Проект нового истpебителя был представлен авиационному отделу голландской армии 14. 11. 34 года. Спроектированная Иржи Шацки и его группой на заводе компании Fokker в Южном Амстердаме, новая машина представляла собой комбинацию новых идей и наиболее удачных решений ранних конструкций C. X и D. XVII.Низкокрылый моноплан с закрытой кабиной и неубираемым закапотированным шасси, Fokker D. XXI создавался в тесном взаимодействии с «Rolls-Royce Ltd." в Англии. Первоначально предусматриваемой силовой установкой, был 650-сильный Rolls-Royce Kestrel IV с охлаждением Престона. Планируемое вооpужение-либо пулеметы стрелкового калибра, либо 20-мм пушки в кpыльях и фюзеляже. Первоначальные цифры расчетных летных характеристик давали максимальную скорость 410 км/ч на высоте 4250 м, дальность 888 км и потолок 10000 м.
В начале 1935 с LVA был заключен контракт на один пpототип с целью его оценки для службы в Голландской Вест-Индии. Этот прототип был в конечном итоге собран с 645-сильным двигателем воздушного охлаждения Bristol Mercury VI-S; конструкция крыла включала два деревянных коробчатых лонжерона с фанерными нервюрами, полностью покрытыми обшивкой из бакелитовой фанеры («дельта-древесина»). Фюзеляж был сварен из стальных хромо-молибденовых труб и покрыт спереди до задней кромки кpыла сьемными дюралюминиевыми панелями, а в задней части имел полотняную обшивку. Рули, имевшие каркас из стальных труб, обтягивались полотном. Неубираемое шасси имело бесподкосные стойки; масло-пневматические амортизаторы были закрыты легкосплавными обтекателями, а независимые тормоза, приводимые в действие воздухом, управлялись от педалей. Кабина закрывалась плексиглассовым фонарем с большой сдвижной секцией, который мог сбрасываться. Пилот был защищен от повреждений при переворачивании самолета пилоном, вмонтированным в набор планера за его сидением. Кроме топливного бака на 350 л установленого позади двигателя, имелось также место для дополнительных крыльевых баков. Вооpужение было представлено сперва двумя кpыльевыми 7, 92-мм пулеметами FN-Browning M. 36 и двумя синхронизироваными в передней части фюзеляжа. Кpыльевые пулеметы имели боекомплект по 300, а фюзеляжные по 500 патронов на ствол.
Обозначенный FD-322, пpототип впервые взлетел 27. 3. 36 с аэродрома Велсхэп возле Эйндховена, пилотируемый летчиком-испытателем компании «Fokker» чехом Эмилем Мейнеке. Однако в тот же самый месяц изменения высокой политики бросили тень сомнения на перспективы серийного производства маленького привлекательного истpебителя. Министр иностранных дел Х. Колийн информировал Министерство обороны о том, что изменение международной ситуации диктует развитие скорее бомбаpдиpововчных, ч ем истpебительных сил. Эти действия привели к конфликту мнений: LVA нужен был новый тренировочный самолет, а заказы на новые истpебители и разведывательный самолет находились в то время на рассмотрении. Кроме того LVA придавал большую важность значению тяжеловооруженных «крейсеров», которые могли бы использоваться в разнообразных целях. Эта ситуация путающих требований усугубилась одобрением нового проекта, FK-58 компании «Koolhoven», разработанного не кем иным, как Иржи Шацки, который между тем перешел от Фоккера к Коолховену. Естественно, FK-58 представлял собой новый шаг в конструкторском мышлении И. Шацки и имел такие преимущества, как убираемое шасси и проектную максимальную скорость 520 км/ч. Стоимость машины без двигателя составляла, примерно, 76350 гульденов. Несмотря на впечатляющие заявления о достоинствах FK-58, было решено устроить сравнительные испытания между новой машиной и D. XXI.Таким образом, 12. 11. 36, пpототип D. XXI, был поставлен в Сустерберг.
В действительности, первый FK-58 не был готов к своему первому полету до сентября 1938, и в течение 1937 голландское правительство выделило средства на развитие LVA, прежде всего для закупки тридцати шести D. XXI, оснащенных 830-сильным Bristol Mercury VII или VIII.Это возобновление интереса к машине Фоккера было частично навеяно испытаниями и исследованием первой машины, выпущенной в соответствии с экспортным заказом для Финляндии (см. ниже). Собранная в середине августа 1937, первая машина показала много преимуществ над FD-322, предназначенным для авиации Голландской Вест-Индии. Первая машина LVA с номером N. 212 взлетела 20. 7. 38 и была испытана перед поставкой из Схипхола в Сустерберг летчиками-инструкторами вторым лейтенантом запаса де Звааном и капитаном Ван Гемерном. Последняя из 36 выпущенных машин была передана 8. 9. 39 — через неделю после вторжения Германии в Польшу.
Экспортные поставки и лицензионное производство.
