высоте 4500 м развивал скорость 435 км/час.
Разведчики Fw-189 использовались на Восточном фронте с ноября 1941 года. Советские солдаты называли его «рама». Существовала своеобразная солдатская примета — появилась «рама» — жди бомбардировщиков. В германской армии взаимодействие разведывательной авиации с бомбардировочными соединениями и артиллерией действительно было налажено очень четко и доставляло много неприятностей советским войскам.
С массовым появлением в воздухе скоростных советских истребителей во второй половине войны эффективность использования Fw-189 неуклонно снижалась. Эти самолеты все чаще использовались в качестве ночных разведчиков и легких штурмовиков для борьбы с партизанами. Кроме использования нескольких Fw-189 в системе ПВО Германии, они применялись также для борьбы с советскими ночными бомбардировщиками ПО-2.
Кроме Люфтваффе, 30 самолетов Fw-189A-2 были поставлены венгерским ВВС и 14 Fw-189A-1 — ВВС Словакии. Летали на них и румынские летчики.
Производство Fw-189 в Германии было прекращено в 1942 году, однако во Франции оно продолжалось до января 1944 года, а в Чехословакии — до 1945 года. Всего было выпущено 846 самолетов Fw-189 всех модификаций.
В 1947 году в СССР под впечатлением успешного использования Fw-189 конструкторским бюро П. О. Сухого был разработан артиллерийский корректировщик Су-12. Он также был выполнен по двухбалочной схеме и имел гондолу с большой площадью остекления. Су-12 успешно прошел испытания, но серийно не строился.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Argus As 410А-1 |
Размах, м: | 18, 40 |
Длина, м: | 11, 90 |
Высота, м: | 3, 10 |
Площадь крыла, м2: | 38, 00 |
Вес пустого, кг: | 2690 |
Вес взлетный, кг: | 3950 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 317 |
Максимальная скорость на высоте 2500 м, км/ч: | 344 |
Время набора высоты 4000 м, мин: | 8, 3 |
Скороподъемность, м/мин: | 310 |
Дальность, км: | 940 |
Потолок, м: | 7000 |
Экипаж, чел: | 3 |