Отечественная авиация нуждалась в вертолёте с грузоподъёмностью, занимающей промежуточное положение между Ми-2 и Ми-8. Эту нишу когда-то занимал Ми-4. Ранее предполагалось, что ему на смену придёт советско-польский вертолёт W-3, но после развала СЭВ поставки польской техники стали проблематичны. Поэтому возникла потребность в разработки отечественного вертолёта.
В 1992 году Правительство России разработало «Программу развития гражданской авиационной техники России до 2000 года». В соотвествии с программой МВЗ им. М. Л. Миля приступило к разработке вертолёта, получившего обозначение Ми-54. Он предназначался для перевозки пассажиров, а также грузов внутри кабины и на внешней подвеске. В качестве силовой установки было решено использовать перспективные газотурбинные двигатели АЛ-34. Для удешевления производства Канструкцию было решено выполнить из существующих алюминиевых сплавов с минимальным использованием композиционных материалов.
Ми-54 построен по классической одновинтовой схеме с четырёхлопастными несущим и рулевым винтами. Конструкция планёра цельнометаллическая. Лопасти винтов стеклопластиковые. Втулка несущего винта выполнена из титана с эластомерными полшипниками. В носовой части фюзеляжа размещается отсек оборудования и двухместная кабина пилотов. Доступ в кабину осуществляется через 2 боковые двери. За кабиной экипажа размещается грузовая кабина с 12 пассажирскими креслами. За грузовой кабиной имеется багажный отсек и отсек оборудования. По обоим бортам предусмотрены грузовые люки со сдвижными дверями. Шасси неубирающееся, трёхопороное с носовой стойкой. Носовая стойка двухколёсная. Силовая установка состоит из 2 газотурбинных двигателей АЛ-34. Предусмотрена установка турбовальных двигателей ТВ-О-100 или Прэтт-Уитни PT-6. Двигатели оснащены пылезащитными устройствами. Запас топлива размещён в топливных баках, расположенных под полом грузовой кабины и в хвостовой части фюзеляжа. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет совершать полёты днём и ночью в любых метеоусловиях.
Лётно-технические характеристики:
Двигатели: | АЛ-34 |
Взлётная мощность, э.л.с.: | 2×800 |
Диаметр несущего винта, м: | 13,5 |
Габариты, м: | длина с вращающимися винтами — 15 ширина — 3 высота на стоянке — 2 |
Габариты грузовой кабины, м: | длина — 2,9 ширина — 2,04 высота — 1,4 |
Масса, кг: | пустого вертолёта — 2100 взлётная максимальная — 4500 |
Масса коммерческой нагрузки, кг: | 1200 |
Скорость, км/ч: | максимальная — 320 крейсерская — 260–280 |
Потолок, м: | статический — 2200 динамический — 5000 |
Практическая дальность полёта, км: | 550 |
Экипаж, чел.: | 2 |