Фашистская Италия, стремясь к величию, отождествляла себя с Древним Римом. Преемственность подчеркивалась в символике, пышных церемониях, воинских званиях (центурион, консул и т. п.), а главное — в политике. Муссолини, придя к власти, обещал итальянцам восстановить границы времен расцвета империи, превратить Средиземное море в «Марэ ностро» («Наше море»). Чтобы стать «владычицей морскою», Италия располагала сильным флотом с хорошо оснащенной авиацией.
Но реалии мировой войны отличались от замыслов римских стратегов, в конце концов страна осталась у «разбитого корыта». Дуче не помогла ни мощь линкоров «Юлий Цезарь» и «Андреа Дориа», ни отвага боевых пловцов, ни многочисленные «стаи» (полки, по-итальянски «стормо») трехмоторных бомбардировщиков и торпедоносцев.
Италия, вступавшая в войну, располагала 25 «стормо», в которых к 10 июня 1940 г. насчитывалось 664 бомбовоза и среди них — 48 гидросамолетов CANT Z.506. Машины этого типа, почти 40, состояли в эскадрильях морской разведки и различных по назначению подразделениях поддержки.
История Z.506 началась, когда CANT («Кантьери навали Триестино» — «Верфи в Триесте»), авиационное отделение фирмы CRDA («Обьединенные верфи Адриатики») перешло от постройки летающих лодок к поплавковым аппаратам. В 1935-м появился «почтовик» Z.505 с тремя рядными моторами «Изотта Фраскини» «Ассо» XI RC. 15. Буква Z в обозначении самолета указывает на авторство Филиппе Дзаппаты, главного инженера CANT, перешедшего из французской фирмы «Блерио» по приглашению фашистского министра И. Бапьбо.
«Пятьсот пятого» обогнал в постройке «брат-близнец», прототип пассажирского CANT Z.506. На «Верфях в Триесте» заложили сразу несколько предсерийных «пятьсот шестых» — выполнялся срочный заказ государственной авиакомпании «Ала Литториа». Опытный экземпляр с двигателями воздушного охлаждения FIAT A.59RC поднялся в небо в августе 1935 г. , управляемый знаменитым летчиком-испытателем М. Стоппани.
«Пятьсот шестой» был свободнонесущим монопланом. Низкорасположенное цельнодеревянное крыло имело трапециевидную в плане форму с эллиптическими законцовками. Конструкция: три лонжерона, нервюры со сплошными стенками, разделявшими полость крыла на ряд водонепроницаемых отсеков, фанерная обшивка. По задней кромке крыла на его внешней части располагались элероны, на внутренней — закрылки. В деревянном фюзеляже, монококе овального сечения — комфортабельная кабина на 12–18 пассажиров. Экипаж состоял из двух летчиков и механика.
Стабилизатор крепился на киле, соединялся с фюзеляжем парами подкосов и контрподкосов. По структуре оперение аналогично крылу. Руль высоты статически и динамически сбалансирован. Два однореданных дюралюминиевых поплавка сопрягались с фюзеляжем и крылом системой N-образных стоек и подкосов с расчалками. Для увеличения запаса плавучести каждый поплавок разделили на два отсека.
Баки для бензина располагались в крыле. В передней кромке — емкости для масла, их лобовые поверхности служили радиаторами. Двигатели устанавливались на рамы, сваренные из стальных труб. Первоначальный вариант мотоустановки -девятицилиндровые звездообразные «Пьяджо» «Стелла"ХIРС по 610 л. с. Применялись винты «Альфа-Ромео» с изменяемым шагом.
Испытания успешно завершились в апреле 1936-го. 7 июля первый прототип пассажирского Z.506, борт «I CANT», установил восемь рекордов скорости для гидросамолетов на различных дистанциях. Затем «пятьсот шестой» перевели на 750-сильные «Альфа-Ромео"126 RC. 34. 29 ноября и 1 декабря CANT смог улучшить мировые достижения, поднявшись на высоту 7800 м. с нагрузкой в 2 т и на 6920 м с 5 т на борту.
