В 1934 г. лорд Ротермир, владевший в то время газетой «Дейли Мейл», потребовал для своего личного пользования шестиместный скоростной самолет с экипажем из двух человек, так как его организация, помешанная на авиации, уже тогда оценила возможности, предоставляемые использованием служебного авиатранспорта. Случилось так, что компания Bristol Aeroplane Company в это время как раз разрабатывала проект легкого транспортного самолета подобной категории. Она и получила заказ. Первоначально предполагалось оснастить новый самолет, являвшийся детищем Фрэнка Барнуэлла, двумя двигателями Bristol Aguila I мощностью 500 л. с. , которые в тот момент находились в стадии разработки. Затем Барнуэлл предложил установить на создаваемом им планере два двигателя Bristol Mercury VIS мощностью 650 л. с. , в результате чего появился самолет Bristol Type 142. Совершив первый полет в Филтоне 12 апреля 1935 г. , он вызвал обвал комментариев и бурю восторга, когда во время первых испытаний выяснилось, что его скорость примерно на 48 км/час выше, чем скорость опытного образца последнего британского истребителя, полученного к тому времени. Самолет получил название Бритэн Фёрст и был подарен лордом Ротермиром Великобритании после того, как Министерство авиации обратилось с просьбой оставить его в своем распоряжении на период испытаний, чтобы оценить возможности его использования в качестве легкого бомбардировщика. Так появился самолет Бристоль Blenheim, сыгравший важную роль в качестве временного боевого средства в начале Второй мировой войны.
Вариант Тип 143, оснащенный двигателями Аквила, был аналогичен ему и поднялся в воздух в январе 1936 г. Были предприняты лишь ограниченные испытания самолета, поскольку на его характеристиках пагубно сказалось отсутствие воздушных винтов изменяемого шага. Компания Бристоль занялась разработкой военного варианта Тип 142 М и получила первый заказ на 150 самолетов. Новый аппарат имел большое сходство с Типом 142, но, безусловно, претерпел некоторые изменения, делавшие его подходящим для использования в качестве военного самолета. Г лавным образом это заключалось в том, что аппарат был оборудован местом для оператора бомбометания, бомбовым отсеком и надфюзеляжной турельной установкой. Первый полет он совершил 25 июня 1936 г. , а в мапие 1937 г. начались серийные поставки ВВС Великобритании. В июле 1937 г. Министерство авиации заказало еще 434 аппарата Blenheim Mk I, как он стал называться к тому времени. Самолет представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, за исключением рулевых поверхностей, имевших полотняную обшивку. Носовая часть фюзеляжа лишь незначительно выступала вперед по отношению к двигателям; как фюзеляж, так и хвостовое оперение имели обычную конструкцию из легких сплавов. Шасси с хвостовым колесом было убирающимся. Силовая установка включала в себя два двигателя Бристоль Меркурий VIII мощностью 840 л. с. , установленных в гондолах на передней кромке крыла. Бомбовый отсек в центроплане вмещал бомбы весом до 454 кг, а стандартное вооружение состояло из пулемета калибра 7, 7 мм в левом крыле, и пулемета Vickers такого же калибра в надфюзеляжной турели.
Самолеты Blenheim вызывали большой интерес благодаря своей высокой скорости и современному внешнему виду. Когда был начат их выпуск, в обществе создалось убеждение, что в условиях нестабильности в Европе ВВС Великобритании вооружены самыми мощными в мире бомбардировщиками. Число контрактов, заключаемых на выпуск самолетов, стремительно росло. В общей сложности было построено 1552 самолета Blenheim Mk I. Ими укомплектовали не менее 26 эскадрилий ВВС Великобритании как в стране, так и за ее пределами. Тем не менее, к началу Второй мировой войны лишь немногие из самолетов Blenheim Mk I оставались на вооружении эскадрилий, базировавшихся в Великобритании. В качестве бомбардировщиков их заменили самолеты Blenheim Mk IV, при создании которых был учтен опыт эксплуатации варианта Mk I. Однако самолеты Mk I продолжали приносить пользу: многие из них использовались как учебно-тренировочные для летной подготовки экипажей в подразделениях боевой подготовки. Наибольшую ценность, несомненно, представляли примерно 200 самолетов, преобразованных в ночные истребители; на них впервые были применены радары воздушного перехвата AI Mk III и AI Mk IV. Одного пулемета переднего огня было, конечно, недостаточно для выполнения этой функции, поэтому под фюзеляжем самолета установили специальный контейнер для размещения четырех пулеметов калибра 7, 7 мм. Оснащенный таким образом самолет Blenheim Mk IF совершил первый воздушный перехват самолета противника в ночь со 2 на 3 июля 1940 г. Окончательным результатом развития основного варианта Тип 142M стал опытный образец Blenheim Mk II, представлявший собой вариант Mk I с дополнительными топливными баками. Когда в августе 1935 г. было решено заменить аппарат Avro Anson в береговой разведке и в качестве легкого бомбардировщика, компания