Начало 1942 года принесло Австралии грозные испытания. Неуклонное наступление японских войск в Юго-Восточной Азии и на близлежащих островах, день за днем приближало зону военных действий к берегам острова — континента. Союзники терпели одно поражение за другим, и не столько из-за многократного превосходства захватчиков, но главным образом из-за серьезных просчетов, допущенных высокопоставленными политиками и военными. Те до последнего момента были уверены, что целью японской атаки будет Советский Союз, а направление удара — через Китай и Монголию. Союзники также крупно просчитались в оценке японского военного потенциала; более того, они сами способствовали развитию экономической и военной мощи Японии, щедро снабжая ее самыми совершенными образцами боевой техники — в том числе, опытными экземплярами боевых самолетов.
7 декабря 1941 года, японцы учинили разгром в Перл-Харборе; три дня спустя, были потоплены боевые корабли «Рипалс» и «Принц Уэльсский». Тем самым, Британский Королевский Флот был парализован, и уже на второй день после начала войны японские войска вторглись в Таиланд, используя бывшие французские базы в Индокитае. Через Малайзию, армия захватчиков двинулась на «неприступный» Сингапур и 15 января взяла его в свои руки. В феврале 1942 года, под натиском японцев были оставлены острова в Индокитае, в апреле пала Бирма, и Китай оказался отрезанным от сухопутного снабжения.
К лету 1942 года, стало очевидно, что целью очередного наступления, скорее всего, будет Австралия. Власти этой страны заблаговременно провели оценку своей боеспособности, и постарались максимально приготовиться к нападению с моря. Добиться этого было сложно — и неудивительно, поскольку Британия изначально рассматривала остров как свалку для устаревших образцов боевой техники, нимало не беспокоясь об обороноспособности своей колонии.
К началу войны, Австралия располагала двумя истребительными эскадрильями — 21 и 453. И та и другая активно участвовали в воздушных сражениях над Малайзией, имея на вооружении американские истребители «Буффало». Не ожидая помощи ни от США, ни от Британии, власти острова приняли решение о создании боевого самолета своими собственными силами.
Воздушная индустрия этой страны, так бурно развивавшаяся в двадцатые и тридцатые годы, к началу войны постепенно пришла в упадок. Мелкие фирмы, составлявшие основу авиационной промышленности, по большей части разорились из-за ограниченного рынка сбыта. Процветал только австралийский филиал фирмы «Де Хэвилленд», благодаря широкому ассортименту своей продукции.
Встав на путь войны, Австралия позаботилась о создании собственной школы авиастроения. В 1936 году был организован союз авиапромышленников «Коммонуэлт» (Commonwealth) c центром в Мельбурне и моторостроительным заводом в Линдкомбе (Lindcomb). Деятельность союза началась с выпуска легкомоторного самолета с широкой сферой применения: за образец взяли учебный моноплан NA-32/33 американского производства.
Первые серийные машины сошли с конвейера в 1937 году, под фирменным обозначением Сa-1; в войсках ее назвали А-20 Wirraway. В дальнейшем, из-за нехватки полноценных боевых самолетов, «Виррауэй» применялся в качестве легкого штурмовика.
Между тем, союз расширял поле своей деятельности: в 1939 году был создан Отдел Авиастроения (DAP), занимавшийся внедрением в серию лицензионной версии торпедоносца «Бофорт» с двигателями Бристоль «Таурус». Из-за нехватки запасных частей Австралия была вынуждена закупить в США партию двигателей Пратт-Уитни R-1830-S3C4, для оснастки своих торпедоносцев. Благодаря этой мере, первый «Бофорт» сошел с конвейера в Сиднее уже в начале мая 1941 года. В декабре, семь новых самолетов отбыли в район боевых действий. «Бофорт» на тот момент являлся единственным современным боевым самолетом RAAF. Австралия по-прежнему нуждалась в полноценном боевом истребителе; создание такой машины являлось трудной задачей, учитывая то, что производство новой машины не должно было зависеть от экспортных поставок. Власти страны заказали постройку 105 серийных истребителей, включая прототип — военная экономика страны не позволяла строить опытные экземпляры боевых самолетов.
