Несомненно, серия самолетов Fokker C. V была одной из самых успешных среди военных самолетов в двадцатые — тридцатые годы. Началом этой серии явился опытный самолет C. V, который поднялся в воздух в мае 1924 г. Самолеты этого семейства выпускались с различными двигателями и с пятью типами крыла. Модели C. V-A, C. V-B и C. V-C имели прямоугольные крылья соответственно площадью 37, 5 кв. м, 40, 8 кв. м и 46, 1 кв. м. Модели C. V-D и C. V-E обладали суживающимися разновеликими крыльями, причем модель C. V-D имела площадь крыла 28, 8 кв. м и V-образные стойки, а модель C. V-E — N-образные стойки и площадь крыла 39, 3 кв. м. Все самолеты C. V были смешанной конструкции, с каркасом фюзеляжа из стальных труб и деревянными крыльями. Как уже упоминалось, применялось пять различных типов крыльев. Каждое из них идентифицировалось буквенным индексом, прибавляемым к обозначению (модели C. V-D и C. V-E появились после января 1926 г.). Аппараты этого типа вскоре завоевали признание как выдающиеся многоцелевые самолеты. Было объявлено, что крылья и двигатели можно сменить за час и можно устанавливать разнообразные двигатели мощностью от 350 до 730 л. с. Среди первых заказчиков самолета C. V-E были Боливия и военно-морская авиация Голландии. Последняя получила также 10 гидросамолетов C. V-W, которые были позднее преобразованы в стандартные сухопутные самолеты C. V-C. Эти ранние варианты самолета C. V обычно оснащались двигателями Hispano-Suiza мощностью 450 л. с. , хотя на некоторых из них устанавливали двигатели Lorrein-Dietrich мощностью 400 л. с. Массовое производство самолетов сконцентрировалось на моделях C. V-D и C. V-E, которые имели трапециевидные крылья. Модель C. V-D с крыльями укороченного размаха представляла собой истребитель/самолет поддержки войск, в то время, как модель с большим размахом крыла C. V-E предназначалась для использования в качестве разведчика-бомбардировщика. На некоторых из них были установлены звездообразные двигатели Armstrong Siddеley Jaguar мощностью 450 л. с. Эти самолеты приобретали и в дальнейшем осуществляли их лицензионное производство Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария. Италия, вероятно, была крупнейшим лицензионным производителем самолетов этих двух вариантов, известных под обозначениями Meridionali Ro. 1 с двигателем Bristol Jupiter мощностью 420 л. с. или Ro. 1bis с двигателем Jupiter VIII постройки компании Piaggio мощностью 550 л. с. Манфред Вайсс из Венгрии выпустил, по крайней мере, 100 самолетов по лицензии под обозначениями WM Budapest 9 с двигателем Bristol Jupiter, Budapest 11 и Budapest 14 с двигателями WM K 14 (Gnome Rhone 14K) венгерской постройки мощностью 870 л. с. Модифицированный Вайссом самолет получил обозначение WM 21 Sоlyom и находился в эксплуатации в годы Второй мировой войны. Самым долгоживущим был самолет C. V-E нейтральной Швейцарии. Последний аппарат использовался в качестве буксировщика мишеней до 1954 г. Существовала так же модификация Fokker C. VI — 26 самолетов C. V-D, преобразованных для установки двигателей Hispano-Suiza мощностью350 л. с. или Armstrong Siddеley Jaguar мощностью 450 л. с.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Hispano-Suiza |
Размах, м: | 12, 50 |
Длина, м: | 9, 50 |
Высота, м: | 3, 50 |
Площадь крыльев, м2: | 28, 80 |
Вес пустого, кгс: | 1250 |
Вес взлетный, кгс: | 1850 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 184 |
Максимальная скорость, км/ч: | 225 |
Дальность, км: | 770 |
Потолок, м: | 5500 |
Экипаж, чел: | 2 |