Одноместные истребители Fiat CR. 20 производились в значительном для своего времени количестве. Они составляли основу знаменитых команд по высшему пилотажу итальянских ВВС и принимали участие в заключительных этапах итальянского вторжения в Ливию, а затем в кампании против Абиссинии, которая закончилась в 1936 г. победой Италии. Из-за отсутствия противодействия в воздухе самолет CR. 20 в обеих кампаниях использовался в качестве штурмовика. Различные варианты CR. 20 закончили свои дни в учебно-тренировочных подразделениях в конце 30-х гг.
Этот классический биплан имел крылья неодинакового размаха и аккуратные обводы фюзеляжа. Он был в основном металлической конструкции с покрытой лаком полотняной обшивкой (за исключением металлических панелей носовой части). Самолет проектировался под новый двигатель Fiat A.20. Было построено четыре опытных экземпляра, которые прошли испытания. Первый полет состоялся в ТуриНе.19 июля 1926 г. Следующей осенью новый истребитель произвел значительное впечатление на Парижском авиасалоне. Самолет отличался W-образными стойками бипланной коробки и характерной схемой хвостового оперения. Из вооружения CR. 20 имел двухпулеметную установку, типичную для этого периода между двумя мировыми войнами.
Производство этих истребителей началось в 1927 г. , а к 1932 г. , когда оно завершилось, было построено около 250 самолетов. Кроме 46 двухпоплавковых гидросамолетов, обозначенных CR. 20 Idro, все остальные имели главные стойки шасси примитивной традиционной ферменной конструкции с резиновыми амортизаторами. В 1930 году появилась модель CR. 20bis, оборудованная шасси совершенно нового типа с раздельными главными стойками с жидкостно-газовыми амортизаторами и тормозами колес. Некоторые экземпляры с двигателем A.20AQ имели обозначение CR. 20 bisAQ.
Последней серийной стала модель CR. 20Asso, которая представляла собой планер самолета CR. 20bis с двигателем воздушного охлаждения Isotta Fraschini Asso Caccia мощностью 450 л. с. , закрытого характерным и изящным обтекателем. Единственным серьезным изменением конструкции стало переработанное хвостовое оперение с увеличенной площадью горизонтальных поверхностей. С 1931 г. по 1933 г. было построено 204 самолета CR. 20Asso. Модель CR. 20Asso пользовалась популярностью в эскадрильях истребителей и заменила самолеты CR. 20bis в командах по высшему пилотажу. Представители семейства CR. 20 использовались также для испытаний предкрылка Handley Page. Двухместный вариант самолетов CR. 20 и CR. 20bis использовался в качестве учебно-тренировочного и самолета связи.
Аппараты семейства CR. 20 пользовались успехом и на внешнем рынке. В 1928 г. Литва приобрела 15 экземпляров CR. 20, а Венгрия секретно получила один одноместный самолет и один самолет CR. 20B. Один самолет CR. 20, по слухам, был продан Советскому Союзу. В 1932 г. 12 истребителей CR. 20bis поступили на вооружение подразделений истребителей Венгрии, где оставались в эксплуатации вплоть до 1936 г. , когда были заменены самолетами CR. 32. Поставки в Австрию (также секретные) насчитывали в общей сложности 16 самолетов CR. 20bis, 16 — CR. 20bisAQ и четыре CR. 20B. После соглашения, по которому Германия аннексировала Австрию, на уцелевшие самолеты были нанесены опознавательные знаки Люфтваффе, и в течение непродолжительного времени они использовались в учебно-тренировочных летных школах Германии. Другим покупателем самолетов CR. 20bis был Парагвай, который использовал шесть истребителей в войне с Боливией с 1932 г. по 1935 г. Однако главную роль самолет CR. 20 играл в итальянских ВВС. Несколько лет фактически все эскадрильи истребителей имели на вооружении различные модели этого истребителя, к тому же самолет CR. 20 Idro находился на вооружении уникальных подразделений морских истребителей — гидросамолетов Италии.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Fiat A20 |
Размах, м: | 9, 80 |
Длина, м: | 6, 70 |
Высота, м: | 2, 75 |
Площадь крыльев, м2: | 25, 65 |
Вес пустого, кгс: | 980 |
Вес взлетный, кгс: | 1360 |
Максимальная скорость, км/ч: | 276 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 13, 6 |
Дальность, км: | 750 |
Потолок, м: | 7500 |
Экипаж, чел: | 1 |