Конструкторы оказались перед проблемой: никакого опыта в разработке истребителей у них не было, расходные материалы отпускались по лимиту, равно как и людские ресурсы. Неудивительно, что Союз решил создавать новую конструкцию на основе проверенных узлов и агрегатов NA-33.
С 1942 года, на вооружении австралийских ВВС состоял самолет первоначального обучения Сa-6 «Вакетт», названный так в честь своего создателя, шеф-конструктора Лоренса Вакетта. Всего было построено 200 таких самолетов. «Вакетт» также создавался на основе NA-33, но был намного меньше и легче его. Метод, по которому шли создатели Сa-6, назвали методом «ста восьмидесяти шагов». Дело в том, что прочный планер NA-33 без ущерба вынес бы некоторое облегчение конструкции. Тот же метод был применен и при создании истребителя — за исключением того, что планер теперь упрочняли, а не ослабляли.
Выбор силовой установки не предполагал слишком много вариантов. Самым разумным, сочли установить американский двигатель R-1830, выпускаемый в Австралии по лицензии — для «Бофортов». Единственной деталью, не применявшейся на «Бофорте» Мк. VII, был трехлопастный винт «Гамильтон-Стандарт».
Новый проект получил заводской индекс СA-12, но уже в ходе разработки, самолет повсеместно нарекли «Бумерангом». Разработку начали с крыла: центроплан оставили без изменений, а консоли сократили в размахе, уменьшив площадь с 23, 79 до 20, 90 кв. м. конструкцию крыла усилили, и добавили большой трехсекционный посадочный щиток с центральной секцией под центропланом.
Оперение подверглось минимальной доработке — только ради усиления конструкции. Фюзеляж, с точки зрения технологии, также ничуть не изменился. Его основу составляла ферма из хромомолибденовых труб. Полотняную обшивку, бытовавшую на «Вакетте», сменили дюралевые листы и фанера. Кабину переделали в одноместную, с броневой защитой кресла пилота и пуленепробиваемым фонарем из единого куска оргстекла. Поскольку мощность двигателя выросла вдвое, пришлось усилить и фюзеляжную ферму в местах крепления моторамы. Шасси, включая гидравлический привод механизмов уборки и выпуска, целиком перешло с «Вакетта».
В результате всех этих реконструкций, на свет появился необычный самолет — с коротким и тупым носом, и объемистым, бочкообразным фюзеляжем. Как ни близко он стоял к «Виррауэй», все же самолет был совершенно иным. Спустя 16 месяцев и три дня после официального начала работы, летчик -испытатель Кен Фревин поднял в воздух первый «Бумеранг» с заводским номером, А 46–1.
Было ясно, что главная задача — создать полноценный боевой самолет на основе учебно-тренировочного — достигнута. Не обладая существенными недостатками, «Бумеранг» даже превосходил по летным данным некоторые зарубежные аналоги: например, американский истребитель Р-64, созданный тем же способом. Притом, проблемы, разрешенные в ходе постройки «Бумеранга», нельзя было назвать легкими. Для примера, вооружение самолета составляли четыре крыльевых пулемета «Браунинг» 7, 7 мм. , с боезапасом 1000 патронов на ствол. Те же пулеметы стояли на «Бофортах», поэтому проблем с оснащением не возникало — но дело в том, что «Браунинги» замерзали на больших высотах, поэтому их пришлось оснастить системой обогрева горячим воздухом. С пушечным вооружением дело обстояло и того хуже: военные настаивали на установке двух 20 -мм. пушек «Испано» в консолях крыла, вплотную к центроплану. Боезапас составлял 60 снарядов на ствол. Пушки «Испано» в Австралии не выпускались, и купить было негде. После долгих поисков, удача улыбнулась создателям «Бумеранга»: удалось найти инструкцию по стрельбе, с чертежами, и одну настоящую пушку с магазином. Орудие хранил у себя дома отставной флотский сержант, участник боев в Северной Африке: пушка была смонтирована над кабиной грузовика, в качестве импровизированного средства ПВО. Возвращаясь в Австралию, сержант прихватил «ствол» на память. С готового орудия сняли чертежи, и завод Харланд незамедлительно начал выпуск, пожалуй, самой необходимой детали истребителя.
