В середине 30-х годов авиация военно-морских сил отчаянно нуждалась в новом самолете для замены сильно устаревших бипланов. Увеличение размеров и массы самолета неизбежно ухудшало летные характеристики, тем не менее до появления самолетов Hawker Sea Hurricane и Supermarine Seafire самолет Fairey Fulmar был лучшим летательным аппаратом этого класса. В соответствии с техническим заданием P. 4/34 было построено два опытных самолета и первый из них взлетел 13 января 1937 г. На их основе с небольшими изменениями был создан самолет Fulmar.
Опытный образец был меньше и легче самолета Fairey Battle, имел усиленную конструкцию для бомбометания с пикирования. Второй опытный самолет использовался в качестве макета морского истребителя. 16 марта 1938 г. компания Fairey дала подтверждение адмиралтейству что модифицированный вариант P. 4/34 будет отвечать всем требованиям технического задания. После этого был получен начальный заказ на 127 самолетов, названных «Fulmar».
Самолет P. 4/34 был оснащен двигателем Rolls-Royce Merlin II мощностью 1030 л. с., но планировалось, что на первых серийных самолетах Fulmar будут устанавливаться двигатели Merlin VIII. Однако первый самолет поднялся в воздух 4 января 1940 г. в Рингвэе с модифицированным двигателем Merlin III, и только 6 апреля 1940 г. появился самолет с двигателем Merlin VIII. После этого спокойно продолжалось серийное производство, и к концу 1940 г. было выпущено 159 самолетов Fulmar.
Эскадрилья N 808 в июне 1940 г. первой получила самолеты Fulmar Mk I. По мере серийного производства либо формировались новые эскадрильи, либо переукомплектовывались уже существовавшие, но к 1943 г. самолеты Fulmar были заменены самолетами Seafire и Firefly. Последние 602 самолета Fulmar были поставлены авиации Военно-морских сил в феврале 1943 г. Из этих самолетов 250 были модели Fulmar Mk I, а остальные — Fulmar Mk II, оснащенные двигателями Merlin 30 мощностью 1300 л. с., новым винтом, оборудованием для полетов в тропических условиях. При этом масса самолета была снижена на 159 кг, и, хотя Fulmar Mk II был ненамного быстрее самолета Fulmar Mk I, он имел гораздо лучшую скороподъемность. Эксперименты с вариантом ночного истребителя Fulmar начались в 1941 г.
На самолеты Fulmar Mk II стали устанавливать радар воздушного перехвата AI Mark VI, но из-за плохих результатов вскоре его заменили на модифицированный радар AI Mk IV. Дополнительное лобовое сопротивление и другие проблемы задержали начало боевого использования самолетов до февраля 1944 г., но этот вариант с июня 1942 г. использовался для тренировки экипажей ночных истребителей Fairey Fireflay. Около 100 самолетов Fulmar Mk II были переделаны в ночные истребители; примерно такое же их количество использовалось в качестве боевых и учебно-тренировочных.
В начале 1942 г. появились легкие высокочастотные радиопередатчики, что позволило эффективно использовать самолеты Fulmar в районе Индийского океана в качестве дальнего разведчика. в течение короткого времени самолеты Fulmar участвовали в экспериментах по исследованию возможности катапультирования истребителей с палубы вооруженных торговых кораблей. Предназначенная для обеспечения защиты конвоев, такая операция, безусловно, представляла собой полет в одну сторону, поскольку самолету некуда было возвращаться. Пилот должен был покидать самолет с парашютом в надежде, что его подберет один из кораблей конвоя.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Rolls-Royce Merlin XXX |
Размах, м: | 14, 12 |
Длина, м: | 12, 28 |
Высота, м: | 3, 25 |
Площадь крыла, м2: | 31, 77 |
Вес пустого, кг: | 3182 |
Вес взлетный, кг: | 4627 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 315 |
Максимальная скорость на высоте 2210 м, км/ч: | 440 |
Скороподъемность, м/мин: | 402 |
Дальность, км: | 1255 |
Потолок, м: | 8300 |
Экипаж, чел: | 2 |