Фирма «Гамбургер Флюгцойгбау», являвшаяся авиационным филиалом судостроительной верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге, в 1935 году начала разработку почтового гидросамолета, предназначавшегося для перелетов через Северную Атлантику. Согласно требованиям заказчика — авиакомпании «Люфтганза», самолет должен был обеспечивать доставку полезного груза 500 кг на дальность до 5000 км.
Испытания созданного фирмой «Гамбургер Флюгцойгбау» гидросамолета На-139 были начаты в конце 1936 года, а уже в августе 1937 года были совершены первые пробные полеты через Атлантику.
Внешней отличительной особенностью этого самолета было крыло, которое при виде спереди имело вид буквы «W». Центроплан крыла был выполнен в виде обратной чайки, размахом 16 м, к нему крепились отъемные части с размахом по 5,5 м каждая. Постоянная по всему размаху хорда крыла равнялась 4,6 м. В крыло были врезаны элероны, между элеронами и фюзеляжем находились закрылки. Единственный лонжерон центроплана располагался в первой трети хорды и представлял собой цилиндрическую трубу, сваренную из стальных листов. Этот лонжерон занимал всю высоту профиля и служил топливным баком. К лонжерону крепились нервюры и стрингеры, изготовленные из дюралюминия. Из дюралюминия была выполнена и обшивка крыла.
К крылу с помощью снабженных обтекателями стоек крепились изготовленные из дюралюминия поплавки. В передней части поплавки имели небольшую килеватость, боковины их были вертикальными, а верх закруглен. Каждый поплавок разделялся водонепроницаемыми перегородками на двенадцать отсеков, что гарантировало сохранение плавучести самолета и при значительных повреждениях поплавков. В обтекателях стоек были вмонтированы радиаторы системы охлаждения двигателей.
Фюзеляж; самолета представлял собой монокок с весьма малым миделем. Набор фюзеляжа состоял из ряда вертикальных шпангоутов, соединенных стрингерами из дюралюминия. Обшивка из листового дюралюминия крепилась на заклепках с потайными головками. Пилотская кабина длиной 3,5 м и объемом 6,5 м³ располагалась в передней части фюзеляжа несколько впереди плоскости вращения винтов. Кабина была оборудована двойным управлением, оба кресла пилотов располагались рядом. Фонарь кабины имел раздвижные панели по бокам и в потолке, при этом, высунувшись из люка в потолке, один из пилотов мог руководить маневрированием самолета на воде. Позади сидений пилотов было размещено морское снаряжение и оборудование. Здесь же была установлена и радиостанция. В кабине были оборудованы также места еще для двух членов экипажа и имелось место для размещения почты весом до 500 кг.
Самолет имел разнесенное хвостовое оперение. Стабилизатор крепился на обтекаемом пилоне к хвостовой части фюзеляжа и поддерживался четырьмя подкосами. К концам стабилизатора крепились кили. Рули направления были снабжены весовой и аэродинамической компенсацией.
Силовая установка состояла из четырех двигателей Юмо-205С мощностью по 600 л.с. каждый. Винты трехлопастные, типа Юнкерс-Гамильтон, регулируемого в полете шага. Моторные рамы крепились к лонжерону центроплана, а сам лонжерон использовался в качестве топливного бака емкостью 6500 л.
До начала второй мировой войны было изготовлено только три экземпляра этого интересного самолета. С началом боевых действий они были переоборудованы в дальние морские разведчики, использовались для обезвреживания минных заграждений, а затем были переведены в разряд транспортных самолетов.
Сухопутный вариант На-139, имевший обозначение BV-142, был построен также малой серией. Он был оборудован убирающимся в полете колесным шасси и на начальном этапе второй мировой войны использовался в качестве морского разведывательного патрульного самолета.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Junkers Jumo 205С |
Размах, м: | 29, 50 |
Длина, м: | 19, 65 |
Высота, м: | 4, 80 |
Площадь крыла, м2: | 130, 00 |
Вес взлетный, кгс: | 17550 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 270 |
Максимальная скорость, км/ч: | 325 |
Время набора высоты 1000 м, мин: | 4, 0 |
Дальность, км: | 6000 |
Потолок, м: | 5500 |
Экипаж, чел: | 5–6 |