Пресса назвала Z.506 «бриллиантом итальянской авиации». В мае 37-го превосходные данные гидроплана подтвердила новая машина, только что спущенная на воду. Экипаж Стоппани добавил к предыдущим рекордам скорости еще три, 322 км/ч на дистанции 1000 км. , 320 км/ч — на 2000 км. , 308, 5 км/ч на 5000 км. Максимум дальности на замкнутом беспосадочном маршруте составил 5387 км.
Регулярные полеты «пятьсот шестых» авиакомпании «Ала Литториа» начались еще в июНе.1936-го. На линию Рим — Сиракузы — Бенгази вышли пять самолетов. Они оснащались двигателями «Райт» «Циклон» или «Пьяджо». Следующие серийные Z.506A летали со «звездами» «Альфа-Ромео»126 RC. 10. Всего в 1936–38 годах итальянское правительство и «частники» заказали 16 «пятьсот шестых».
В марте 1938-го поплавковый CANT из «Ала Литториа», ведомый шеф-пилотом Тонини, отправился за океан, в Аргентину. «Пятьсот шестой» преодолел 24 000 км со средней скоростью 300 км/ч. Экипаж вернулся в Италию. В апреле, изучив маршруты и возможности обеспечения рейсов через Южную Атлантику.
Тем временем росла популярность Z.506A на средиземноморских линиях. И это несмотря на катастрофы трех машин, двух гражданских и одной, принадлежавшей военному ведомству. В течение 1938-го трехмоторные CANTы полностью сменили устаревшие летающие лодки «Савойя» S.66 у причалов гидродромов Рима, Марсалы и Триполи. Z.506 открыли сообщение между итальянской столицей и Барселоной. До июня 1940-го «Ала Литториа» обзавелась 18 гидросамолетами CANT, работавшими в плотном графике.
Вдохновленные успехом машины, авиаконструкторы с «Верфей в Триесте» задумали ее продолжение, увеличенную версию гидроплана для трансатлантических почтово-пассажирских перевозок. CANT Z.509 оснастили тремя звездообразными двигателями FIAT A.80 RC. 41 (3×1000 л. с). В марте 1938-го прототип «пятьсот девятого» собрал восемь мировых рекордов на расстояниях от 100 до 2000 км. Но после пробного рейса нового «клиппера» CANT через Южную Атлантику, организованного компаниями «Ала Литториа» и LATI, госзаказ ограничился тремя самолетами. Во время войны Z.509 использовались, как связные и транспорт для генералитета.
Сухопутный Z.506 изготовили в единственном экземпляре. С заменой поплавков на неубирающиеся стойки с колесами в обтекателях самолет максимально облегчили и улучшили аэродинамику. Видимо, предстояла попытка установления рекорда дальности. Лететь должен был Стоппани. Но старт с Сардинии несколько раз откладывали из-за погоды, а потом и вовсе отменили.
Блестящие данные Z.506A привлекли внимание командования «Региа Аэронаутика» (итальянских ВВС). Военные увидели задатки морского бомбардировщика и дальнего разведчика. Появилась модификация Z.506B, отличавшаяся от гражданского CANTa тандемным расположением пилотов в более высокой кабине и вместительным отсеком для бомб, 800-кг торпеды или дополнительных бензобаков.
Бомбовая нагрузка могла состоять из фугаса в 800 кг, в перегрузку — из двух боеприпасов по 500 кг и трех по 50 кг. Вместо них могли подвешиваться до 16 мелких бомб по 1, 5–2 кг. Кроме «трюма», элегантные обводы машины испортила полуутапливаемая в фюзеляж верхняя турель типа «Бреда"М1 с 12, 7-мм пулеметом. В нижнем кормовом «гнезде» стоял SAFAT калибра 7, 7 мм.
Неожиданно военная версия превзошла по характеристикам гражданский Z.506. Боевой CANT показали в Милане на 2-м Национальном авиасалоне в октябре 1937-го. В ноябре за прототипом последовала серия из 32 Z.506B. В октябре 39-го поступил новый заказ ВВС Италии еще на 32 поплавковых бомбардировщика.
