Бомбардировщики появились над Сурабаей 3 февраля 1942 года, незадолго до полудня. Выбор цели был очевиден — многолюдный город, важнейшая флотская база в регионе; на якорной стоянке — боевые корабли; доки, склады вооружения и амуниции. Ха-ха! Вот мы и прибыли! — прозвучал издевательский голос в эфире. Фраза была произнесена по-голландски: кто-то из японских приспешников, покинувших остров незадолго до войны, теперь летал наводчиком в составе экипажа G3M.
Бомбардировщики впервые атаковали Сурабаю, а вместе с ней — два армейских аэродрома: Перак (близ порта), и, расположенный на востоке острова аэродром Мадиун, возле г. Маланг. 72 бомбардировщика, взлетевшие с недавно захваченных аэродромов на Целебаке и Борнео, принадлежали трем эскадрам (Kokutai) — Takao, Kanoya и № 1. Их прикрывали 44 истребителя A6M2, а навигацию для одноместных истребителей обеспечивали три разведчика Ki-15 Бэбс.
Голландская система ПВО, состоявшая из наземных оповестителей, нескольких кораблей в Яванском море и штаба в Сурабайе, вовремя обнаружила приближение противника. С аэродрома Мадиун поднялась в воздух семерка истребителей Хаук-75 1-й эскадрильи IV авиагруппы (1-VLG-IV), а с секретной базы Нгоро (Блимбинг) — шесть истребителей Р-40Е ВВС США, из числа 17-й запасной истребительной эскадрильи. Тревога также была объявлена и в Пераке, где летчики во главе с командиром 2-й эскадрильи (2-VLG-IV) старшим лейтенантом Анеметом (Anemaet) с помощью механиков уже занимали места в тесных кабинах CW-21В. Рев тысячесильных двигателей Райт-циклон как-то не вязался с субтильной внешностью этих миниатюрных истребителей. Наконец, 12 самолетов поднялись в воздух.
Тропическое небо было затянуто облачностью. Чтобы расширить зону патрулирования, эскадрилья разбилась на три звена. Японские бомбардировщики подошли к Сурабае на высоте 6000 м; к несчастью, несмотря на своевременно объявленную тревогу, защитники острова не поспели вовремя к месту событий. G3M без помех отбомбились по порту, и только после этого появившиеся голландские и американские истребители вступили в схватку: с истребителями сопровождения. Распыленная группа CW-21B также не участвовала в атаке на бомбардировщики: допустив тактическую ошибку, голландцы ввязались в схватку с истребителями Зеро, многократно превосходившими их по летным данным и численности. Над островом Мадура (Madura) разгорелся нешуточный воздушный бой.
Шестнадцать Зеро атаковали четверку CW-21 лейтенанта Кингмы (J. Kingma) с тыла. Группа резко отвернула влево — ходовой прием, которым всегда пользовались голландцы в критической ситуации. Строй голландских истребителей распался, и пара, оторвавшаяся от группы тут же была сбита. Кингма вышел на встречный курс и открыл яростный огонь по двум вражеским истребителям: видимо, он сбил и того, и другого. Затем, отважный Кингма ринулся в атаку на 12 Зеро, но внезапно попал под огонь из задней полусферы. Истребитель вспыхнул, как спичка, и обожженный пилот был вынужден воспользоваться парашютом. В воздухе остался только один голландский истребитель, сержанта Хэя (Haya), который бросился в атаку на Зеро; однако, другой японец точным попаданием вывел ему из строя гидравлику. Лобовое стекло залило гидросмесью из пробитой магистрали. Хэй уже собирался прыгать, открыл фонарь — но понял, что самолет все еще слушается рулей. Летчик покинул место боя на малой высоте, и, аварийно выпустив шасси, посадил истребитель на аэродроме Нгоро.
Для другого звена, во главе со старшим лейтенантом Бедетом (W. A. Bedet), ситуация складывалась ничуть не лучше. Очередь из 20-мм. пушек попала в кабину ведущего самолета, с номером CW-354. Вдребезги разлетелось лобовое стекло. Раненый Бедет, истекая кровью, дотянул до своего аэродрома, выбрался из самолета и рухнул без сознания. Жизнь ему спасли два механика, и врач эскадрильи, вытащившие летчика из-под огня Зеро, штурмовавших аэродром.
