Сконструированный на основе опыта производства и эксплуатации самолета de Havilland D. H. 84 Dragon и легких транспортных самолетов D. H. 86, опытный самолет de Havilland D. H. 89 Dragon Six, оснащенный двумя двигателями de Havilland Gipsy Six мощностью 200 л. с., поднялся в воздух в 17 апреля 1934 г. Серийные самолеты, названные D. H. 89 Dragon Rapide, начали поставляться с июля 1934 г. Первыми покупателями были авиакомпании Хиллманз Эйруэйз Лтд, Рэйлуэй Эйр Сервисез и Олли Эйр Сервис Лтд. С марта 1937 г. на нижних крыльях между законцовками и гондолами двигателей были установлены небольшие закрылки, и аэроплан переименовали в D. H. 89A. Самолеты Dragon Rapide приобрели потрясающую популярность из-за своей экономичности и надежности. К началу Второй мировой войны гражданским авиакомпаниям было поставлено почти 200 самолетов.
Военный вариант D. H. 89M был разработан по техническому заданию Министерства авиации на разведывательный самолет для военной авиации береговой охраны. Передняя пушка была установлена в носовой части фюзеляжа справа от кресла пилота; на крыше позади двери кабины устанавливалась турельная пушка. Два самолета D. H. 89M были построены для Литвы, еще три самолета с незначительными модификациями были отправлены правительству Испании для использования в Марокко. Последняя модель имела дополнительное вооружение — еще одну подфюзеляжную пушку для стрельбы вниз через пол плюс подфюзеляжные узлы для навески бомб массой 12, 12 кг. Хотя самолет D. H. 89M не получил контракта Министерства авиации в качестве разведывательного самолета, модель Dragon Rapide использовалась как связной самолет.
В 1939 г. три самолета D. H. 89 в соответствии с техническим заданием Министерства авиации были приобретены как учебно-тренировочные для радистов, затем еще 14 — для школы электриков и радистов № 2. Первые два самолета D. H. 89A были поставлены в сентябре 1939 г. Тренировочный вариант отличался наличием радиопеленгатора на крыше кабины и позднее получил название Dominie Mk I, а вариант самолета-связника получил обозначение Dominie Mk II.
К июлю 1946 г. было построено 728 самолетов Dragon Rapide. Из них 521 был построен по британским военным контрактам, большинство под обозначением D. H. 89B. 65 машин D. H. 89 использовались в ВМС Великобритании с 1940 по 1958 гг. После окончания боевых действий несколько сотен самолетов Dominie были поставлены ВВС Бельгии и Нидерландов или проданы гражданским покупателям.
Компанией Браш Коучворкс были построены последние 100 серийных самолетов, но не поставлены из-за окончания войны. Они были закончены с учетом требований гражданских авиакомпаний ремонтной группой компании de Havilland и после войны использовались многими авиакомпаниями. В течение 50-х гг. авиакомпания Бритиш Еуропиан Эйруэйз эксплуатировала большой парк самолетов Dragon Rapide для связи с островами вокруг побережья Британии. Самолет Dragon Rapide доказал не только свою надежность, но и долговечность. Некоторые образцы летали еще в 1991 г.
Кроме вышеуказанных выше модификаций существовали следующие варианты: D. H. 89A Mk 4 — переделанный самолет с двигателями Gipsy Queen 2 с винтами переменного шага; опытный экземпляр был разработан в 1953 г. ; впоследствии многие самолеты были переделаны в этот стандарт с большим взлетным весом и улучшенными летными характеристиками; D. H. 89A Mk 5 — единственный экземпляр, переделанный компанией в один из своих самолетов связи и оснащенный специальными двигателями Gipsy Queen 3 с винтами изменяемого вручную шага; D. H. 89A Mk 6 — обозначение самолета со стандартными двигателями, но оборудованного металлическими винтами фиксированного шага Fairey Х5.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Gipsy Queen 3 |
Размах, м: | 14, 63 |
Длина, м: | 10, 36 |
Высота, м: | 3, 05 |
Площадь крыльев, м2: | 31, 21 |
Вес пустого, кг: | 1486 |
Вес взлетный, кг: | 2495 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 212 |
Максимальная скорость на высоте 304 м, км/ч: | 253 |
Скороподъемность, м/мин: | 264 |
Дальность, км: | 917 |
Потолок, м: | 5090 |
Экипаж, чел: | 1 |