«Пятьсот шестые» выпускали на предприятии CANT в Монфальконе, вводя в Z.506B мелкие усовершенствования от серии к серии. Наиболее продвинутая Xll-я отличалась боковыми установками 7, 7-мм пулеметов «Бреда»-SAFAT, верхней турелью «Капрони-Лянчиани» «Дельта"Е с 12, 7-мм «Скотти», бомбовой нагрузкой в 1200 кг. Производством CANToв поздних серий загрузили авиазавод в Финале-Лигуре. Всего построили около 360 «пятьсот шестых», 38 из них — гражданские. Но эти цифры не бесспорны.
«Отшлифованный» Z.506B с тремя 700-сильными «Альфами» предназначался для штурма рекордных «высот». С грузом в тонну он «вскарабкался» на 10 310 м. В ноябре 37-го этот CANT превысил мировое достижение, пролетев более 7013 км от Кадиса до Каравелласа в Бразилии со средней скоростью 265 км/ч. Максимальная скорость — 390 км/ч.
Обратный рейс закончился катастрофой, в водах Атлантики погибли три члена экипажа и пассажир. Выжил лишь летчик Стоппани, его подобрала летающая лодка «Дорнье» авиакомпании «Люфтганза».
В июНе.1938 г. самолеты Z.506B начали поступать в итальянские подразделения морских бомбардировщиков. Первым в «Региа Аэронаутика» на новые CANTы перевооружился 35-й полк, базировавшийся в Бриндизи, за ним последовал 31-й в Элмасе. До июня 1940-го «пятьсот шестые» освоили и в четырех из 13 эскадрилий 85-й разведывательной группы. К замене летающих лодок CANT Z.501 на Z.506В готовились еще в 20 разведэскадрильях на многочисленных гидробазах, разбросанных от Леро на Эгейском море до Менелао в Ливии.
Четыре Z.506B приняли участие в гражданской войне в Испании в составе итальянских экспедиционных сил и франкистских ВВС. На одном из CANTов воевал Рамон Франко, брат лидера националистов. Летчик, покорявший в 1926-м Атлантику на «Дорнье» «Валь» под названием «Плюс Ультра», не вернулся из боевого вылета.
Многие страны заинтересовались поплавковым CANTом, но достаточно крупный заказ сделала только Польша. Первый и единственный Z.506B прибыл на Балтику 28 августа 1939-го. Через несколько дней его уничтожили немецкие бомбардировщики. Японская фирма «Аиши» купила лицензию на поплавковый CANT, но дальше дело не пошло. «Пятьсот шестыми» — разведчиками обзавелась и Румыния. Вместе с Z.501 они действовали на Черном море,
На Средиземном море, начиная с 12 июня 40-го, итальянские поплавковые бомбардировщики совершили несколько нападений на французскую военно-морскую базу в Бизерте. Z.506B уходили в бой, чаще груженые бомбами, чем торпедами. 8—9 июля — массированные налеты на британские корабли у берегов Мальты и крупный конвой, направлявшийся из Ла-Валетты в Александрию. Среди 125 итальянских бомбовозов, участвовавших в операции, — восемь CANT Z.506B.
Уже в начале войны стало ясно, что бывший передовым во всех отношениях CANT уже устарел. Последний раз «пятьсот шестые» в большом количестве применялись во время боев в Греции, при оккупации островов Кефалония и Занте весной 1941 г. Z.506B 35-го полка поддерживали и воздушный десант, захвативший Корфу. В ходе короткой кампании против Югославии CANTы несколько раз бомбили объекты на территории Хорватии.
Хотя Z.506B в прямом смысле отставал от современных ему бомбардировщиков, оказался тихоходным, его дальность и отличная мореходность еще были в цене. CANT, получивший собственное имя «Аироне» («Цапля»), стал хорошим разведчиком. Самолеты Z.506B почти полностью заменили в морской вспомогательной авиации летающие лодки CANT Z.501, уже «не тянувшие» службу.