Оба ведомых Бедета на подбитых машинах сели в Нгоро и Камали. Четвертый летчик замешкался перед взлетом, отбился от своих, и пристроился к группе, как он думал, CW-21B. На самом деле это были Зеро. К чести голландца, он вовремя распознал ошибку, тут же открыл огонь по ближайшему японцу, после чего ушел в глубокое пике, и на поврежденном истребителе произвел посадку на один из южных пляжей острова Мадура.
Группа Анемета безуспешно искала противника, пока топливо не подошло к концу. Встреча с японцами произошла в самый неподходящий момент: когда истребители с пустыми баками заходили на посадку. Тут же был сбит и погиб сержант Гальберштадт. Вслед за японскими истребителями появились бомбардировщики. Уже на пробеге, Анемет на своем истребителе влетел в воронку от разорвавшейся бомбы: самолет ремонту не подлежал. Из двенадцати истребителей CW-21, только два совершили нормальную посадку на собственном аэродроме!
Бой завершился полным поражением голландской стороны. Уже первая стычка с неприятелем показала, что низкорослые и узкоглазые японские летчики, к которым еще несколько дней назад голландцы относились с нескрываемым пренебрежением, на голову их превосходят. Эскадрилья 2-VLG-IV потеряла 9 из 12 истребителей. Трое летчиков погибли, еще трое были серьезно ранены. Было сбито 16 американских и голландских истребителей, 5 самолетов прочих категорий, погибли гидросамолеты на якорных стоянках, бомбардировщики на аэродромах: и все это — ценой 4 сбитых Зеро!
В 1928 году фирма Кертисс, в ту пору одна из крупнейших самолетостроительных компаний США, приобрела имущество транспортной авиакомпании Робертсон Эрлайнз в Сент-Луисе, в том числе мастерские. На базе этих мастерских, был образован филиал фирмы, Кертисс-Робертсон Эркрафт. Два года спустя, Робертсоны выкупили свою долю; в конце концов, к 1936 году за филиалом закрепилось название Кертисс-Райт.
Филиал в Сент-Луисе изначально выпускал спортивные высокопланы Робин в различных версиях; затем более крупные самолеты Траш (Trush), двухмоторные Кингбэрд, большой транспортный самолет Кондор, спортивные и учебные машины. Едва не обанкротившись в 30-е годы, фирма вновь набрала силы, с инициативы президента Рузвельта, уделявшего большое внимание развитию частного бизнеса. В 1934 году, тогдашний Комитет по Авиационному Туризму (Bureau of Air Commerce) заказал фирме разработку легкого современного самолета для воздушных прогулок; ответом стал цельнометаллический низкоплан CW-19L (1935). Характерными признаками новой машины были чистые аэродинамические формы, крыло с умеренным сужением, и фюзеляж, заметно сужающийся к оперению. Самолет был двухместный. Мощности двигателя в 90 л. с. явно не хватало, однако уже в 1937 году в воздух поднялась армейская версия А-19R. Мощность двигателя Райт R-975-E3 составила 420 л. с. ; установка столь мощного двигателя стала возможна, благодаря заложенному в конструкцию запасу прочности. Самолет показал скороподъемность в 9, 6 м/с; он набирал высоту 7000 м. за 15 минут. По своим пилотажным характеристикам, A-19R вполне подходил для подготовки летчиков-истребителей, и потому продавался в Китай, на Кубу и некоторые другие страны Латинской Америки (вооруженный вариант).
Фирма уже тогда ориентировалась на военные заказы: на дворе стояла вторая половина 30-х годов, вовсю пахло порохом, и многие страны со слабой экономикой охотно приобретали самолеты за полцены, пусть не самые совершенные, но все же боеспособные. Нелишним будет вспомнить и охватившую авиационный мир истерию по поводу доктрины Дуэ, варварские бомбардировки жилых массивов в Испании и в Китае. Создание истребителя на основе CW-19 напрашивалось само собой.
