С первых своих дней Дорнье металлбаутен ГмбХ специализировалась, как и следует из названия, на металлических конструкциях. Несмотря на выпуск довольно широкой гаммы сухопутных цельнодеревянных самолетов, ее главным козырем были прочные и экономичные цельнометаллические летающие лодки, составившие международную репутацию компании в двадцатых — начале тридцатых. Особенно зто касалось серии Валь. Ее первый экземпляр, полетевший 6 ноября 1922 г., воплотил целый ряд нововведений, впервые предложенных Клаудиусом Дорнье еще во время I мировой войны, включая широкий корпус со «штуммелями». Самолет производился по лицензии в нескольких странах в течении почти дюжины лет.
Ограничения, наложенные на немецкую авиапромышленность Версальским договором, потребовали перевести сборку первого опытного самолета на филиал в Италии СMАSА в Марина-де-Пиза. Здесь же было развернуто и серийное производство первых самолетов. В течении нескольких лет, начиная с выпуска первого серийного в 1923 г. и до первого Милитар-Валь, выпущенного на Дорнье металлбаутен в 1932 г., конструкция несколько изменилась. Размах крыла увеличивался четыре раза, сменился целый ряд двигателей мощностью от 300 до 750 лс, взлетный вес возрос с 4 до 10 т. Самолет выпускался в военном и гражданском вариантах. Не удивительно, что воздушный штаб министерства обороны выбрал проверенный самолет в качестве морского дальнего разведчика для планировавшихся морских воздушных сил.
Валь-33 представлял фактически последнюю модификацию зтого типа летающей лодки. Первый полет был совершен 3 мая 1933 г. Самолет, известный как «10-тонный Валь» или Милитар-Валь 33 (по году выпуска), впоследствии получил обозначение Do.15. В основе лежал «8-тонный Валь», который полетел еще 27 января 1931 г. Несколько таких самолетов были поставлены Люфтганзе для использования на маршрутах южно-атлантической почтовой линии еще до поставки в конце 1933 г. первых Милитар-Валь 33 в боевые части. Последний практически не отличался от коммерческого варианта, за исключением оборонительного вооружения и оборудования.
До 1933 г. Рейхсмарине не имела ни одного самолета. Взаимодействие с флотом и воздушную разведку осуществляли самолеты, нанимаемые в Севера ГмбХ компании, тайно финансируемой министерством обороны. Использовались базы Киль-Хольтенау и Норденей. Персонал и самолеты из этой компании и ее преемника Люфтдинст ГмбХ составили ядро эскадрилий, созданных в течении второй половины 1934 г. Но морской и гражданский персонал уже прошел летную подготовку в Варнемюнде и Травемюнде закамуфлированных морских авиашколах. Именно в эти авиационные школы в конце 1933 г. были поставлены несколько Do.15, но до 1 марта 1934 г. там числилось не больше четырех самолетов этого типа.
В конце 1934 г. в морских эскадрильях числились 16 Do.15. Программа производства окончательно оформилась в середине 1934 г. Поставки 21 Do.15 осуществлялись между июлем 1934 г. и сентябрем 1935 г. К этому времени на базе этих летающих лодок была сформирована первая часть дальней разведки, известная как авиаэскадрилья (F) List. В июле 1936 г., когда береговые части авиации окончательно оформились, эта эскадрилья была переименована в 2./Ku. Fl. Gr 106, оставаясь единственной частью такого рода, хотя планом предусматривались еще четыре. Последние ожидали поставок Do.18. Таким образом после поставки в 1935 г. для люфтваффе 30 летающих лодок производство Do.15 во Фридрихсгафене было завершено.
Корпус Do.15 был типичным для Дорнье. Острые V-образные шпангоуты в носовой части переходили в плоское дно у редана, а за задним реданом переходили в «нож» хвостовой части. Корпус и спонсоны делились на водонепроницаемые отсеки. Двухлонжеронное крыло крепилось над корпусом на наклонных Х-образных стойках и подкосами к спонсонам. Предусматривался экипаж из четырех человек: пилота, второго пилота, штурмана и радиста. Были установлены три открытые турели с пулеметами МG-15. Они располагались в носовой части и над задним реданом. На держателях можно было подвесить четыре 50 кг бомбы.
Do.15 оставался на вооружении 2./Кu. Fl. Gr 106 до 1938 г., когда его окончательно заменили на Do.18. Потом он был переведен в учебные части и использовался для испытаний, в том числе и вооружения. Так на них были установлены первые семь пулеметов МG-131 для проведения огневых испытаний, начавшихся 1 июля 1938 г.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | BMW VI |
Размах, м: | 23, 20 |
Длина, м: | 18, 30 |
Высота, м: | 5, 35 |
Площадь крыла, м2: | 96, 00 |
Вес пустого, кг: | 4700 |
Вес взлетный, кг: | 8000 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 200 |
Максимальная скорость, км/ч: | 230 |
Время набора высоты 1000 м, мин: | 7, 0 |
Дальность, км: | 1900 |
Потолок, м: | 3000 |
Экипаж, чел: | 4 |