Накануне военной кампании против Франции, начавшейся 10 июня 1940 года, на вооружении итальянского флота состояло 202 одномоторных гидросамолета Z-501. Эти морские разведчики и бомбардировщики, построенные фирмой CANT, находились на всех прибрежных базах морской авиации Средиземноморья, включая Северную Африку. С первого же дня войны, летающие лодки активно включились в боевую деятельность, выполняя патрульно-разведывательные полеты и нерегулярные бомбовые и противолодочные рейды.
Фирма CANT, имевшая также и другое название — CDRA (Cantieri Riuniti Dell`Adriatico), была заново создана в 1931 году. Ее главным конструктором стал инженер Филиппо Цаппата (Zappata). До этого, Цаппата успешно сотрудничал с французскими авиастроителями, в частности с фирмой Блерио. Тип 501 стал его первой разработкой после возвращения в Италию. В течение 1933 года, был спроектирован и построен опытный экземпляр, взлетевший 4 февраля 1934 года. Прототип имел военный номер ММ247.
Z-501 представлял собой высокоплан-парасоль цельнодеревянной конструкции. Обшивка в основном была полотняная, только набегающие кромки крыла были изготовлены из фанеры. Экипаж летающей лодки состоял из пяти человек: командира-наблюдателя, двух пилотов, радиста и механика. Все они, за исключением механика, размещались внутри довольно узкого, но в то же время тщательно вылизанного лодочного фюзеляжа. В носовой его части, а также за крылом, имелись открытые стрелковые точки с турелями «Виккерс»: пулеметы были системы Льюиса. Боезапас каждого стрелка — 10 дисков по 47 патронов.
Пятый член экипажа, механик, занимал отдельную кабину в хвостовой части мотогондолы — над крылом, сразу за двигателем. В полете, он имел доступ к двигателю, что позволяло устранять мелкие неполадки прямо по ходу дела — качество, особенно ценное во время дальних перелетов. Пулемет бортмеханика, «Льюис» с тем же боекомплектом, был установлен на лафете типа S-78. Между крылом и фюзеляжем, на подкосах крыла имелись бомбодержатели под две 250-кг. или четыре 100-кг. бомбы.
Опытный самолет летал с двигателем Изотта-Фраскини «Ассо» 750R (750л.с.): это был рядный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, с лобовым радиатором. Винт — трехлопастной, тянущий.
После окончания официальных испытаний, прототип Z-501 получил новые гражданские номера I-AGIL; внутри фюзеляжа были установлены дополнительные емкости для топлива. 18 октября 1934 г. экипаж Стоппани — Коррадо — Суриано предпринял попытку установить рекорд дальности полета для гидропланов: стартовав в Монфальконе, спустя 26 часов 35 минут I-AGIL приводнился в Масаве (Эритрея), тогдашней итальянской колонии в Африке. Дальность в 4130, 885 км засчитали как рекордную. Обратный путь проходил через Турцию, СССР, Румынию, Болгарию и Грецию. В результате, Румыния приобрела в течение 1937–38 г. несколько гидропланов для своей морской авиации.
В июНе.1935 года французы побили рекорд итальянцев; экипаж Стоппани — Суриано — Бабби предпринял ответный ход. Взлетев 16 июля 1935 года, гидроплан приводнился в Бербере (тогдашняя британская колония Сомали). Расстояние между Берберой и Монфальконе составляло 4929, 697 км! Рекорд I-AGIL был официально признан.
Завод в Монфальконе выпускал Z-501 в двух вариантах: с двигателями «Ассо» 750R, или с более мощными «Ассо» XI RC-15 (900 л.с.) Более мощный двигатель позволил сменить вооружение на пулеметы итальянского производства Бреда SAFAT (7, 7 мм) с ленточным питанием. Боезапас — 500 выстрелов на ствол. Турели А2 (фюзеляж) и А3 (крыло) управлялись с помощью гидравлики. Бомбодержатели могли нести четыре 160-кг. глубинные бомбы.
С 1940 года, гидросамолеты Z-501 по лицензии изготовляла фирма Aeronautica Sicula, Палермо.
Мнения летчиков о Z-501 расходились. Внешние обводы лодки могли нравиться, или нет, но дисгармония между широким крылом и узким фюзеляжем сразу бросалась в глаза. По этой или иной причине, самолет называли чаще не «Габбиано» («Чайка»), а «Мамаюто» («Ой, мамочки!») — якобы, возглас ребенка, впервые увидевшего самолет Z-501. Что же до боевой эффективности «Кантов», то она оставляла желать лучшего, несмотря на исключительно широкое применение — сказывалось моральное старение, низкая живучесть и малая надежность двигателей. До конца 1940 года итальянцы потеряли 62 гидроплана — из них 30 от огня противника, 19 -по неизвестным причинам, 13 — из-за отказа двигателей. По этой же причине произошло 35 аварий. Несмотря на это, одномоторный «Кант» оставался в строю всю войну. После капитуляции, на стороне союзной авиации Италии осталось 30 гидросамолетов. К маю 1944 года их число сократилось до 24 — остальные остались в оккупированной фашистами Северной Италии. Последние «Канты» были списаны в 1950 году!
Всего было построено 455 самолетов Z-501, из них 249 — на заводах Монфальконе. Серийный выпуск завершился в марте 1943 года.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Isotta-Fraschini Asso XI R2 С 15 |
Размах, м: | 22, 50 |
Длина, м: | 14, 30 |
Высота, м: | 4, 40 |
Площадь крыла, м2: | 62, 00 |
Вес пустого, кг: | 3850 |
Вес взлетный, кг: | 7050 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 240 |
Максимальная скорость на высоте 2500 м, км/ч: | 275 |
Время набора высоты 4000 м, мин: | 16, 0 |
Дальность, км: | 2400 |
Потолок, м: | 7000 |
Экипаж, чел: | 4–5 |