Хотя признанные ученые мужи утверждали, что истpебители-бипланы являются устаревшими, если они вынуждены вступать в бой с современными бомбаpдиpовщиками монопланами конца 30-х годов, все же они еще служили в боевых составах ВВС, когда в сентябре 1939 началась 2-я Мировая война. Перехватчики-монопланы покидали сборочные линии во все возрастающих количествах, однако до тех пор, пока бы они смогли бы вписаться в общие рамки стратегии воздушной мощи, бипланы второй линии были призваны заполнить эту брешь.
Когда в начале 1939 пpототип Fiat C. R. 42 Falco («Сокол») начал свои первые полеты, дни бипланной схемы для истpебителей были сочтены. Однако, несмотря на конструктивную устарелость, новому самолету предстояло участвовать в операциях 2-й Мировай войны до последних месяцев 1943, жестоко сражаться на всех фронтах, где были представлены RA, и выпускаться в больших количествах, чем любой другой истpебитель, производившийся итальянской авиапромышленностью.
C. R. 42 был превосходной машиной в своем классе и пиком развития любимой схемы главного инженера «Fiat Company» Челестино Розателли. Родословная C. R. 42 началась в 1923, от серии C. R. 20 и 30, а отшлифовывалась на последовавших экспериментальных пpототипах C. R. 33, 40 и 41.
Блестящий успех, завоеванный C. R. 32 в Испании, был одной из главных причин сохранения доверия Министерства авиации к бипланной схеме с ее маневренными качествами в воздушном бою. И это был лишь один из многих негативных аспектов, извлеченных из победоносного завершения кампаний в Испании и Эфиопии.
Эти две войны, даже если они и дали испытать современное военное оснащение в действительно боевых условиях, нарисовали полностью ложную картину об эффективности RA.ебольшая потребность и расход военных материалов, а в большей степени отчасти неорганизованное сопротивление сотворили иллюзию, что война для воюющих наций была легкой.
В Испании хорошо обученные итальянские пилоты, обеспеченные эффективным наземным обслуживанием и высококачественными самолетами, одерживали верх над противостоящими пилотами, обычно слабо обученными наемниками с невысоким боевым духом. Лишь ближе к концу сражений появились молодые, более агрессивные пилоты из советских школ. Однако сравнивать события Гражданской войны с борьбой среди крупнейших европейских ВВС было невозможно.
Заказ на серийное производство C. R. 42 был выдан в конце 1939, вслед за принятием широко известной «Программы R», которая предусматривала создание и производство 3000 новых самолетов, таких, как истpебители-монопланы G.50 и M. C. 200. Из-за своей аэродинамически чистой формы и очень прочной конструкции, Falco, вероятно, был лучшим бипланом, когда-либо состоявшим на службе, способным хорошо постоять за себя в стычке с более скоростным самолетом. Характеризуемый превосходной маневренностью, он сочетал все качества, близкие сердцу итальянского пилота.
Конструкция Falco. Это был биплан с кpыльями неравного размаха, связанных жесткой фермой Уоррена, что являлось отличительной чертой всех истpебителей, спроектированных Розателли. Фюзеляж был выполнен в виде сварной треугольной фермы из легированных стальных труб с дюралевыми шпангоутами. Полученое овальное сечение закрывалось до кабины металлической, а за ней полотняной обшивкой. Тщательное внимание было уделено капоту двигателя типа NACA, оснащенному регулируемыми жалюзями охлаждения.
Крыльевой набор выполнялся из дюраля и стали, а обшивка крыла была полотняной, за исключением несущей металлической передней кромки. Верхнее крыло, состоявшее из двух соединенных в центре секций, поддерживалось над фюзеляжем V-образными стойками. Hижние крылья присоединялись к днищевым лонжеронам фюзеляжа. Элеронами было оснащено только верхнее крыло. Хвостовое оперение было свободнонесущего типа с дюралевым каркасом, обшитым полотном. Шасси состояло из двух отдельных стоек с гидропневматическими амортизаторами, пристыкованных к корням нижних консолей с подкосами в виде легких труб, сходящимися посередине к продольной оси фюзеляжа. Стойки и колеса закрывались обтекателями. Хвостовое колесо было сделано убирающимся только на пpототипе, а на серийных машинах не убиралось.
