Самолет Breguet Br. XIX предназначался для использования в качестве двухместного дневного бомбардировщика или разведчика. Опытный экземпляр Br. 19. 01 был выставлен на Парижском авиасалоне в ноябре 1921 г. с 16-цилиндровой силовой установкой Breguet-Bugatti, включавшей в себя два 8-цилиндровых двигателя Bugatti, вращавших один воздушный винт. Вскоре на самолет был установлен двигатель Renault 12Kb мощностью 450 л. с. , с которым он и совершил свой первый полет в марте 1922 г. К 1927 г. примерно 2000 экземпляров Breguet Br. 19 были поставлены военной авиации Франции. Это был бомбардировщик с фюзеляжем круглого сечения ферменной конструкции из дюралюминиевых труб, покрытой до задней кабины дюралюминиевыми листами, а за ней — полотняной обшивкой. Крылья разного размаха с полотняной обшивкой имели двухлонжеронную конструкцию с дюралевыми нервюрами. Хвостовое оперение получило рули высоты с роговой компенсацией и дюралюминиевый каркас с полотняной обшивкой. Шасси серийных самолетов было с неразрезной осью, а сужающиеся книзу стойки подкреплялись с каждой стороны перекрестными расчалками. Открытая кабина пилота располагалась прямо под вырезом в задней кромке верхнего крыла, а кабина стрелка-наблюдателя находилась сразу за ней. Первым вариантом, поступившим на вооружение Франции, был разведчик Br. 19 A.2. Бомбардировщик Br. 19 B. 2 был введен в эксплуатацию в июНе.1926 г. Построенные во Франции самолеты Breguet 19 имели 12-цилиндровые двигатели с жидкостным охлаждением Renault 12К либо Lorraine-Dietrich 12D или 12Е. К началу 1933 г. только 230 самолетов Br. 19 A.2, 28 экземпляров В. 2 и 40 ночных истребителей Br. 19 Cn. 2 использовались в боевых частях; в 1934 г. самолеты этого типа были окончательно переданы для службы в резерве и тренировки пилотов. В 1923 г. компания Breguet начала активную деятельность по экспорту. Первый опытный самолет Br. 19. 01 был выставлен на международных соревнованиях, организованных испанским Военным министерством, и вскоре после этого первый оценочный самолет Br. 19. 02 поставили в Югославию. В итоге военная авиация Югославии с 1925 по 1932 гг. получила 400 машин: 185 из них были поставлены в готовом виде из Франции, 40 экземпляров собраны в Югославии из поставленных Францией агрегатов и 175 построены в Югославии на заводе в Кралево. Первые 150 самолетов имели двигатели Lorraine-Dietrich, следующие 150 — двигатели Hispano-Suiza (типа 12Hb или 12Lb) мощностью 500 л. с. , последние 100 экземпляров (все построенные в Кралево) были оборудованы звездообразными двигателями Gnome-Rhône Jupiter 9Ab мощностью 420 л. с. , построенными по лицензии в Югославии. Испания импортировала 19 готовых самолетов. Компания CASA затем собрала 26 экземпляров из французских агрегатов и продолжила строительство 177 собственных самолетов: 127 из них имели двигатель Lorraine, построенный по лицензии, а 50 были снабжены импортными двигателями Hispano-Suiza. Самолеты Br. 19 применялись обеими сторонами во время гражданской войны в Испании. Они использовались в основном против пехоты и наземных целей, но также и для берегового патрулирования. К середиНе.1937 г. обе стороны списали стареющие модели Breguet с боевого применения. Среди других заграничных покупателей были Румыния, купившая 108 самолетов, и Турция (20 экземпляров). Польша купила 250 машин с двигателями Lorraine в период с 1925 по 1930 гг. , и последние из них использовались практически до начала германского вторжения в 1939 г. Китайские власти приобрели в общей сложности 74 самолета, которые применялись против японцев в Маньчжурии. Уцелевшие из 30 импортированных правительством Греции машин были уничтожены в боях против вторгшихся итальянцев в октябре 1940 г. Бельгия купила шесть самолетов Breguet 19 В. 2 в 1924 г. , а затем начала их лицензионное производство в компании SABCA.В общей сложности в военную авиацию Бельгии с 1926 по 1930 гг. были поставлены 146 самолетов. Некоторые из них имели двигатель Lorraine12Eb, а другие — Hispano-Suiza 12На. Самолет Breguet 19 был также популярен в Латинской Америке. Аргентина приобрела 25 машин, Боливия — 15, Венесуэла — 12 и Бразилия — 5. Самолеты, принадлежавшие Боливии и Парагваю, принимали участие в боевых действиях в начале 30-х годов. Правительства Британии, Италии и Персии (Ирана) приобрели по два самолета Breguet 19 для технической оценки. Японская компания Nakajima также купила два самолета, но впоследствии отказалась от планов их лицензионного производства.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Hispano-Suiza 12Нb |
Размах, м: | 14, 83 |
Длина, м: | 9, 50 |
Высота, м: | 3, 34 |
Вес пустого, кг: | 1722 |
Вес взлетный, кг: | 3110 |
Дальность, км: | 800 |
Максимальная скорость на высоте 3000 м, км/ч: | 230 |
Потолок, м: | 6700 |
Экипаж, чел: | 2 |