В 1938 году, конструкторская бригада Кертисс-Райт, во главе с Уиллисом Уэллсом, по своей инициативе начала разработку проекта, руководствуясь модной в то время концепцией Легкого истребителя. Американцы по-своему пересмотрели новомодные идеи: вспомним, французское толкование термина легкий истребитель, подразумевало облегченный планер, плюс маломощный двигатель. Американцы, напротив, изначально ориентировались на двигатель большой мощности. Предполагалось, что основным противником нового истребителя станут бомбардировщики, а с истребителями сопровождения он сможет вести бой на равных, благодаря уникальной скороподъемности. Исходя из этого, новый самолет скорее подпадал под категорию перехватчик. Автором концепции был вице-президент Кертисс-Райт, инженер Г. Пейдж, разглядевший истребительские черты в предыдущей модели, CW-19.
Первый прототип CW-21 (серийный номер 21–1, гражданский номер NX19431) поднял в воздух летчик — испытатель Нед Уоррен 22 сентября 1938 года. Официальное имя было Интерцептор, то есть перехватчик; распространившееся в послевоенные годы название Демон, вероятнее всего, не применялось ни на Яве, ни в любой другой период эксплуатации CW-21.
Самолет сохранил известное сходство со своим предшественником, от которого перешли основные конструктивные решения: однако, неубирающееся шасси все же сочли неуместным, на истребителе. Основные ноги шасси сделали убирающимися назад по полету, в специальные объемистые гондолы под крылом. Хвостовое колесо не убиралось. Крыло и хвостовую часть фюзеляжа усилили. Силовая установка — девятицилиндровый звездообразный двигатель Райт R-1820-G5 Циклон, мощностью 1000 л. с. (850 л. с. на высоте 1000 м.), с трехлопастным металлическим пропеллером изменяемого шага. Изначально, предполагалось вооружить истребитель четырьмя фюзеляжными синхронизированными пулеметами калибра 7, 62; окончательный выбор пал на два крупнокалиберных, 12, 7-мм. пулемета. Самолет был одноместный, фонарь кабины пилота сдвигался назад по направляющим. Несмотря на цельнометаллическую конструкцию, истребитель на удивление мало весил — всего 1400 кг, и обладал уникальной скороподъемностью в 24, 4 м/с. Правда, за это пришлось заплатить отсутствием брони и протектированных бензобаков.
В конце 1938 года, когда летные испытания первого CW-21 завершились, самолет разобрали и упаковали в ящики. Пунктом назначения был Китай: фирма Кертисс уже довольно долго строила в этой стране бипланы Хаук II и III, и являлась совладельцем авиазавода САМСО в г. Нанкин. После долгого путешествия по воде и суше, самолет 28 февраля 1939 года прибыл в Нанкин, где его собрали работники авиазавода. Машину облетал старший испытатель филиала, Роберт Фозель (Fausel). В марте, американец побывал в Кунг-Минг и Ченду, где участвовал в пробных поединках со всеми истребителями, составлявшими пестрый парк китайских ВВС: французскими Девуатинами D. 510, советскими И-15 и-16. Вскоре представилась и реальная возможность опробовать новый истребитель в деле. Это было беспрецедентное решение: никто и никогда не вооружал, и не заставлял всерьез воевать опытный самолет в единственном экземпляре, являющийся собственностью фирмы-производителя! Тем не менее, поскольку война с Японией стояла уже за порогом, на самолет нанесли гоминдановские опознавательные знаки, и отправили на боевое дежурство на аэродром Чунчин. 29 марта самолет впервые вылетел по тревоге, вместе с И-15. Противник им не встретился. Зато, четыре дня спустя, во время налета на Чунчин, CW-21 взлетел сразу же, как только рванула последняя бомба. Самолет свечой взмыл на 3050 м, набрав эту высоту за две минуты. Именно здесь CW-21 впервые встретился с японцами — точнее, это были закупленные в Италии бомбардировщики Фиат Br-20. Один из них Фозелю удалось подбить: самолет задымил, и был вынужден сесть на китайской территории.