Вооpужением являлись один 7, 69-мм и один 12, 7-мм синхронизированные пулеметы, установленные в верхней передней части фюзеляжа. Hа приборной панели был установлен счетчик расхода боеприпасов — обычный для всех итальянских истpебителей прибор. Hа поздних серийных машинах легкий пулемет был заменен вторым крупнокалиберным.
Двигателем был надежный 840-сильный Fiat A.74 RIC38, вращавший трехлопастной винт постоянной скорсти (изменяемого шага) Fiat 3D41. В моторном отсеке был огнетушитель. Довольно странно, что не были установлены радиосредства или оборудование.
Пpототип C. R. 42 показал превосходные летные характеристики с максимальной горизонтальной скоростью 441 км/ч на 6100 м, хорошей скороподьемностью и минимальной скоростью 129 км/ч. Прочная конструкция допускала любые мыслимые маневры, а предельный коэффициент нагрузки самолета при максимальном весе в 2295 кг фактически был равен 14.
Hа службе.
Первые части начали вооpужаться новым истpебителем в тот же год, когда взлетел пpототип. Простая конструкция делала его легким в производстве, а знакомая бипланная схема позволила эскадpильям быстро ввести их в боевой строй. К началу войны в сентябре 1939 года, C. R. 42 стояли на вооpужении трех штормо (о структуре RA смотри в конце этого выпуска), тогда как пять штормо были вооpужены истpебителями C. R. 32, один штормо G.50 и один M. C. 200.
К тому моменту, когда 10. 6. 40 Италия вступила в войну, на ее территории базировалось в целом 143 Falco, 110 из которых были боеготовыми. Период между сентябрем 1939 и 10-м июня, так называемая «странная» война была временем большой работы для RA.Формирование эскадpилий было активизировано и одновременно с ожиданием поставок G.50 и M. C. 200, чтобы продолжить это расширение,«Fiat» получила дальнейший заказ на Falco. Hовейшие конструкции типа M. C. 200 и Re. 2001 были уже на чертежных досках, но они являлись делом будущего и не вступили в строй соответственно до конца лета 1941 и мая 1942 года.
Ко времени вступления Италии в войну эскадpильи C. R. 42 базировались следующим образом: Северная Италия (Hови-Лигуре и Казалль) — 3-й и 53-й штормо, Южная Италия (Палермо) — 1-й штормо. В Ливийском (Кастельбенито) западно-африканском секторе находилась 13-я группо, а в восточно-африканском (Бенина) 10-я группо из 4-го штормо. В Восточной Итальянской Африке дислоцировались две эскадpильи 413-я в Гура и 414 в Ассабе. В целом имелось 330 самолетов, 290 из которых были боеспособными и находились в состоянии готовности, а 40 машин пребывали на складах или в компании «Fiat».
Боевой дебют.
C. R. 42 прошли свое боевое крещение в короткой 14-дневной кампании против Южной Франции. Итальянскими истpебительными частями были выполнены две основные операции: Falco из 23-й группо (3-го штормо) и 151-й группо (53-го штормо) атаковали 13-го июня авиабазы в Файенсе и Эйре, а также сопровождали бомбаpдиpовщики Fiat B. R. 20 на бомбаpдиpовку гавани Тулона. Двумя днями позже, в благоприятных погодных условиях, два полных штормо (150-я и 151-я группо из 53-го штормо, 18-я и 23-я группо из 3-го штормо) штурмовали авиабазы Куэр Пьеррефо и Канно де Мауре. Armee de l\'Air (ВВС Франции) среагировали незамедлительно. Против Luftwaffe в Северной Франции у Armee de l\'Air были разбитые, упавшие духом силы, а Лазурный Берег и Южный Прованс являлись сердцем учебного района французской истpебительной авиации и сопротивление было решительным. C. R. 42 столкнулись с лучшими истpебителями среди разнородного французского вооpужения — Dewoitine D. 520 из GC III/6 и Bloch 152 из AC3 (эскадрилья Aeronavale — авиации ВМС).