СА-12 был довольно «резвым» самолетом: на высоте 2260 м. он развивал скорость 486 км/ч, а на 4725 м — 491 км/ч. Тем не менее, он, конечно, не мог поспорить в скорости с новейшими западными истребителями. Преимуществом «Бумеранга» являлась его уникальная скороподъемность: 14, 9 м/с! Больше, чем у «Спитфайра» I и Р-40Е! Самолет набирал высоту 6100 м. за 9, 2 минуты. Потолок равнялся 10360 м. По маневренности, «Бумеранг» превосходил большинство американских истребителей — сказывалось «учебное» происхождение. Это было наглядно продемонстрировано в ходе учебных боев с «Кертиссами» Р-40Е и новейшими Р-39С «Аэрокобра», поставленными в Австралию в нескольких экземплярах. «Кертисс» опережал своего соперника по скорости, но отставал по скороподъемности и в радиусе виража. Пилоты «Бумерангов» без особого труда заходили в хвост Р-40Е; правда, тот лучше пикировал, и это давало ему фору. «Аэрокобра» была более серьезным противником, но опытный пилот и в этом случае мог вести бой на равных.
За время испытаний, прототип Сa-12 был максимально доведен до условий серийного производства: была доработана система охлаждения двигателя, чтобы обеспечить максимальную мощность при наборе высоты, изменено расположение прицела, доработаны тормоза колес шасси, добавили узлы подвески дополнительного бака под центропланом. Все эти доработки никак не сказались на высокой репутации нового истребителя.
Первые серийные истребители, как и положено, попадали в летные школы. Учебно-Боевая Часть № 2 (Operational Training Unit 2) получила первые самолеты 10 октября 1942 года. Вскоре у самолета выявили и первый серьезный недостаток — на посадке, «Бумеранг» норовил перевернуться через крыло, особенно если дул сильный боковой ветер: это было естественно для самолета с большой площадью боковой поверхности фюзеляжа, да и колея шасси была узковатой. Прибывшие в подразделение летчики — испытатели показали, как действовать рулями и тормозом, одновременно резко повышая обороты двигателя. Именно таким способом, достигалась наибольшая эффективность рулей. Несмотря на усилия команды испытателей, устойчивость самолета на посадке оставалась «слабым местом» истребителя на первом этапе эксплуатации: сводки всех боевых эскадрилий, летавших на «Бумерангах», изобилуют случаями поломок шасси, законцовок крыльев и т. д. , произошедших по этой причине.
Боевая деятельность «Бумерангов» поначалу состояла почти исключительно в облете зон, прилегающих к воздушном пространству Австралии, например в направлении порта Морсби на Новой Гвинее. Таким образом, роль нового самолета сразу же определилась как патрульная, либо для нанесения удара по наземным целям. На Новой Гвинее, «Бумеранги» также сопровождали легкие штурмовики «Виррауэй», да и сами с успехом работали по наземным целям. «Бумеранг» не был оснащен бомбодержателями, поэтому в ход шло стрелковое оружие: объектом охоты были артиллерийские расчеты, кроны деревьев, служившие укрытием для снайперов, транспортные колонны.
Первым боевым соединением, взявшим на вооружение «Бумеранги», стала 84 эскадрилья RAAF, направленная в начале 1943 года на аэродром Ричмонд, штат Новый Южный Уэллс. Первый самолет прибыл 2 марта 1943 года. Эскадрилья дважды меняла место дислокации: сперва на остров Горн, затем на аэродром Таунсвилль, шт. Куинсленд. Первые «Бумеранги» прибыли 2 марта; начало боевой деятельности датируется 4 апреля. Самолеты выполняли патрульные полеты в районе Новой Гвинеи, прикрывая с воздуха базу союзников Мероке, вместе с базировавшимися на том же аэродроме Р-40 «Киттихок» 86 эскадрильи. Боевое крещение нового истребителя произошло 16 апреля 1943 года: два истребителя, которыми управляли летчики Стаммер и Джонстон, атаковали тройку японских бомбардировщиков G4M. Австралийцы вели огонь с дистанции 230 метров — но у одного «Бумеранга» заело пулеметы, а другой успел дать лишь короткую очередь до того, как японские самолеты скрылись в темноте, огрызаясь при этом из всех огневых точек.
