Самолет Douglas SBD Dаuntless должен быть отмечен как самый успешный пикирующий бомбардировщик, произведенный американской авиационной промышленностью во время Второй мировой войны. Он был удачен как по своим достижениям, (прекрасно зарекомендовал себя в войне с Японией), так и по продолжительности службы. В результате влияния Джона Нортропа на философию проектирования компании Douglas, самолет Dauntless был основан на конструкции самолета Northrop ВТ-1, который начал применяться ВМС США весной 1938 г. Одна из серийных машин ВТ-1 под обозначением ХВТ-2 использовалась в качестве опытной модели нового морского пикирующего бомбардировщика, однако ко времени начала его производства в 1940 г. компания Northrop стала отделением компании Douglas, в результате чего самолет получил обозначение SBD. Главным коструктором был Эд Хейнеманн.
Самолет имел ряд изменений в конструкции и двигателе. Это был свободнонесущий низкоплан, имевший цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей. Конструкция фюзеляжа включала в себя большое число водонепроницаемых отсеков, хвостовое оперение было стандартным, а главные стойки трехопорного шасси с хвостовым колесом убирались внутрь. Также имелся тормозной крюк для функционирования с борта авианосца. Экипаж состоял из двух человек, располагавшихся в тандемных кабинах, закрытых длинным прозрачным фонарем и снабженных дублированной системой управления. Силовой установкой опытного самолета служил звездообразный двигатель Wright XR-1820-32 Cyclone мощностью 1000 л. с. Во время испытаний опытный самолет показал не только свое превосходство над более ранними самолетами Northrop BT-1, но и летные характеристики, которые сразу же показали его исключительность.
Первоначальные заказы на 57 серийных самолетов SBD-1, и 87 самолетов SBD-2 были сделаны 8 апреля 1939 г. Самолеты SBD-2 отличались увеличенным запасом топлива и имели усиленное вооружение. SBD-1 начали использоваться в Морском корпусе США в конце 1940 г. Самолеты SBD-2 были направлены в ВМС США к концу 1941 г. Улучшенный вариант SBD-3 вступил в строй в марте 1941 г. Он имел протектированные топливные баки (и увеличенный запас топлива), броню, пуленепробиваемое лобовое стекло, двигатель Wright R-1820-52 мощностью 1000 л. с. и изменения в вооружении, в результате чего стандартным вооружением стали два пулемета калибра 12, 7 мм и два пулемета калибра 7, 62 мм. Позднее начала производиться модель SBD-4, которая отличалась только тем, что имела напряжение электрической цепи 24 вольта вместо 12 вольт. Всего было произведено 1364 экземпляра этих двух вариантов. Около 16 самолетов SBD-4 позднее применялось в качестве воздушных разведчиков под обозначением SBD-4P.
Наиболее интенсивно производились самолеты SBD-5 на новом заводе компании Douglas в Тулсе, штат Оклахома. Эта модель отличалась от более ранних вариантов своим новым двигателем R-1820-60 мощностью 1200 л. с., усиленным вооружением, а также освещенными прицелами как на передних, так и на задних турельных пулеметах. Всего было построено 2409 таких самолетов для ВМС США до того, как компания Douglas начала производить окончательный серийный вариант самолета SBD-6, имевший еще более мощный двигатель R-1820-66 и увеличенный запас топлива. Также в ВМС США в небольших количествах поставлялись разведывательные самолеты для ведения аэрофотосъемки под обозначениями SBD-1P, SBD-2P и SBD-3P. Девять экземпляров самолета SBD-5 в январе 1945 г. были поставлены на службу в морскую авиацию Великобритании. Они имели обозначение Dauntless DB. Mk I. Несколько машин было отправлено в Мексику.
Самолеты Dauntless использовались в подразделениях первой линии ВМС США до 1944 г. Но многие из поздних вариантов продолжали эксплуатироваться в течение нескольких лет после войны. Успех немецких пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87, когда в 1940 г. танковые колонны Гитлера прошествовали по большей части Европы, заставил Армию США обратить внимание на тот факт, что она не обладает хорошими самолетами этого типа. Поэтому ВМС США в срочном порядке были заказаны 168 самолетов SBD-3 и поставлены летом 1941 г. под обозначением А-24. Фактически они были идентичны самолетам SBD-3 (в контракте использовалось обозначение SBD-3A), за исключением того, что был убран тормозной крюк и установлена надувная шина на заднем колесе. Около трети этих самолетов в ноябре 1941 г. были отправлены на Филиппины. В ходе эксплуатации выяснилось, что у самолетов А-24 недостаточно высокие летные характеристики, в частности, слишком малая дальность полета для тихоокеанского региона. Тем не менее Армия США продолжала приобретать самолеты А-24 и в 1942 г. получила первые 170 машин А-24А, эквивалентных самолетам SBD-4 ВМС США (и названных в контракте SBD-4A). Наконец, были поставлены 615 самолетов А-24В (SBD-5A). Эти машины не достигли выдающихся успехов, поскольку для них не было подходящей работы. После Второй мировой войны один самолет А-24А был переделан в радиоуправляемый самолет-мишень А-24А, а когда в 1948 г. все оставшиеся А-24А были переименованы в F-24A, этот самолет получил обозначение QF-24A. В то же время самолеты А-25В были переименованы в F-24B, а единственный самолет для управления беспилотной мишенью стал называться DF-24B.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Wnght R-1820-60 |
Размах, м: | 12, 65 |
Длина, м: | 9, 96 |
Высота, м: | 4, 14 |
Площадь крыла, м2: | 30, 19 |
Вес пустого, кг: | 2963 |
Вес взлетный, кг: | 4855 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 224 |
Максимальная скорость на высоте 4816 м, км/ч: | 410 |
Дальность, км: | 2164 |
Потолок, м: | 8260 |
Экипаж, чел: | 2 |