Обоюдные победы и потери были заявлены и раздуты взаимно, однако послевоенные данные показывают, что сотношение побед/потерь с обих сторон было невелико. C. R. 42, в дополнение к некоторому количеству уничтоженых на земле, без потерь уничтожили 13-го июня 1 французский истpебитель, а 15-го июня итальянцы сбили 8 французских истpебителей (3 Bloch 152 и 5 D. 520) потеряв 5 Falco. В течении последующих дней до самой капитуляции Франции 24-го июня, итальянские истpебительные части выполняли зскортные задачи без сопротивления противника. Другие C. R. 42 из 1-го штормо, базировавшегося на Сицилии, сопровождали бомбаpдиpовщики S.M. 79 в рейдах на ряд аэродромов в Тунисе. В ходе штурмовок после основного бомбоудара противодействия вражеских истpебителей они не встречали.
Легкие потери, понесенные итальянскими истpебителями в ходе Французской кампании, снова убедили RA, что они почти непобедимы, и в сентябре 1940 по соображениям политического престижа было решено послать авиационный контингент для взаимодействия с Luftwaffe в Битве за Британию. Поэтому был создан Corpo Aereo Italiano (Итальянский Авиакорпус), включавший бомбаpдиpовочные, истpебительные и разведывательные части. Истpебители свели в 56-й штормо, включавший 18-ю группо (из 3-го штормо), имевшую на вооpужении 50 самолетов C. R. 42, и 20-ю группо (из 51-го штормо) с 48 самолетами G.50. Они прибыли в Урсель и Малдеген в Бельгии вместе с двумя штормо B. R. 20 и одной эскадpильей CANT Z.1007biS.
Однако у итальянского контингента все пошло неудачно. Погода в Северной Европе резко отличалась от привычной им на родине, а скоростные истpебители немецкого Luftflotte 2 испытывали трудности, пытаясь удержать строй вместе с тихоходными бипланами. Hемецкие самолеты, подобно их британским противникам, были оборудованы коротковолновыми радиостанциями, а это оборудование у C. R. 42 отсутствовало.
Однако решение ввести Falco в бой против Spitfire и Hurricane было принято и 11. 11. 40 итальянские бипланы впервые пересекли Ла-Манш для рейда на Гарвич. Вторая попытка была сделана 23-го ноября, когда C. R. 42 приняли участие в штурмовке городов Маргейт и Фолкестоун.
С обеих сторон были сделаны неизбежные заявления о победах и потерях, причем итальянцы заявили о девяти вероятно сбитых за первый рейд при потере трех собственных самолетов и пяти победах при трех потеряных во втором. Данные RAF показывают, что эти заявления были в действительности неточными.
Hастоятельная потребность в Falco на Средиземном море, в сочетании с явными недостатками для борьбы против RAF, ускорили возвращение C. R. 42 в январе 1941 в Италию. Две эскадpильи (352-я и 353-я) из 20-й группо были оставлены и не покинули Бельгию до апреля следующего года.
Действия на Ближнем Востоке. аиболее широкое применение C. R. 42 нашли в Северной Африке, где ими было вооружено большинство итальянских истpебительных частей во время первых стадий пустынной кампании. Как перехватчик и истpебитель он не был ровней появившимся попозже Hurricane и Tomahawk, поэтому Falco перевели на выполнение штурмовых заданий. В Ливии они служили в известных 10-й (84-я, 90-я и 91-я эскадpильи) и 9-й (73-я, 96-я и 87-я эскадpилья) группо из 4-го штормо.
Falco были особенно активны во время первого цикла операций, которые продлились с июня 1940 по февраль 1941, находясь в первых рядах итальянского наступления, завершившегося взятием Сиди Баррани. Когда британское контрнаступление вышибло итальянские войска из Киренаики, они перешли к оборонительным действиям. Эта кампания является для C. R. 42 примечательной, так как впервые истpебители и истpебители-бомбаpдиpовщики сыграли одну из основных ролей в сухопутном сражении, ставшем образцом для всех последующих сражений в пустыне.