В июНе.1940-го разведывательные эскадрильи обзавелись 21 экс-бомбардировщиком CANT. Их количество резко возросло после расформирования 31-го полка и преобразования 35-го в сухопутное соединение. В 41-м в интересах флота работало до 60 «Аироне», в конце 42-го — 64 Z.506B и 43 CANTa других модификаций. Несколько Z.506B интенсивно эксплуатировались в школе гидроавиации в Пола-Пунтиселла и в школе морской разведки в Орбетелло.
Еще при вступлении Италии в войну началась мобилизация персонала и самолетного парка коммерческих авиалиний. Четыре Z.506A поступили в NAL, отдел компании «Ала Литториа», перешедший в распоряжение командования ВВС. В 1941-м «рекрутировали» еще три, а в постройке находились 12 транспортных CANToв, заказанных в январе. Экипажи NAL бесперебойно курсировали, в первую очередь, в интересах фельдсвязи на важнейших маршрутах между ставкой и штабами: Рим — Бенгази через Сиракузы и Триполи и других. Восемь «пятьсот шестых» были сбиты.
Из 11 CANToв сформировали вспомогательные подразделения на базе 612-й и 614-й отдельных эскадрилий. Их пополнили в течение 1941 года тремя новыми «бортами». В 42-м «пятьсот шестые» прибыли в 613-ю эскадрилью, летавшую до этого на «Савойях» S.66. Главной задачей упомянутых авиачастей стали поиск и спасение экипажей сбитых самолетов и потопленных кораблей.
С июня 41-го по декабрь 42-го CANTы, базировавшиеся в Лидо и Бриндизи, совершили 418 вылетов и подобрали 231 человека: 167 итальянцев, 16 немцев, 37 британцев и 11 французов.
Западные историки называют «войной без ненависти» боевые действия в Средиземноморье, якобы здесь цивилизованные противники были «взаимно вежливы», уважали международные нормы и «красный крест». Но на Средиземном море, как и на других театрах жесточайшей из войн, уничтожались санитарные и спасательные самолеты.
В 1942-м к CANTaм модификации «С» (бывшим гражданским) прибавились Z.506S с завода «Пьяджо», невооруженные, изначально предназначенные для поиска и спасения. Их службу в 1943-м реорганизовали. 11 эскадрильям, подчинявшимся «Региа Марина» (итальянским ВМС), придали по звену «пятьсот шестых».
Z-506 действовали во всех секторах Средиземноморья. Помимо разведки, поиска и спасения, их привлекали для противолодочных операций, патрулирования побережья и сопровождения конвоев. «Пятьсот шестые» несли значительные потери. На Эгейском море англичанам удалось захватить неповрежденным CANT, возвращавшийся с задания. Впоследствии самолет использовали на Мальте.
Накануне капитуляции в итальянских ВВС числилось около 60 Z.506. После заключения перемирия между союзниками и итальянским командованием 28 CANToв остались в распоряжении правительства маршала Бадольо, 35 — захватили немцы. В «Люфтваффе» Z.506 решали второстепенные задачи. Несколько «Аироне» состояло и в ВВС Итальянской социалистической республики, организованной Муссолини на севере страны.
Благодаря восстановлению на заводе SACA в Бриндизи, количество CANToв в итальянских силах на стороне союзников выросло до 36. К концу Второй мировой сохранилось около 30 «пятьсот шестых», 12 — в летном состоянии. 20 Z.506B, прошедших капремонт и переделку в спасательные на фирме SIAI-«Маркетти», и пять Z.506S прослужили еще 15 послевоенных лет.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Alfa Romeo 126 RC I 34 |
Размах, м: | 26, 50 |
Длина, м: | 19, 24 |
Высота, м: | 7, 45 |
Площадь крыла, м2: | 86, 20 |
Вес пустого, кгс: | 8300 |
Вес взлетный, кгс: | 12300 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 325 |
Максимальная скорость, км/ч: | 365 |
Время набора высоты 4000 м, мин: | 14, 0 |
Дальность, км: | 2000 |
Потолок, м: | 8000 |
Экипаж, чел: | 5 |