Основой нового самолета послужил D. H. 60T Moth Trainer, усиленный для функционирования с более высокой полетной массой. Он мог переносить под фюзеляжем четыре тренировочные бомбы массой 9 кг, фоторужье или разведывательные фотокамеры. Для обеспечения экстренного выхода из передней части кабины в случае опасности несущие подкосы были наклонены вперед к переднему узлу крепления крыла, а двери кабины были увеличены. Однако стойки центроплана по-прежнему окружали переднюю часть кабины, поэтому на новом тренировочном самолете, спроектированном в соответствии с техническим заданием 15/31, их сдвинули вперед для облегчения выхода. Для компенсации смещения центра масс в результате выноса крыльев основному крылу была придана небольшая стреловидность. На самолете устанавливался перевернутый рядный двигатель de Havilland Gipsy III мощностью 120 л. с. , а его капот со скошенными обводами обеспечивал улучшенный обзор из кабины. Было построено восемь предсерийных самолетов, по-прежнему имевших обозначение D. H. 60Т, но получивших имя Tiger Moth.
За ними последовала машина с увеличенным поперечным V и стреловидностью нижнего крыла. Этот самолет, получивший обозначение de Havilland D. H. 82 Tiger Moth, впервые поднялся в воздух 26 октября 1931 г. Последовал заказ на 35 самолетов, а первые поставки были осуществлены в ноябре 1931 г. Аналогичные самолеты поступили в распоряжение ВВС Бразилии, Дании, Персии, Португалии и Швеции.
Два самолета с двумя поплавками братьев Шорт были построены в соответствии с техническим заданием T. 6/33 для оценки Королевскими ВВС Великобритании. Компания de Havilland затем разработала улучшенную версию этой машины с двигателем Gipsy Major мощностью 130 л. с. и обшивкой из клееной фанеры вместо полотна в задней части фюзеляжа. Она получила обозначение D. H. 82A, а имя Tiger Moth II — от Королевских ВВС, которые заказали 50 самолетов. На этих самолетах над задней кабиной устанавливались колпаки для обучения «слепым» полетам.
В предвоенные годы лицензионное производство самолетов Tiger Moth осуществлялось в Норвегии, Португалии и Швеции, а также компанией de Havilland Aircraft в Канаде. Позднее эта компания построила 1520 машин зимней версии под обозначением D. H. 82 °C, оснащенных двигателем Gipsy Major мощностью 145 л. с. , с измененным капотом, со скользящим фонарем и подогревом кабины, колесными тормозами и хвостовым колесом вместо тормозного костыля на стандартных версиях. На некоторых машинах, когда стала ощущаться нехватка двигателей Gipsy Major, устанавливался двигатель Menasco Pirate. Партия из 200 самолетов D. H. 82 °C была заказана для ВВС Армии США под обозначением PT-24.
После начала войны гражданские самолеты стали привлекаться в качестве связных и учебно-тренировочных в Королевские ВВС; стали поступать более крупные заказы. Еще 795 самолетов были построены в Хэтфилде, была пущена в действие линия на производственных площадях компании Morris Motors Ltd в Коули, где было построено около 3500 самолетов. В Новой Зеландии компания de Havilland Aircraft построила еще 345 самолетов, а австралийская компания de Havilland Aircraft Ptay произвела 1085 самолетов. Tiger Moth в составе эскадрильи самолетов связи успешно действовали в 1939—1940 гг. во Франции. Поскольку существовала угроза немецкого вторжения, на самолете были спроектированы специальные стойки для перевозки восьми бомб массой 9 кг, которые устанавливались под крыльями. Несколько ранее, в декабре 1939 г. , были сформированы шесть береговых патрульных эскадрилий, пять из которых оснастили самолетами Tiger Moth.
На Дальнем Востоке небольшое количество самолетов Tiger Moth было переделано для использования в качестве санитарных. У них увеличили крышку багажного отсека, та, вращаясь на петлях, преобразовывалась в настил длиной около 1, 83 м, на котором мог поместиться один раненый. Однако наибольший вклад в военное время самолеты Tiger Moth внесли в качестве учебно-тренировочных. Самолетами этого типа были укомплектованы примерно 28 летных школ Великобритании, 25 школ в Канаде (плюс четыре радиошколы), 12 — в Австралии, четыре в Родезии (плюс летная школа инструкторов), семь в Южной Африке и две в Индии.
После войны 22 резервные летные школы и 18 университетских воздушных эскадрилий летали на самолетах Tiger Moth, однако в период между 1950 г. и 1953 г. большинство из них были переоснащены самолетами de Havilland Chipmunk. Необходимо также упомянуть о радиоуправляемом самолете-мишени D. H. 82B Queen Bee, который, по существу, являлся вариантом самолета Tiger Moth c деревянной силовой конструкцией. Он имел фюзеляж самолета Moth Major, крылья самолета Tiger Moth, двигатель Gipsy Major, генератор электроэнергии, приводимый в движение воздухом, и топливный бак с увеличенным объемом. Прототип совершил пилотируемый полет 5 января 1935 г. ; впоследствии было выпущено 380 таких самолетов.
Всего к концу войны было построено более 8000 самолетов Tiger Moth. Многие из них Королевские ВВС перевели для гражданского и военного использования в Бельгию, Францию и Нидерланды; кроме того, в самой Великобритании и других странах в больших количествах эта машина стала доступна на гражданском рынке. Кроме использования в качестве тренировочных, спортивных, часть из них плодотворно трудилась в сельскохозяйственной авиации, что было особенно важно для Новой Зеландии. Многие самолеты подвергались переделкам, как правило, в плане создания закрытых кабин. Наиболее претенциозным был самолет, разработанный британской компанией Jackaroo Aircraft Ltd, с использованием более широкого фюзеляжа, вмещавшего четырех пассажиров, располагавшихся попарно бок о бок. Девятнадцать таких самолетов с обозначением Thruxton Jackaroo компания построила в период 1957-59гг. — как с открытой, так и с закрытой кабиной. Когда-то сказали, что буквы D. H. обозначают «долговечный» (Durable) и «эффективный» (Hefficient), и это особенно справедливо по отношению к самолетам Tiger Moth. В начале 90-х гг. немало самолетов продолжало использоваться по всему миру; такое долголетие трудно не оценить по достоинству, и, вероятно, они еще в течение многих лет будут продолжать приносить удовольствие своим владельцам.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Gipsy Major I |
Размах, м: | 8, 94 |
Длина, м: | 7, 29 |
Высота, м: | 2, 67 |
Площадь крыльев, м2: | 22, 20 |
Вес пустого, кг: | 506 |
Вес взлетный, кг: | 828 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 145 |
Максимальная скорость, км/ч: | 176 |
Скороподъемность, м/мин: | 194 |
Дальность, км: | 483 |
Потолок, м: | 4267 |
Экипаж, чел: | 2 |