Bristol выдвинула свой вариант Тип 149. Этот самолет, имевший большое сходство с вариантом Blenheim Mk I, должен был использовать двигатели Bristol Aquila, которые позволили бы совместить большую дальность полета с имевшейся емкостью топливных баков, но для министерства авиации это предложение оказалось неприемлемым. Впоследствии самолет Тип 149 снова вызвал интерес как потенциальный разведчик общего назначения. Был выпущен опытный образец на котором удлинили носовую часть фюзеляжа, чтобы обеспечить дополнительное пространство для размещения штурмана-наблюдателя и его оборудования. Таким образом, получился окончательный вариант преемника Mk I — самолет Blenheim Mk IV. В свою очередь, Тип 149 был принят ВВС Канады для производства в этой стране и получил название Bolingbroke Mk I. После 18 таких машин стал выпускаться полностью канадский вариант Bolingbroke Mk IV. Среди более поздних вариантов было небольшое количество самолетов Bolingbroke Mk IV W с двигателями Pratt & Whitney R-1830 T win Wasp мощностью 1200 л. с. и несколько многоцелевых учебно-тренировочных самолетов Bolingbroke Mk IV T. Отношение к варианту Тип 149 постоянно менялось; внезапно интерес к нему возобновился, главным образом, как к временной мере до появления бомбардировщика-торпедоносца Тип 152, разрабатывавшегося на основе самолета Blenheim. Поэтому было принято решение использовать удлиненную носовую часть и ступенчатый фонарь самолета Bolingbroke, а также обеспечить увеличение дальности полета за счет большей емкости топливных баков, находившихся в крыле. Компания Бристоль оставила обозначение Тип 149 для самолета измененной конфигурации, а ВВС Великобритании присвоили ему обозначение Blenheim Mk IV. Эти машины использовались более чем в 70 эскадрильях, входивших в состав Королевских ВВС Великобритании, базировавшихся как в Великобритании, так и за ее пределами. Такое широкое применение самолетов неизбежно привело к изменениям в вооружении и оборудовании. Вооружение первых аппаратов Blenheim Mk IV не отличалось от варианта Mk I (два пулемета). Затем защитная броня самолетов была увеличена. В связи с тем, что не представлялось возможным увеличить емкость бомбового отсека, было предусмотрено размещение дополнительной бомбовой нагрузки массой 145 кг на внешних подвесках для вылетов на небольшие расстояния. Поскольку самолеты Blenheim; использовались таким большим числом эскадрилий, они неизбежно были первыми во многих военных достижениях ВВС Великобритании. Первая разведка над территорией Г ермании была осуществлена 3 сентября 1939 г. на самолете Blenheim Mk IV. 4 сентября 1939 г. с самолетов Blenheim впервые были сброшены бомбы на германские цели — это произошло, когда 10 легких бомбардировщиков атаковали германский флот на Шиллиг Роудз. С начала войны и до 1942 г. , когда самолеты Mk IV были заменены бомбардировщиками Douglas Boston и de Havilland Mosguito в эскадрильях бомбардировочной авиации, базировавшихся в Великобритании, они широко применялись на Европейском театре военных действий. Несмотря на свою уязвимость от истребителей, они часто использовались для дневных вылетов без сопровождения, и, несомненно, основной причиной их выживания были мастерство экипажей и живучесть аппаратов, поскольку высокая скорость и огневая мощь не являлись их сильными сторонами.
После того, как самолеты Blenheim исчерпали себя в Европе, они еще долго оставались на вооружении эскадрилий за пределами страны, и везде, за исключением Сингапура, где они не смогли противостоять японским истребителям, эти самолеты оказались ценным оружием. К моменту прекращения производства было выпущено в общей сложности 3983 самолета Blenheim Mk IV и Bolingbroke. Кроме ВВС Великобритании, они использовались ВВС Свободной Франции и Южной Африки, а также в небольших количествах Финляндией и Г рецией. Истребители Blenheim Mk IVF представляли собой переделанные самолеты, аналогичные варианту Mk IF. Последней разработкой на основе конструкции Blenheim стал самолет компании Бристоль Type 160, известный под кратким обозначением Bisley. Он поступил на вооружение летом 1942 г. как Blenheim Mk V. Предназначенный первоначально на роль бомбардировщика ближней поддержки, используемого на малой высоте, с «массивной» носовой частью, вмещающей четыре пулемета, он был, фактически, построен как высотный бомбардировщик, но не смог противостоять немецким истребителям. Всего было выпущено около 945 машин, и все они строились на заводах компании Rootеs в Спике и Стоук-он-Трент.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Bristol Mercury VIII |
Размах, м: | 17, 17 |
Длина, м: | 12, 12 |
Высота, м: | 2, 99 |
Площадь крыла, м2: | 43, 57 |
Вес пустого, кг: | 3674 |
Вес взлетный, кг: | 5670 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 386 |
Максимальная скорость на высоте 4572 м, км/ч: | 418 |
Время набора высоты 4572 м, мин.: | 11, 5 |
Дальность, км: | 1810 |
Потолок, м: | 8315 |
Экипаж, чел: | 3 |