В конце апреля 1939 года, переговоры между китайской стороной и фирмой Кертисс-Райт дали результат: фирма обязалась поставить три готовых истребителя CW-21, и еще 27 самолетов в разобранном виде. За отдельную плату, китайцы также выкупили первый летный экземпляр. Однако, его летная карьера близилась к концу: уже в июне самолет благополучно разбили.
Первый из трех, заказанных китайцами самолетов (21–2, NX19441) поднял в воздух сам Уиллис Уэллс, 20 марта 1940 года. Вскоре, за ним последовали еще два самолета: 21–3 (NX19442), и 21–4 (NX19443).
На серийных самолетах, по требованию китайской стороны, усилили вооружение: имеющиеся два ствола, дополнили двумя пулеметами винтовочного калибра, также в фюзеляже. Формально являясь гражданским воздушным судном, самолет в США летал без вооружения. Был установлен двигатель R-1820-G5, мощностью 1000 л. с. Вес конструкции возрос до 1428 кг. Максимальная скорость на высоте 5182 м. составила 507 км/ч. На самолете 21–3 фирма, между делом, опробовала новинку — два несбрасываемых топливных бака, под законцовками крыла. Фирма имела далеко идущие амбиции — в начале апреля того же года, на флотской базе Анакоста, самолет был продемонстрирован представителям ВМФ. Были разработаны две версии, предназначенные для палубного базирования: Р247-1, с рядным двигателем водяного охлаждения Аллисон V–1710, и Р-250, с двигателем R-1820. Оба самолета уже имели новую схему уборки шасси, как на CW-21B.
Руководство ВМФ рассмотрело оба проекта, и в августе 1940 года отказалось от них из-за явной непригодности. Более того, возвращаясь из Анакосты, третий самолет потерпел аварию и был поврежден. Руководство Кертисс-Райт намеревалось также испытать CW-21 на опытной авиабазе USAAC Райт Фиелд. Неизвестно, были ли проведены эти испытания.
Все три самолета, предназначенные для Китая, был туда отправлены в течение 1940–1941 года. Самолеты официально считались эталонами для серийного производства на заводе САМСО; между тем, из-за японской угрозы сам завод эвакуировали из Нанкина в Ченду, затем в Лойвинг, возле границы с Бирмой. После выгрузки в Рангуне, тройку CW-21 вновь собрали и облетали. Самолеты оставались в Рангуне весь остаток 1941 и часть следующего года. Летом 1941 их перебросили в Тунгу, 241 километр севернее Рангуна — место дислокации знаменитой авиагруппы Летучие Тигры Клэра Ченно. Командир американских добровольцев имел свои виды на CW-21: благодаря своей скороподъемности самолет мог стать эффективным средством борьбы с высотным противником — прежде всего, разведчиками.
После эвакуации завода в Лойвинг, сборка самолетов из готовых деталей постоянно затягивалась, не в последнюю очередь из-за того, что завод постоянно бомбили. В январе 1942 года, производство вновь надо было эвакуировать; между тем, ни один истребитель не был готов к полетам. Полусобранные машины, в том числе две почти в летном состоянии, по всей видимости, просто бросили. Не лучшая участь ожидала CW-21, оставшиеся в Рангуне.
Начало войны застигло Кертисс-Райты в Бирме. Ченно распорядился, перегнать самолеты в Кунг-Минг. 23 декабря 1941 года, летчики из американской группы Кен Меррит, Лейси Мендлбург и Эрик Шиллинг заняли место в кабинах. Первый же этап завершился на бирманском аэродроме Лашио: похоже, самолеты заправили не тем топливом: двигатели отказали после взлета сразу на трех машинах. Самолеты потерпели аварию, причем Мендлбург разбился насмерть. Да, самолет явно родился не под той звездой.
Столь же незавидная судьба ожидала самолеты новой версии, CW-21B, построенные для армейской авиации голландских колониальных войск в Индокитае — ML KNIL.
