Спроектированный компанией-Де Хэвилленд осенью 1938 г. самолет De Havilland D. H. 98 Mosquito предполагалось использовать как бомбардировщик или разведывательный самолет, который мог летать настолько быстро и высоко, что защитное стрелковое вооружение становилось ненужным. Силовая установка должна была состоять из двух двигателей Rolls-Royce Merlin, а для экономии стратегических материалов была выбрана цельнодеревянная конструкция. До начала Второй мировой войны Министерство авиации Великобритании не задумывалось над тем, что легких сплавов может не хватить и цельнодеревянный самолет в таком случае станет важным козырем. Тем не менее конструкторская группа компании-Де Хэвилленд в конце декабря 1939 г. начала работу, результатом которой 1 мая 1940 г. стал заказ на 50 самолетов. Однако после трагедии Дюнкерка усиленно строились стандартные серийные самолеты, и компания-Де Хэвилленд была вынуждена отложить производство нового бомбардировщика. По прошествии времени программа была возобновлена, и, в конце концов, 25 ноября 1940 г. опытный самолет Mosquito Мk I впервые поднялся в воздух. Модель была показана военным и правительственным чиновникам. Скептики убедились, что новый бомбардировщик обладает маневренностью истребителя, скоростью почти в 644 км/час и демонстрирует плавные восходящие виражи при одном работающем двигателе и зафлюгированном винте второго двигателя. Официальные испытания самолета начались 19 февраля 1941 г. и привели к тому, что к июлю того же года началось его серийное производство. Было построено три опытных самолета; последний был вариантом разведчика, оборудованного фотоаппаратурой, поднявшимся в воздух 10 июня 1941 г. Первым его боевым вылетом стал дневной разведывательный полет над Брестом, Ла Паллисом и Бордо 20 сентября 1941 г. В нем сразу подтвердилась правильность идеи высокой скорости и ненужности стрелкового вооружения. Самолет Mosquito PR. Mk I легко ушел от трех истребителей Messerschmitt Bf 109, которые пытались его перехватить.
Следующим начал использоваться вариант бомбардировщика, названный Mosquito В. Мk IV. Поставки в ВВС Великобритании начались в ноябре 1941 г. Самолеты сначала поступили в эскадрилью № 105, а затем базировались в Свэнтоне Морли, Норфолк. Самолеты осваивались и в зимние месяцы, поскольку были совсем другими по сравнению с моделями Bristol Blenheim, которые они заменили. Эта первая эскадрилья должна была научиться не только управлять очень быстрым и маневренным самолетом, но и как можно лучше использовать его в атаках против неприятеля. В то время экипажи, пилотировавшие эти самолеты, должно быть, сомневались, как этот «фанерный» бомбардировщик будет противостоять оружию неприятеля. Но вскоре они обнаружили, что самолеты Mosquito имели огромную живучесть. Конечно, это зависело не только от фанеры, а от того, что прочность и податливость этого материала в полной мере использовались в конструкции. Свободнонесущее среднерасположенное крыло было единым агрегатом, а клееная фанера использовалась для стенок лонжеронов и обшивки. Конструкция хвостового оперения была аналогичной, но фюзеляж имел обшивку типа «сэндвич» — фанера-бальза-фанера и каркас из ели. Две его половинки независимо полностью оборудовались проводкой управления, выхлопной трубой, электропроводкой и т. п. еще до того, как фюзеляж соединялся в одно целое. Убирающееся шасси с хвостовым колесом было без дорогостоящих жидкостно-газовых амортизаторов, замененных рессорами из поджатой резины. На всех вариантах самолета экипаж из двух человек сидел рядом.
Второй опытный самолет, который взлетел 15 мая 1941 г., был оснащен как ночной истребитель. На нем вначале был установлен радар AL Mk IV и стрелковое вооружение, состоящее из четырех 20-мм пушек и четырех пулеметов калибра 7, 7 мм. Получив обозначение Mosquito NF. Mk II, самолет начал поступать в эскадрилью № 157, которая совершила свой первый боевой вылет в ночь с 27 на 28 апреля 1942 г. Вскоре после этого самолет вошел в состав эскадрильи № 23. Она стала первой, использовавшей Mosquito в районе Средиземноморья; эскадрилья базировалась с декабря 1942 г. на Мальте. Самолеты использовались не только как ночные истребители, но и в качестве самолетов, совершивших посадку на аэродроме противника с целью его захвата. Первый такой боевой вылет был совершен в ночь с 30 на 31 декабря 1942 г. Среди описанных вариантов пока не был упомянут учебно-тренировочный Mosquito T. Mk III, на котором было установлено двойное управление для переучивания на этот тип самолета. Было изготовлено 343 машины. История использования самолетов Mosquito слишком обширна, чтобы описать ее в короткой статье, однако последующий список вариантов дает представление об огромной роли этих самолетов во время Второй мировой войны. Они строились не только в Великобритании, но также заводами компании-Де Хэвилленд в Австралии и Канаде. К моменту завершения производства была произведена 7781 машина. Многие самолеты верно служили ВВС Великобритании и в первые послевоенные годы. Разведывательные варианты Mosquito широко использовались на Среднем и Дальнем Востоке, а эскадрилья № 81 в Малайе была последним подразделением, которое в конце 1955 г. использовало этот тип по назначению. Варианты бомбардировщика были применены в 1952-53гг. компанией English Electric Canberras. Некоторые использовались впоследствии как тренировочные, а другие были переделаны для фоторазведки или буксировки мишеней. В последнем качестве некоторые экземпляры эксплуатировались до 1961 г. Варианты истребителя исчезли в начале 50-х годов, их место заняли самолеты нового поколения с газотурбинными двигателями.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Rolls-Royce Merlin 72 |
Размах, м: | 16, 51 |
Длина, м: | 13, 56 |
Высота, м: | 3, 81 |
Площадь крыла, м2: | 42, 18 |
Вес пустого, кг: | 6608 |
Вес взлетный, кг: | 9980 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 402 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч: | 656 |
Скороподъемность, м/мин: | 869 |
Дальность, км: | 3942 |
Потолок, м: | 11582 |
Экипаж, чел: | 2 |