В тот момент, когда производство D. XXI у себя дома было под вопросом, значительный интерес проявили иностранные правительства. В течение 1937 правительство Финляндии закупило 7 машин с двигателем Bristol Mercury VIII, присвоив им номера от FR-76 до FR-82. Затем были начаты переговоры о лицензиозном производстве на Государственном авиазаводе в Тампере. В 1939–44 годах финны изготовили 93 машины. Дания заказала два D. XXI и закупила производственную лицензию для Королевского армейского авиазавода в Копенгагене, который впоследствии выпустил 10 машин. Восемь из них были в строю 2-й эскадpильи ВВС Дании, когда немецкие войска оккупировали Данию во вторую неделю апреля 1940 года. Датские машины оснащались двигателем Mercury VI-S и несли две подкpыльевые 20-мм пушки Madsen. Следующая производственная лицензия была закуплена испанским республиканским правительством, после чего в Испании собрали около 50 планеров. Испанские D. XXI были оборудованы шасси Messier, позднее замененное на Hispano-Suiza HS-42. Войска националистов захватили сборочный завод перед выпуском первой партии уже собранных испанских D. XXI, поэтому широко распространено мнение, что самолеты испанской постройки никогда не летали. Однако отмечалось, что одна машина оснащенная советским двигателем М-25, летала в Эль-Кармоли в августе 1938 и что одна машина избежала уничтожения во время захвата завода фашистами.
Зимняя война.
D. XXI впервые показал себя в действии, когда советские войска 30. 11. 40 вторглись в Финляндию. Кроме семи машин, закупленных у головной компании, ВВС Финляндии было поставлено 38 самолетов (FR-83 — FR-120) лицензионной постройки. Все самолеты, оснащенных двигателем Mercury VIII, на 30-е ноября находились в составе HLeLv 24 (41 машина). Первая победа была отмечена 1-го декабря, когда лейтенант Эйно Луукканен, летая в то время на машине с номером FR-104, уничтожил СБ-2 (в тот же самый день сержант Кукконен стал первой потерей ВВС Финляндии, когда его D. XXI был сбит финскими зенитчиками возле Виипури). В ходе «зимней» войны, которая закончилась 12. 3. 40 капитуляцией Финляндии, истpебители D. XXI завоевали уважение советских пилотов и любовь финнов. Только 12 машин, окрещенные финнами «Ukkomokkeri» («Старик Моккер»), были потеряны во время боевых действий. Шесть из них были потеряны скорее от несчастных случаев, чем от вражеских действий; два из шести потерянных в боях самолета пилотировали датские добровольцы Рассмусен и Фрийс.
В течение 1940 и начале 1941 года Государственный авиационный завод был занят приведением в порядок потрепанных войной машин, а оставшиеся были переданы в HLeLV 32. Принимая во внимание успехи, достигнутые D. XXI в. прошлом, финское правительство выдало в 1941 заказ на производство 50 дальнейших самолетов. Все имевшиеся в наличии двигатели Mercury были необходимы для лицензионной постройки бомбаpдиpовщиков Blenheim, однако также решели предпринять небольшую переделку D. XXI, чтобы приспособить его к 1050-сильному двигателю типа Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp, так как в 1940 из Швеции поступило 80 таких моторов. Изменения включали увеличение площади вертикального хвостового оперения и укорочение моторамы для сохранения центровки при более тяжелом двигателе. Два фюзеляжных пулемета переместили в кpылья, а для улучшения заднего обзора прозрачные панели кабины были смещены назад. Когда боевые действия против СССР были в июНе.1941 возобновлены, HLeLv 32 имела в строю 17 D. XXI с двигателем Mercury, и 19 D. XXI с двигателем WasP.Другой частью имеющей D. XXI с Mercury, была HLeLv 30. TLeLv 12 имела в стою два звена D. XXI, но в августе 1941 их заменили на VL Myrsky II.TLeLv 30 имела D. XXI-WasP.В первом воздушном сражении «продолженой» войны 6 из проверенных в бою D. XXI-Mercury уничтожили над железнодорожным узлом Риихимяки 2 бомбаpдиpовщика ДБ-3.
В этот период были сделаны некоторые интересные модификации. D. XXI на финской службе часто оснащались лыжным шасси, а FR-107, имевший двигатель Twin Wasp и убирающееся шасси, достиг исключительно высоких летных данных. FR-150 и FR-129, использовавшиеся для разведывательных целей, имели прозрачные панели кабины, продленные назад прочти до киля. В 1944 последние пять D. XXI были поставлены, имея в качестве силовой установки двигатели Bristol PegasuS.Может показаться невероятным, что оснащенные двигателями Mercury и Wasp, D. XXI продолжали оставаться на службе в ВВС Финляндии до 1949 и были неофициально признаны соответствующими требованиям до 1952 года!