В апреле 1939 года, в воздух поднялся прототип учебной версии истребителя — двухместный CW-23, оснащенный звездообразным двигателем Пратт-Уитни Васп S3H1, мощностью 550 л. с. Самолет не пошел в серию, однако на нем отработали новую конструкцию шасси: основные опоры убирались теперь в крыло, направлением к осевой линии фюзеляжа. Шасси перешло на новую боевую модификацию истребителя, СW-21B. Собственно, только шасси на нем и было новым. Первоначально, речь шла о версии CW-21A с рядным двигателем Аллисон V–1710, но до этого так и не дошло.
Разрабатывая боевые машины, фирма не забывала и о традиционной, учебной тематике. В 1940 году, в небо поднялся учебный самолет CW-22 Фэлкон, который мог применяться как легкий бомбардировщик и разведчик. Основой для разработки явился CW-21, но кабина стала двухместной; второй член экипажа, наблюдатель — стрелок, располагал для защиты задней полусферы подвижным пулеметом 7, 62 мм. Кроме того, сохранился один из курсовых пулеметов, в нижней части капота. Двигатель — Райт R-975 Уирлуинд, мощностью 420 л. c. В остальном, самолет не отличался от первой версии CW-21. Прототип имел серийный номер CW A-22, гражданский NX 18067: после войны его сменили на N500G. Самолет летал до 1977 года. Между тем, европейский рынок в срочном порядке стал закупать в США боевые самолеты, во все больших количествах: понятно, в Европе уже шла война. Желание пополнить свой парк за счет заокеанской техники, выразили не только Франция и Британия, но и некоторые нейтральные государства, в том числе и Голландия. В январе 1940 года, представитель фирмы Кертисс, Е. Уолтон, прибыл в эту страну и стал, в буквальном смысле слова, навязывать голландцам закупку 36 истребителей; а поскольку самолеты, по его словам, уже были полностью собраны и укомплектованы, то не могло быть и речи об установке своего вооружения, радио и т. д., что значительно снизило бы расходы на покупку. Вот как обходились в те дни с правительствами, попавшими в безвыходную ситуацию! Помимо всего прочего, гражданин Уолтон беспардонно врал: к началу 1940 года, CW-21, якобы уже готовые к поставкам, вообще существовали лишь в четырех экземплярах: прототип и три китайских машины, да и те еще не сошли с конвейера. 17 апреля 1940 года, Голландия все же подписала контракт на поставку 24 истребителей CW-21В, плюс необходимые запчасти, на сумму 1747905 долларов США. Самолеты шли без вооружения, так как голландцы рассчитывали установить на них 7, 9-мм. пулеметы М-36, бельгийского производства. Однако, Гитлер не пожелал считаться с международным нейтралитетом, и захватил и Голландию и Бельгию. Таким образом, авиаторы остались без бельгийских стволов, и, припертые к стенке, включили в контракт поставку американских пулеметов 7, 62 мм, и миллиона патронов к ним. Это произошло 11 апреля, за три дня до того, как голландская армия прекратила сопротивление.
С капитуляцией Голландии, фирма не потеряла своего заказчика: правительство этой страны в изгнании постановило, доставить приобретенные самолеты в Индокитай, с целью укрепить колониальную авиацию — ML-KNIL. Повторный контракт с американцами был подписан 11 июля 1940 года, с условием, что первые два самолета сойдут с конвейера в августе, 12- в сентябре, и оставшиеся 10 — в октябре.
Помимо боевых истребителей, голландцы приобрели 36 учебных машин CW-22 и 25 машин улучшенной версии CW-22В, отличающейся конфигурацией остекления пилотской кабины. Некоторые из самолетов достигли места назначения, но практически не приняли участия в боях. Большую часть заказанных CW-22 перекупили австралийцы. 12 самолетов из этой серии впоследствии служили в составе 49 истребительной авиагруппы США. Как и его предшественники, Фэлкон являлся чисто экспортным самолетом: 50 машин CW-22B приобрела Турция, 25 — Боливия, Чили, Перу и Колумбия.
Прототип CW-21B, он же и первый серийный самолет, был облетан в середине сентября. Истребитель нес заводской номер 2852 и тактический С-338, что, однако, не соответствовало принятой в Голландии кодировке.
