Как и многие самолеты фирмы «Блом и Фосс», гидросамолет (летающая лодка) BV-138 имел довольно необычную конструкцию. При создании самолета инженеры под руководством главного конструктора Р.Фогта выбрали редко используемую в гидроавиации схему двухбалочного высокоплана. Созданный ими в 1937 году самолет имел относительно короткий фюзеляж: — гондолу, выполненный в виде лодки, к верхней части которого крепилось крыло большого размаха. На крыле были закреплены две хвостовые балки с килями. Выведенные за кромку крыла передние части балок были использованы для установки в них двигателей, а сзади балки соединялись горизонтальным стабилизатором.
Самолет создавался в расчете на использование двух двигателей мощностью по 1000 л.с. каждый, однако из-за отсутствия таковых конструкторам пришлось перепроектировать самолет под три двигателя мощностью по 650 л.с. (Юмо-205 с). Третий двигатель был установлен на пилоне над центропланом крыла, что придало самолету еще более странный вид.
Летные испытания BV-138 были начаты 15 июля 1937 года. Самолет летал не очень хорошо — был неустойчив и плохо слушался рулей как на воде, так и в воздухе. Только после внесения существенных изменений в конструкцию фюзеляжа, крыла и хвостового оперения летные характеристики улучшились настолько, что представители Люфтваффе сочли возможным заказать 25 самолетов первой серийной модификации BV-138A.
Всего до окончания производства в 1943 году было выпущено 279 самолетов BV-138 в следующих модификациях и вариантах:
BV-138A-1 — самолеты первой серийной партии, начиная с апреля 1940 года было выпущено 25 таких самолетов, вооружение которых состояло из одной 20-мм пушки MG-151/20 в носовой турельной установке и двух подвижных 7,92-мм пулеметов MG-15 в задней части фюзеляжа-гондолы.
BV-138B-1 — разработанная к декабрю 1940 года вторая серийная модификация с двигателями повышенной мощности Юмо-205Д (880 л.с). Вооружение усилено — вместо одного из 7,92-мм, пулеметов размещена вторая 20-мм пушка MG-151/20 в турельной установке. Была предусмотрена также возможность подвески 150 кг бомб.
BV-138 °C-1 — выпускавшаяся с марта 1941 года модификация с винтами новой конструкции, при этом левый и правый двигатели имели трехлопастный винт, а средний двигатель — четырехлопастные. В состав вооружения введен 13-мм пулемет MG-131, бомбовая нагрузка увеличена до шести 50-кг бомб или четырех 150-кг глубинных бомб.
BV-138MS — созданный на базе модификации С-1 самолет для поиска и обезвреживания мин. Вместо вооружения на нем был смонтирован контур нейтрализации магнитного поля с оборудованием для генерирования магнитного поля.
Гидросамолеты BV-138 принимал участие в боевых действиях практически с самого начала второй мировой войны. Уже в апреле 1940 года они были задействованы для доставки предметов снабжения немецким войскам, высадившимся в Норвегии, с декабря 1940 года они патрулировали воды Бискайского залива и Северной Атлантики, а с июня 1941 года несколько BV-138 действовали и в зоне Балтийского и Черного морей. Однако главной зоной их действия была Северная Атлантика. Оборудованные радиолокаторами FuG-200, самолеты BV-138 выслеживали здесь конвои союзников, обеспечивали действия немецких подводных лодок и боролись с подводными лодками противника.
Выполняли эти гидросамолеты и различные специальные задания, одним из которых была эвакуация из осажденного Берлина руководителей Третьего Рейха. 1 мая 1945 года самолет BV-138 из эскадрильи, базирующейся в Копенгагене, совершил с этой целью посадку на озеро вблизи Берлина. Из-за царившей в те дни неразберихи у встречавших его офицеров не оказалось документов, подтверждающих их специальную миссию. Летчик не стал вести с ними переговоры и, взяв на борт десять раненых солдат, улетел на базу в Копенгаген. Существует версия, что одним из руководителей, которых собирались вывести на BV-138, был сам Адольф Гитлер.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Junkers Jumo 205С-4 |
Размах, м: | 26, 94 |
Длина, м: | 19, 85 |
Высота, м: | 5, 91 |
Площадь крыла, м2: | 112, 00 |
Вес пустого, кгс: | 8620 |
Вес взлетный, кгс: | 3750 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 250 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 265 |
Время набора высоты 2000 м, мин: | 8, 5 |
Дальность, км: | 2400 |
Потолок, м: | 3800 |
Экипаж, чел: | 5–6 |