84 эскадрилья эксплуатировала «Бумеранги» до сентября 1943 года, сменив их впоследствии на Р-40. Почти одновременно с этим соединением, «Бумеранги» поступили на вооружение еще двух австралийских ВВС: 89 эскадрильи, дислоцированной на севере острова, в городе Гове, и 85-й, на западном побережье, возле г. Перт. Эти соединения входили в состав войск ПВО, и не участвовали в боевых действиях.
4 эскадрилья RAAF получила «Бумеранги» 15 июня 1943 года, а первого июля была признана боеспособной. Эскадрилья сперва находилась в Ричмонде, затем в г. Кэмпден, шт. Виктория. «Бумеранги» этого соединения действовали с баз на Новой Гвинее, а именно Порт Морсби, Дободури, Цили-Цили, Гусапу и Надзабу. Затем самолеты перелетели на остров Новая Британия, аэродром Кейп-Глучестер, для взаимодействия с частями американской морской пехоты. Это взаимодействие стало весьма проблематичным для «Бумерангов», имевших некоторое сходство с японскими самолетами. Так, 7 июля 1943 года американские зенитчики по ошибке сбили «Бумеранг» А46-88, которым управлял пилот-офицер Дж. Ф. Колье. За еще одним «Бумерангом» (А46-136) погнался «Лайтнинг», который его в конечном итоге и подстрелил. Истребитель пошел на вынужденную, угодил в канаву и скапотировал. Самолет был полностью уничтожен, но пилот не пострадал, и на следующий день выдвинул союзникам свои обоснованные претензии. «Бумеранги» практически не вели воздушных боев с японскими самолетами: их текущей задачей стало взаимодействие с наземными частями, иначе говоря — обнаружение вражеских наземных целей, их обозначение и по возможности — уничтожение. Восемь «Бумерангов» и четыре «Виррауэя» оказали неоценимую услугу седьмой и девятой пехотным дивизиям во время боев за Новую Гвинею. «Бумеранги» выходили на цель на уровне деревенских крыш, проносились над головами японских зенитчиков, тут же обозначали цель дымовыми бомбами — это служило ориентиром для артиллерии. Вслед за «Бумерангами», неспособными взять большую бомбовую нагрузку, зачастую следовали груженые бомбами Р-40Е. Если цель была хорошо замаскирована, по ней велся огонь трассерами. Таким образом, Сa-12 сыграл большую роль в боях за Новую Гвинею: с его помощью даже удавалось обезвредить снайперов, укрывшихся в скалах и на чердаках. «Boomer Boys», как прозвали пилотов 4-й эскадрильи, были в большом почете у военных. Потери среди «Бумерангов» от неприятельской авиации были сравнительно невелики, благодаря высоким летным данным машины; тем не менее, поломки большей или меньшей серьезности присутствуют в биографии почти каждого из серийных «Бумерангов».
5 эскадрилья RAAF получила свои истребители в июле 1943 года, и приобрела статус боеспособной 2 ноября. Самолеты находились в Лавертоне, штат Виктория, затем их переместили на аэродром Тувомби, Куинсленд. В конце концов, после многочисленных смен мест дислокации эскадрилья попала на остров Бугенвилль, где истребители приняли участие в ожесточенных боях с обороняющимися японцами. «Бумеранги» наводили на цель истребители F4U «Корсар» ВВС Новой Зеландии. Пилоты «Корсаров» действовали без особого успеха, не ориентируясь в расположении целей; с появлением «Бумерангов», активность новозеландских ВВС резко возросла и стала приносить большие успехи. С августа 1945 года, «Бумеранги» выполняли задание по разбрасыванию листовок, объясняющих японским военным, что Япония капитулировала. К ноябрю, большинство самолетов вышло из строя из-за тропического климата; та же участь поджидала и «Виррауэй»: самолеты прямо на летном поле разобрали на запчасти.
83 эскадрилья получила первый «Бумеранг» 12 июля 1943 года, и была объявлена боеспособной 16 сентября. Путь эскадрильи был таков: Стреспин, шт. Куинсленд — Миллингимби, Северная территория — Гове — Кэмпден — Менангель, Новый Южный Уэллс. Подобно другим соединениям, самолеты 83 эскадрильи выполняли патрульные полеты над прилегающими территориями.