Все 24 Кертисс-Райта доставили на Яву в конце октября — начале декабря 1940 года. В феврале их собрали на аэродроме Андир, близ города Бандунг. По сравнению с первой версией, CW-21B немного потяжелел, оставаясь при этом очень легким самолетом — всего 1534 кг, из них около 600 приходилось на двигатель. Для сравнения: британский истребитель Харрикейн Mk. I, на который впоследствии пересели летчики с Явы, весил 2120 кг. Благодаря чистоте обводов, скорость увеличилась до 536 км/ч., на высоте 5486 м. Скороподъемность и потолок также выросли.
1 марта 1941 года, на аэродроме Андир был официально сформирована 2-я эскадрилья (2e Afdelung), входившая, наряду с 1-й, в IV авиагруппу (IV Vliegtuiggroep) голландских ВВС в Индокитае. Группа прошла курс летной подготовки на том же аэродроме Андир, а руководил подготовкой уже знакомый читателю старший лейтенант Анемет. Для оперативного обучения, эскадрилья в июне 1941 перебралась на аэродром Маоспати. Между тем, разрастался конфликт между Японией, с одной стороны, и США, Британией и колониальным Индокитаем — с другой; причем голландцы, лишившиеся поддержки из метрополии, стали основной целью для готовящегося броска на Юг. Захватив Яву, агрессоры получили бы запасы нефти, каучука, благородных металлов. 30 ноября 1941 года, когда политический кризис достиг апогея, в колонии объявили мобилизацию; имеющиеся силы рассредоточили, для более эффективной защиты стратегически важных объектов на обширной колониальной территории.
Непосредственно перед нападением японцев, ML-KNIL располагала 205 самолетами всех назначений, и еще 49 машин имела морская авиация. Имелись также самолеты в резерве. Из 83 истребителей, далеко не все были в летном состоянии. Голландские летчики, вслед за коллегами из США и Британии, недооценивали противника; особый скепсис вызывали у них японские самолеты. Наземный персонал был в значительной мере укомплектован местным населением, чего не допускали, например, в частях RAF в Малайзии и в Сингапуре. Газетные передовицы того времени запечатлели ряды истребителей 2-й эскадрильи; перед ними — рослые летчики-голландцы; на их фоне как-то теряются низкорослые аборигены-механики, в допотопной униформе; картина, достойная начала века. И это за три года до Хиросимы!
По голландским меркам, 2-я эскадрилья считалась сильным соединением. В ее состав входили 16 истребителей первой линии, в то время, как по штату было положено 12. Это на бумаге, а в действительности, боеспособных истребителей было всего 9! Еще до начала войны, выявился серьезный недостаток американской техники: легонький Кертисс-Райт оказался столь же и хрупким, причем при грубых посадках, как правило, страдало: ты угадал, читатель, то самое узкое место, возле оперения. Воистину, где тонко, там и рвется! Незадолго до войны, многие истребители встали на прикол из-за выявленных трещин в конструкции шасси. Так как большую часть истребительных соединений перебросили с Явы в Сингапур и на другие авиабазы близ острова, основная забота по защите острова легла на эскадрилью 2-VLG-IV. Эскадрилья рассредоточилась, чтобы прикрыть наибольшую площадь. Два звена (Patrouille), теоретически состоявшие из 8 машин, разместились на аэродроме Тзилилитан (Батавия), в западной части острова. Еще два звена в Пераке готовились защищать Сурабаю. Между тем, остров оказался глубоко в союзническом тылу; вот почему, первые дни войны для голландских летчиков выдались сравнительно спокойными. Боевые задачи ограничивались нерегулярным сопровождением конвоев, следовавших на Сингапур. Затем, звенья перебросили на острова Суматра и Палембанг, чтобы прикрыть с воздуха корабли, идущие на север.
