Спроектированный на основе самолетов серии Харт (Hart) и Аудакс (Audax) специально для использования в ВВС ЮАР, самолет Хоукер Хартбиз (Hawker Hartbees) (иногда Хартби (Hartbee) или Хартбисти (Hartebeeste) производился в Великобритании в качестве эталонных конструкций для сборки в Южной Африке.
Переговоры о получении лицензии на модель Аудакс начались в 1934 г. Четыре экземпляра было построено компанией Хоукер, и первые два из них были в основном сходны с самолетами Аудакс, за исключением того, что была убрана удлиненная выхлопная труба, а двигатель Кёстрел (Kestrel) IB был заменен на Кёстрел VFP. Эти два самолета совершили первые полеты в Великобритании 28 июня 1935 г., после чего в октябре 1935 г. были переданы ЮАР. Третий и четвертый экземпляры отличались наличием бронезащиты экипажа.
Производство этих самолетов в ЮАР происходило на заводе Робертс Хейтс (Roberts Heights) в Претории. Первые экземпляры были закончены весной 1937 г. и в июле того же года успешно прошли приемочные испытания. В общей сложности было построено 65 экземпляров.
53 самолета остались в строю к началу Второй мировой войны, они базировались в Кении, участвовали в операциях против итальянцев на границе Кении с Эфиопией в середине 1940 г., но самой их известной операцией была массированная атака 11 июня 1940 г. Вскоре самолеты были списаны с передовой и стали использоваться для тренировки и в качестве связных; некоторые продолжали эксплуатироваться до 1946 г.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Rolls-Royce Kestrel VFP |
Размах, м: | 11, 35 |
Длина, м: | 9, 01 |
Высота, м: | 3, 17 |
Площадь крыльев, м2: | 32, 33 |
Вес пустого, кг: | 1429 |
Вес взлетный, кг: | 2717 |
Максимальная скорость на высоте 1829 м, км/ч: | 283 |
Время набора высоты 3048 м, мин: | 8, 4 |
Потолок, м: | 6706 |
Экипаж, чел: | 2 |