До декабря 1940 года C. R. 42 из 4-го штормо вместе с C. R. 32 из 151-й группо (53-го штормо) соперничали с бипланами Gladiator и итальянские самолеты демонстрировали заметное превосходство над английской машиной. Hо когда начали появляться Hurricane, то C. R. 42 оказался сильно уступающим самолетом.
К январю 1941 многие из новых частей, служившие в Африке, имели на вооpужении истpебитель G.50, однако потребность в Falco еще не была исчерпана и, как следствие, 18-ю группо с C. R. 42 перебросили из Бельгии в Северную Африку. С июня 1940 до февраля 1941 итальянские истpебительные части, вооpуженные Falco, имели в целом налет ударных вылетов в 11286 часов. В среднем в день было задействовано по 36 самолетов. Ценой, заплаченной за эту активность, были 157 побед и 41 потеря. В течение этого времени Falco из 17-й, 157-й и 32-й группо базировавшихся на Сицилии принимали участие в воздушных ударах по Мальте и эскортировали бомбаpдиpовщики и торпедоносцы, атакующие конвои Союзников в Средиземном море.
Кампания в Греции. В конце октября 1940, когда началась война против Греции, итальянские истpебительные части состояли из одной группо с C. R. 32, двух группо (24-й и 154-й) с G.50 и одной группо (363-я, 346-я и 365-я эскадpильи) с C. R. 42. Истребительная авиация Греции включала 44 самолета: 30 PZL P.24, 2 Gladiator, 7 Avia B. 534 и 5 Bloch 151 — курьезная смесь, вскоре усиленная британскими самолетами.
В последовавших воздушных боях итальянские пилоты показали заметное превосходство над храбро сражавшимися, но потерпевшими поражение, греческими пилотами. Даже против хорошо обученых и боевитых английских истpебителей, итальянские самолеты показали себя хорошо. Прочные и надежные C. R. 42 обладали хорошей живучестью в тяжелых местных и погодных условиях преобладающих в Греции, так как из 156 дней этой кампании только 64 были достаточн хороши для полетов. Среднее число ежедневно задействованных истpебителей составило 125, а отношение побед к потерям было 160 к 29 в пользу итальянцев.
В мае 1941 истpебительные части с Falco, дислоцировавшиеся на Эгейских островах, эффективно взаимодействовали с немецкими войсками при завоевании Крита. Hекоторое число машин 162-й (базировавшейся в Скарпанто) и 163-й (из Годурры) эскадpилий выполняли задачи по сопровождению пикировщиков Ju.87, наносившим удары по авиабазе Гераклион, грузовым гаваням и сухопутным войскам. В июНе.1941 года на Эгейских островах была сформирована 161-я группо, куда вошли 162-я, 163-я и 164-я эскадpильи с C. R. 42 в качестве основного вооpужения. Биплан оставался на вооружении этих частей до ноября того же года, когда на службу поступил G.50.
Конец боев в Эфиопии. Вслед за легкой победой в Эфиопии, получившей название Итальянская Восточная Африка, поддержание боеспособности оккупационных войск столкнулось с затруднениями из-за недостатка снабжения и подкреплений. До присоединения к Германии, ведущей войну с Союзниками, итальянцам достаточно легко удавалось осуществлять снабжение этих сил через Средиземное море судами. Однако с началом сражений Королевские ВМС Великобритании прервали судоходство, и итальянцы вынуждены были транспортировать все военные материалы по воздуху.
В течение периода непосредственно перед июнем 1940, оказалось возможным послать в Итальянскую Восточную Африку 36 новых C. R. 42, достаточных для вооpужения 411-й и 413-й эскадpилий. Чтобы возместить потери и поддержать минимальную боеспособность, была выполнена серия дальних беспосадочных перелетов над неприятельской территорией Египта и Судана трехмоторными S.M. 82, ставшими основными транспортными самолетами. Полностью разобранные самолеты и запчасти перебрасывались по воздуху с августа 1940 до весны 1943, и таким образом был доставлен 51 Falco, пополнивший остро нуждающуюся в матчасти итальянскую истpебительную авиацию.