К началу февраля 1942 года, ситуация в Юго-Восточной Азии кардинально изменилась, и отнюдь не в лучшую сторону. За несколько недель, Голландия потеряла ряд важнейших баз колониальной империи. Японцы уже хозяйничали на Целебаке, Борнео, острове Амбон. Британские войска оставили Гонконг, северную часть Борнео и всю Малайзию. До капитуляции Сингапура оставались считанные дни. Война вплотную подошла к Яве, к зоне ответственности 2-й эскадрильи.
К середине января, использование CW-21 на Суматре по большей части, завершилось. 20 января, эскадрильи IV авиагруппы собрали на аэродроме Перак. Оборону западной части острова перепоручили экипажам Буффало, вернувшимся из Сингапура и с Борнео. В четырех эскадрильях теперь насчитывалось 14 истребителей; большая часть экипажей еще ни разу не встречалась с противником в воздухе.
Два дня спустя после первого налета на Сурабаю, когда 2-я эскадрилья потеряла 9 самолетов из 12, японцы предприняли новый налет. В воздух поднялись лишь 4 истребителя, во главе с неизменным Анеметом. Им противостояли 26 японских истребителей эскадры Тайнан! Вступив в поединок с командиром японского соединения, Анемет одержал победу: Однако, два Кертисс-Райта были серьезно повреждены, а один разбился при вынужденной посадке: пилот, к счастью, не пострадал.
Всего два воздушных боя с японцами — и эскадрилья практически перестала существовать! 10 февраля уцелевшие 6 истребителей (включая два отремонтированных) оставили Перак и перелетели в Андир. Соединение было реорганизовано: с Кертисс-Райтов летчики пересели на доставшиеся от RAF Харрикейны. Кроме Анемета и четырех пилотов из довоенного состава, в эскадрилью вошли восемь летчиков из других соединений (1-VLG-IV и 3-VLG-V). Из боеспособных Кертисс-Райтов сформировали звено под управлением старшего лейтенанта Боксмана. 16 февраля все самолеты перелетели в Калиджати, для участия в обороне Бандунга. (По иным данным, CW-21B летали с базы Буа Батувег, представлявшей собой прямой участок шоссе возле города). 24 февраля, Кертисс-Райты и Харрикейны вступили в бой с превосходящими японскими силами: их противником впервые стал армейский истребитель Ki-43, созданный по почти той же концепции, что и Кертисс-Райт. Из четырех голландских истребителей, на аэродром вернулся лишь один. Один CW-21 сбили, его летчик погиб. Второй самолет сел на вынужденную. Самолет Боксмана подбили свои же зенитчики, старший лейтенант был вынужден воспользоваться парашютом. Самолет с номером CW-363 погиб на земле, под японскими бомбами.
Финальное действие трагедии на Яве развернулось 1 марта: японцы высадили морской десант на западном и восточном побережье. На следующий день, оставшаяся четверка Кертисс-Райтов и тройка Буффало авиагруппы 3-VLG-V вновь вступили в бой с Ki-43 59 Sentai. В этом бою, вновь был сбит Боксман; его истребитель загорелся; покинув самолет, летчик не раскрывал парашют почти до самой земли, пытаясь сбить пламя с горящего комбинезона. Летчик так сильно обгорел, что после этого пролежал в госпитале два года.
3 марта, голландцы сопровождали бомбардировщики Мартин-139, летевшие бомбить занятый противником аэродром Калиджати. На следующий день, вступив в оборонительное сражение с японцами, голландские ВВС потеряли все три Кертисс-Райта и семь Буффало.
