Breguet Br. 521 Bizerte — летающая лодка, трехмоторный цельнометаллический биплан. Разработан в КБ «Сосьетэ аноним-де ателье д\'авиасьон Луи Бреге» на базе лицензии на английскую пассажирскую лодку Шорт S.8 «Калькутта» (1931 г.) под руководством А. Лебефа. Французские конструкторы увеличили размах крыла, перешли к схеме полутораплана, сменили тип моторов, разместили вооружение. Опытный образец лодки, Вг. 521–01, впервые взлетел 11 сентября 1933 г. Позднее этот самолет также привели к серийному стандарту. Серийное производство на заводе «Бреге» (с апреля 1937 г. — SNCAN) в Гавре начато с октября 1935 г. Всего выпущено 37 экз. (без аналогичных гражданских лодок Вг. 530 «Сайгон»). Экипаж — 8–9 чел. Двигатели GR 14 Kirs1 (на трех последних самолетах GR 14N11). Вооружение 3×7, 5, со 2-го серийного самолета 5×7, 5, бомбы до 1600 кг или 2 торпеды по 800 кг.
Первая лодка поступила на войсковые испытания в апреле 1935 г. , серийные машины попали в боевые эскадрильи с июля того же года.
В ходе серийного производства убрали открытую носовую огневую точку и заменили ее боковыми блистерами, ввели остекленный проход в носовую кабину. В 1937 г. внедрили дополнительные бензобаки в нижнем крыле. Один самолет собрали как Вг. 522 с моторами HS 14Аа, три последних Вг. 521 имели моторы GR 14N11 и усовершенствованное оборудование, включая автопилот.
С сентября 1939 г. Br. 521 были вооружены четыре эскадрильи, базировавшиеся во Франции, Марокко, Тунисе и Сенегале. Они вели разведку в Средиземном море и Атлантике с целью сопровождения конвоев и поиска подводных лодок. Известны два случая, когда летающим лодкам удалось повредить субмарины бомбами. 3 июля 1940 г. , после атаки англичан на французский флот, «бизерты» бомбили два британских эсминца.
После капитуляции Франции самолеты служили в ВВС правительства Виши. Некоторое время они простояли разоруженными в Берре и Карубе, но затем вновь встали в строй. Вели патрулирование и спасательные работы.
В ноябре 1942 г. сохранившиеся лодки захватила Германия и использовала их для спасательных операций в Атлантике. Немецкие пилоты летали на трофейных лодках до капитуляции Германии.
Канадские войска в августе 1944 г. захватили у немцев один Вг. 521 и передали его французам. После ремонта с октября он вошел в состав французской морской авиации и недолго применялся как транспортный для перевозок из Северной Африки в метрополию. Самолет списали в мае 1946 г. после аварии.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Gnome-Rhône14 Kirs 1 |
Размах, м: | 35, 15 |
Длина, м: | 20, 48 |
Высота, м: | 7, 48 |
Площадь крыльев, м2: | 169, 70 |
Вес пустого, кг: | 9470 |
Вес взлетный, кг: | 16600 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 165 |
Максимальная скорость на высоте 1000 м, км/ч: | 243 |
Время набора высоты 2000 м, мин: | 8, 7 |
Дальность, км: | 3000 |
Потолок, м: | 6000 |
Экипаж, чел: | 8 |