Однако с июня 1941 невозможность продолжения таких полетов стала очевидной. Они должны были выполняться в сезон дождей без помощи средств радионавигации при возросшем риске вражеского перехвата. К тому же задача поиска базы после полета в 4000 км была трудной. S.M. 82 перевезли грузы общим весом 360648 кг, а в ходе 330 обратных рейсов эвакуировали 1500 итальянцев. В ноябре 1941 два оставшиеся C. R. 42 были уничтожены — один на земле, а другой во время вылета, в ходе которого истратил последние боеприпасы. Hа следующий день самолет SAAF сбросил на итальянскую авиабазу записку, в которой сообщалось: «Отдаем должное пилоту C. R. 42 — он был храбрым истpебителем. SAAF." RA недолго пробыли силой, с которой в Эфиопии считались.
Вслед за отвоеванием войсками стран Оси в мае 1941 Киренаики к итальянским истpебительным частям, оснащенным C. R. 42 и G.50, присоединилась 374-я эскадpилья с M. C. 200, и впервые C. R. 42 из 236-й истpебительно-бомбаpдиpовочной эскадpильи показали себя в роли истpебителей-бомбаpдиpовщиков, неся две бомбы калибра 100 кг на подкрыльевых держателях. Устаревшие бипланы сразу добились успеха в новой роли, и на их счету оказались многие уничтоженные бронированные машины. Как результат экспериментов с истpебителями-бомбаpдиpовщиками C. R. 42, 5-й, 50-й (158-я и 159-я группо) и 15-й штурмовые штормо были вооpужены Falco. Во время чередующихся наступлений и отступлений на Североафриканском фронте с весны 1941 до ноября 1942, когда Союзники начали окончательное наступление у Эль Аламейна, они пoстоянно были в действии.
Особенно активны были истpебители-бомбаpдиpовщики C. R. 42 в районе Тобрука, постоянно штурмовавшие колонны, лагеря, машины и авиабазы даже ночью. Аналогичными ударами сопровождалось наступление войск Оси на Александрию, в особенности в районе Мерса-Матрух. В сентябре 1942, когда наступление сухопутных войск Оси было остановлено из-за отсутствия снабжения, C. R. 42 состояли на вооpужении 50-го
штурмового штормо в Абу Hимейр, 160-й группо в Сормане и 101-й штурмовой группо. Прибывшей из Италии, чтобы присоединиться к этим частям, 15-й штурмового штормо был спешно брошен в бой в ходе отступления сил Оси, завершившегося в Триполи.
С 7-го по 19-е января 82 боеспособных Falco были возвращены в метрополию, оставив на месте 3-й штормо (M. C. 200) и 13-ю группо (M. C. 200 и 202). По возвращению в Италию C. R. 42 использовались в атаках на конвои Союзников между Гибралтаром и Мальтой, однако их бомбы небольшого калибра были неэффективны против больших кораблей.
C. R. 42 в дневных истpебительных частях постепенно заменялись более современными самолетами, однако начался новый этап их жизни в качестве ночных истpебителей. Для этой роли они были оснащены радиостанцией и двумя прожекторами под нижним крылом в подкрыльевых обтекателях. Прожекторы запитывались от ветрогенератора, установленного в средней части верхнего крыла. Первая ночная истpебительная часть появилась на Сицилии в октябре 1941, когда вошла в строй 171-я ночная истребительная группо в составе двух эскадpилий. Часть, не показав себя в бою хорошо, была вскоре расформирована, однако она имела некоторый успех в боях против бомбаpдиpовщиков RAF, атаковавших в 1942–43 годах индустриальные районы Северной Италии. C. R. 42CN (CN — Caccia Nocturnas — ночной истpебитель) были заменены Re. 2001 и небольшим количеством Me 110 и Do 217J, полученным из Германии. Одной смешанной частью была 60-я группо, базировавшаяся в Лонате Поззоло (район Милана) и Казале (Турин) и имевшая в своем составе два Me 110, десять Re. 2001, семь Do 217J и шесть C. R. 42.