В июне1943 года завод Fisherman`s Band закончил выпуск самолетов Сa-12 (105 самолетов, серийные номера от А46-1 до А46-105), и сразу же приступил к выпуску новой модели, Сa-13 (А46-106 до А46-200). Новый «Бумеранг» не очень отличался от старого: например, крыло было обшито фанерой, вместо дюралевых листов; законцовки крыла изготовлялись из дерева. Характерной деталью Сa-13 стал выхлопной патрубок замысловатой формы, позаимствованный у «Бофорта». Полотняную обшивку рулей и элеронов сменили на дюралевую. Над кабиной пилота появилось зеркальце заднего вида; наконец, гидравлический привод перезарядки магазинов заменили на механический.
С целью улучшить летные характеристики самолета на высотах свыше 3800 м (оптимальная высота для двигателя R-1830-S3C4-G), на одном из серийных самолетов (А46-1001) установили американский турбокомпрессор Дженерал Электрик. Агрегат приводился в действие выхлопными газами от двигателя. Одновременно с монтажом компрессора, на самолете установили новый капот более аэродинамичной формы, облагородили зализы крыла. Агрегат разместили за кабиной с правой стороны, а заборник воздуха к нему — с левой. На испытаниях CA-14 показал 20% прирост скорости на высотах свыше 4000 м. Но в то же время, установка тяжелого агрегата сместила назад центр тяжести, а заборник на больших углах атаки затенял горизонтальное оперение. Результаты испытаний побудили конструкторов продолжить модернизацию опытного самолета. Заборник перенесли под капот, а трубопровод для подачи воздуха «протащили» между кабиной и обшивкой фюзеляжа с левой стороны, так что самолет стал заметно асимметричен. Перед двигателем установили многолопастной вентилятор. Новый Сa-14А также отличался иной формой киля и руля высоты. Летные испытания, проведенные в Лавертоне, дали обнадеживающий результат, но к 1944 году союзники уже располагали необходимым количеством высотных истребителей; вот почему Сa-14А остался в единственном экземпляре.
Последней серийной версией «Бумеранга» стал Сa-19, построенный в количестве 45 машин (А46-201 до А46-249). На этой версии появились новые колеса шасси «Данлоп». Кроме того, фюзеляж освободили от большинства выступающих деталей, не нужных во время дальнейшей эксплуатации. Начиная с самолета А46-211, на «Бумерангах» устанавливалась неподвижная фотокамера F-24 для тактической фоторазведки, в хвостовой части фюзеляжа.
Безусловно, «Бумеранг» являлся одним из лучших боевых самолетов, разработанных и выпускавшихся серийно в Австралии; он пользовался колоссальным уважением, как среди пилотов, так и среди наземных войск. Последние видели в нем своего рода «воздушный бульдозер», прорубающий тропы в безлюдных тропических областях. До наших дней (1985) сохранился лишь один* экземпляр прославленного истребителя: Сa-12 с заводским номером А46-30, состоявший на вооружении 85-й эскадрильи. В 1945 году, самолет использовали при съемках фильма «Смити», рассказывающего о жизни известного летчика, австралийца Чарльза Кингсфорд-Смита. «Бумеранг» изображал в фильме самолет сэра Чарльза — Локхид «Альтаир» с номером VH-USB и личным именем «Lady Southern Cross». После окончания съемок, машина перешла в руки Австралийской Летной Лиги, а через 20 лет, изрядно пострадав от вандалов, попала к реставраторам. Грузовой самолет «Геркулес» перевез истребитель в Вильямстоун, где, после долгого восстановления, он стал экспонатом Музея Труда.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Pratt & Whitney R-1830 S3C4-G Twin Wasp |
змах, м: | 10, 97 |
Длина, м: | 7, 77 |
Высота, м: | 3, 50 |
Площадь крыла, м2: | 20, 90 |
Вес пустого, кг: | 2474 |
Вес взлетный, кг: | 3450 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 306 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 439 |
Максимальная скорость на высоте 4724 м, км/ч: | 490 |
Скороподъемность, м/мин: | 896 |
Дальность, км: | 1490 |
Потолок, м: | 8845 |
Экипаж, чел: | 1 |