8 марта 1942 года, части голландской армии на Яве капитулировали. Это поставило точку в короткой и несчастливой карьере истребителя CW-21. Вопреки первоначальной концепции, предписывающей Кертисс-Райту роль перехватчика, самолет на Яве применялся исключительно как тактический истребитель. Тем не менее, военные достаточно хорошо отзывались о нем: по их мнению, самолет был лучше, чем Хаук-75 и Буффало B-339D, самые распространенные истребители на Яве. Тот же Анемет, воевавший сперва на CW-21B, а затем на Харрикейне, отдавал предпочтение американской машине. По его словам, CW-21B превосходил A6M2 в скороподъемности, но не в маневренности; Харрикейн не имел ни того, ни другого. Ахиллесовой пятой истребителя была его непрочная конструкция, из-за которой один снаряд из 20-мм. пушки мог стать настоящей катастрофой. Все это усугублялось отсутствием брони и пассивной защиты баков. Впрочем, теми же недостатками страдали и японские истребители; с ними, кстати, CW-21 мог вести поединок на равных. Разумеется, маневренности и сильному вооружению А6 М² было трудно что-либо противопоставить, но, голландский истребитель мало уступал, скажем, Ki-43 — а в чем-то даже и превосходил. Причины того, что Кертисс-Райты все же проиграли сражение на Яве, следует искать не в технике, а в самой военной ситуации, сложившейся не в пользу союзников; в многократном численном превосходстве противника; в недостаточной летной подготовке голландских летчиков, безусловно отважных, но недооценивших выучку и боевой опыт своего противника. Здесь уместно привести слова Эрика Шиллинга — упоминавшегося выше летчика из авиагруппы Летучие Тигры: Я летал на CW-21, самолете, разработанном фирмой Кертисс-Райт в 1938 году; его вес равнялся 3150 фунтов (1429 кг). Самолет опережал Зеро на 10 миль в час по скорости, на 2500 футов в минуту по скороподъемности, на 100 футов в минуту в пике, и радиус виража также был меньше, чем у Зеро. Почему военные его не купили? Просто дурь какая-то.
Минимум один CW-21B в летном состоянии достался победителям. В 1945 году, после того, как сдался занятый японцами Сингапур, англичане обнаружили там Кертисс-райт с японскими опознавательными знаками, в сравнительно хорошем состоянии.
Пытаясь закрепиться на американском рынке, фирма в 1940 г. разработала новый вариант двухместного Фэлкона — CW-22N, для подготовки экипажей двухместных боевых самолетов. Флот, наконец, заказал на фирме 150 машин под названием SNC-1. SN означало Scout Trainer, то есть учебно-разведывательный самолет. (Все учебные самолеты в морской авиации обозначались только литерой N, поскольку уместное здесь Т уже имелось в реестре, и означало Торпедоносец). Флот нуждался в подготовленных экипажах, и потому, заказ в скором времени увеличили до 305 самолетов. После войны, значительное количество SNC-1 попало в частные руки.
Самолеты CW-21В на Яве окрашивались следующим образом: верхние поверхности — камуфляж из двух цветов: Jongblad — идентичен американскому цвету Medium Green 42, то есть голубовато-зеленый цвет. Oudblad идентичен цвету Olive Drab 41. Нижние поверхности, скорее всего, окрашивались серебрянкой, хотя не исключено, что их не красили вообще.
Информация по окраске интерьера крайне неоднозначна: единственным источником служит статья Даны Белла, опубликованная в октябрьском номере журнала Fine Scale Modeller за 1997 год. По словам Даны Белла, до 1937 года кабины американских самолетов окрашивались серебрянкой. С 1938, USAAC практиковал раздельную окраску: истребители — Yellow Green, он же Interior Green (краска Zinc Chromate, в которую добавляли некоторое количество черной краски); бомбардировщики и транспортные самолеты — Bronze green. Таким образом, можно было предположить, что интерьерный цвет CW-21 — Yellow Green, но Дана Белл тут же предупреждает, что указания руководства ВВС на этот счет повсеместно игнорировались. В частности, краска Yellow Green на тот период времени не поставлялась на экспорт. Единственное известное фото кабины CW-21B трудно поддается расшифровке: это мог быть серебряный, светло-серый или нейтрально-зеленый цвет.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Wright R-1820-G5 |
Размах, м: | 10, 67 |
Длина, м: | 8, 28 |
Высота, м: | 2, 71 |
Площадь крыла, м2: | 16, 16 |
Вес пустого, кг: | 1534 |
Вес взлетный, кг: | 2041 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 454 |
Максимальная скорость на высоте 3709 м, км/ч: | 505 |
Время набора высоты 4000 м, мин: | 4, 0 |
Дальность, км: | 1014 |
Потолок, м: | 10455 |
Экипаж, чел: | 1 |