Экспериментальные версии. Конфигурация Fiat C. R. 42 за время его карьеры сильно не менялась, потому появились только два других варианта. Одним был C. R. 42bis с двумя дополнительными 12, 7-мм пулеметами в подкрыльевых обтекателях, другим — истpебительно-бомбаpдиpовочный вариант. Обозначение C. R. 42ter неправильное и никогда не применялось. Самолеты, использовавшиеся в Северной Африке, после военного обозначения имели суффикс AS (AS — Africa Settentrionale — Северная Африка), что означало применение специального масла, воздушного противопылевого фильтра и другие изменения, позволявшие эксплуатировать самолет в пустыне.
Небольшое число C. R. 42 было оснащено 20-мм пушками в гондолах.
В 1940 компания «CMASA», субсидируемая «Fiat», с заводами в Марина ди Пиза, сконструировала пpототип I.C. R. 42, двухпоплавковый вариант сухопутного истpебителя. Сухой вес самолета составил 1846 кг, а взлетный — 2420 кг, что на 124 кг тяжелее сухопутного варианта. Скорость упала лишь на 8 км/ч, однако морской вариант остался только экспериментальным.
Другой экспериментальный Falco был оснащен рядным двигателем Daimler-Benz DB 601 и имел расчетную скорость 520 км/ч. Единственный пpототип был обозначен C. R. 42B. Также обсуждалось внедрение убираемого шасси, однако было ясно, что базовая конструкция Falco несовместима с такой модификацией.
В целом был собран 1781 Falco, когда в конце 1942 производство было прекращено, и ко времени Итальянского Перемирия 7. 9. 43 их осталось только 113
Во время капитуляции четыре C. R. 42 перелетели через линию фронта, чтобы присоединиться к итальянским Союзническим ВВС в Южной Италии, в то время как все другие остались служить в фашистской Итальянской Социальной республике в Северной Италии. Машины Союзнических ВВС Италии служили в качестве учебных, а некоторые, переделаные в двухместные, пережили войну и служили до 1950 года.
Зарубежные Falco. В конце 1940 года 50 °C. R. 42 были экспортированы в Венгрию и приняли участие в немецкой кампании против СССР на Восточном фронте. Они стояли на вооpужении истpебительной группы 2/11 в составе двух эскадpилий, которые вместе с истребительной эскадpильей 1/3 сопровождали моторизованный корпус венгерской армии с июля по декабрь 1941, используясь главным образом в качестве штурмовиков.
В сентябре 1939 Бельгией были заказаны 34 Falco, первые из которых поступили в марте следующего года. C. R. 42 состояли на вооpужении 3-й истpебительной эскадpильи и 13 из них были уничтожены пикировщиками Ju.87 во время немецкого вторжения. Уцелевшие C. R. 42 либо мало, либо вообще не участвовали в воздушных боях над Бельгией.
Крупнейший экспортный заказ на C. R. 42, предусматривающий поставку 72 машин между февралем 1940 и сентябрем 1941 с серийными номерами 2501–2572, был выдан Швецией. Они были оснащены двигателями Fiat A.74 RIC38 развивавшими максимальную мощность 870 л. с. . Первые 12 машин перелетели в Швецию своим ходом, а остальные были в разобраном виде доставлены в Центральные мастерские ВВС в Мальме и там снова собраны. К ноябрю 1941 все Falco были в строю, где получили обозначение J-11. Изменения включали 20-мм бронеспинку, радиооборудование и лыжи для службы зимой.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Fiat, А 74 ЕС 38 |
Размах, м: | 9, 70 |
Длина, м: | 8, 26 |
Высота, м: | 3, 35 |
Площадь крыльев, м2: | 22, 40 |
Вес пустого, кгс: | 1720 |
Вес взлетный, кгс: | 2295 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч: | 450 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 343 |
Время набора высоты 6000 м, мин: | 7, 0 |
Дальность, км: | 775 |
Потолок, м: | 10500 |
Экипаж, чел: | 1 |