Модификации и проекты, выполненные головной компанией к этому времени, включали установку на одном из D. XXI нескольких альтернативных силовых установок и изготовление резко суживающегося к концам кpыла, полностью переконструированного и известного, как «Е-1». В 1938 начаты работы над проектами, известными как «150-й»,«151-й» и «152-й». Они имели в качестве двигателей соответственно Bristol Hercules, Rolss-Royce Merlin и Daimler-Benz DB 600H. Все они были аэродинамически обтекаемыми конструкциями с убирающимися шасси.
Fokker против Luftwaffe.
Когда германские войска вторглись 10. 5. 40 в Голландию, к боевым действиям были готовы 28 D. XXI.Они находились в составе JaVA 1 (11 машин) в-Де Кооу возле Ден Хелдера, JaVA 2 (9 боеготовых машин) в Амстердам-Схипхол и JaVA 5 в ГаагаУпенбург. На 10-е мая число боеготовых самолетов штатному составу JaVA 1 и 5 не соответствовало. Из неразберихи первого дня сражения выделяются несколько фактов. Один из пилотов JaVA 1, части которая несла на капотах двигателей эмблему «Три белые мышки», сбил 10-го мая над Северным морем Ju.88. Шесть машин из JaVA 2 в середине дня сопровождали соединение бомбаpдиpовщиков на бомбежку мостов через Маас возле Роттердама, когда их перехватили девять Bf.109, и в последовавшем бою один Bf.109 был уничтожен и два повреждены при потере двух бомбаpдиpовщиков T.V и одного истpебителя D. XXI.К вечеру 10-го мая все 9 машин из Упенбурга были небоеспособны, и только одна машина избежала серьезных боевых повреждений. Однако среди пилотов потерь не было. Под влиянием тяжелых потерь, понесенных истpебительной авиагруппой, было решено перебазировать ее в Буикслоот к северу от Амстердама, и утром 11-го мая 11 D. XXI сосредоточили на этом подготовленом для боевых действий аэродроме. В течение следующих четырех дней заданиями, выполняемыми из Буикслоота одиночными самолетами и мелкими группами, были эскортирование и свободная охота. Одиннадцатого мая D. XXI, по меньшей мере, сбили два Bf.110. Во время одиночного патрулирования утром того же дня юный сержант Дж. Роос был атакован тремя Bf.109. Получив тяжелые повреждения, Роос сбросил фонарь и таранным ударом повредил свой винт о хвост Bf.109; машина Luftwaffe потеряла высоту и вышла из боя. Укрывшись под прикрытием облаков для короткой передышки, Роосу удалось захватить врасплох и уничтожить второй Bf.109 перед тем, как его D. XXI был снова поражен в это время перевозбужденными голландскими зенитчиками, и он был вынужден выброситься с парашютом.
На последний день войны, 14-го мая, боеспособными в Буикслооте оставались 5 машин. Четыре из них выполнили следующий вылет и оказались в Схипхоле. В целом в течение дня в боевую готовность были приведены 8 D. XXI, но пилоты находились на грани шока от усталости. Пять машин выполнили второе задание позднее утром, и, когда новость о капитуляции Голландии достигла командира JaVA 1, восемь оставшихся боеспособных самолетов были выведены из строя стрельбой по топливным бакам. Взлетная полоса была методично разрушена, чтобы избежать ее использования немцами.
После пяти дней боев с безнадежными шансами 8 из первоначальных 28 D. XXI оставались годными к полетам — немалое достижение само по себе, если учесть численность привлеченных немецких самолетов и преимущество Bf.109 в скорости на 100 км/ч. Те пять дней дали много замечательных примеров решимости и отваги голландских пилотов и живучести Fokker D. XXI.По крайней мере, одна полновесная победа была достигнута 10-го мая, когда D. XXI уничтожили чуть Не.18 военно-транспортных Ju.52/3m из KGrZbV 9 в общем строю из 55 самолетов, пересекавших границу, приблизительно в 6 часов 45 минут. Общие германские потери от пилотов D. XXI во время «пятидневной» войны неизвестны, однако за 10-е и 11-е мая они оцениваются в 15 подтвержденных и 17 вероятных боевых самолетов, включая Bf.109, Do 17, Ju.88, Bf.110 и He 111. Немногие могут отрицать, что прочный и маневреный маленький истpебитель изрядно оправдал себя перед теми, кто три года назад принимал решение о его производстве с такой явной неохотой.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Bristol Mercury VIII |
Размах, м: | 11, 00 |
Длина, м: | 8, 22 |
Высота, м: | 2, 94 |
Площадь крыла, м2: | 16, 20 |
Вес пустого, кгс: | 1442 |
Вес взлетный, кгс: | 2050 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 385 |
Максимальная скорость на высоте 5100 м, км/ч: | 460 |
Время набора высоты 3000 м,: | мин 3, 5 |
Дальность, км: | 950 |
Потолок, м: | 11000 |
Экипаж, чел: | 1 |