С приходом нацистов к власти в Германии в 1933 г. тайная милитаризация страны стала явной. Авиастроение было «на взлете». Для возрожденных ВВС требовались не только новые боевые самолеты, но и современные учебные. Именно в этой области немецкие фирмы имели максимальный задел. В годы действия Версальского мирного договора заводы в Германии и зарубежные филиалы строили много типов гражданских самолетов, имевших второе скрытое назначение. На них ковались кадры будущих люфтваффе.
Тем не менее, почти все немецкие УТС считались устаревшими и применялись лишь на первых этапах летной подготовки. Поэтому RLM (германское министерство авиации) заказало промышленности многоцелевой учебный самолет. Техническое задание, выпущенное в 1933-м, описывало двухмоторную машину с экипажем из 3–4 человек. Она предназначалась, в первую очередь, для летчиков, переходивших к пилотированию многомоторных самолетов. Оговаривалось оснащение современными средствами навигации для отработки слепого полета. Кроме того, самолет мог быть использован для подготовки штурманов и стрелков для бомбардировочной и разведывательной авиации. Предполагалась установка легкого вооружения и фотокамеры.
В августе 1933-го фирмы Арадо и Фокке-Вульф получили уточненное техническое задание. По нему требовалось создать низкоплан с двумя двухрядными моторами воздушного охлаждения «Аргус» AS-10, закрытой кабиной для четырех членов экипажа и сдвоенным управлением. В конструкции самолета предлагалось использовать стальные трубы, дюралевые листы и полотно для обшивки. Рассмотрев эскизные проекты, Технический департамент RLM выдал Арадо и Фокке-Вульфу заказы на постройку прототипов Аr-77 и FW-58. Обе фирмы впервые для себя взялись за разработку двухмоторных машин.
Самолеты-конкуренты были близки не только по внешнему виду, но и по размерам. Аг-77 представлял собой свободнонесущий низкоплан с довольно толстым крылом деревянной конструкции в матерчатой обшивке и с неубирающимся шасси. В отличие от Арадо, на фирме Фокке-Вульф выбрали для своего самолета более тонкий профиль крыла и убирающиеся колеса (первым Фокке-Вульфом со складным шасси был FW-57, поднявшийся в небо позже FW-58). Однолонжеронное крыло большого удлинения имело металлическую обшивку в передней части.
Проектирование и постройка прототипа на заводе в Бремене шли быстро, и 27 февраля 1934-го состоялась демонстрация новой машины. Но доводка самолета заняла почти год, и в свой первый полет FW-58V1 отправился только 18 января 1935 г. Правда, работы по Ar-77A велись еще медленнее, и он поднялся в воздух лишь спустя два месяца. Испытания показали, что FW-58 в большей степени удовлетворяет требованиям люфтваффе, и Технический департамент предпочел его машине Арадо. Было принято решение о серийном производстве нового самолета, получившего имя «Вайхе» («Лунь»).
В ряду FW-58, обозначенных литерой «V» (от немецкого Versuch — опытный), насчитывалось не менее 18 самолетов, причем это были не только вновь построенные машины, но и переделанные из серийных. Если V1 не имел вооружения, то на V2, который полетел 12 июня 1935-го, устанавливался пулемет MG15. Этот самолет послужил прототипом для модификаций, А и В. FW-58V9 был оснащен поплавковым шасси. В июне 1938-го он прошел успешные испытания в Травемюнде, став прототипом для морского варианта. FW-58V12, впервые взлетевший 3 февраля 1938-го, использовался как разведчик погоды. Позднее его оснастили высотными моторами Аргус As-401 с винтами изменяемого шага. Самолет V13 (первый полет 19 ноября 1936 г.) был оснащен моторами «Хирт» HM-508D. В мае 1939 г. его передали авиакомпании «Люфтганза», где он получил имя «Рейн». Весьма необычно выглядел FW-58V18, выполненный на базе машины серии С-2. На нем проводились испытания шасси с носовой стойкой. Легкий пассажирский FW-58А-0 существовал в единственном экземпляре. Следующей модификацией стал FW-58А-1, предназначенный для обучения слепому полету и радионавигации. Всего построили 14 самолетов. Выпущенный в шести экземплярах, FW-58В-0 отличала несколько улучшенная аэродинамика и металлическая обшивка передней части фюзеляжа. Его вооружение — два пулемета MG15 и 120 кг бомб под крылом. Машина использовалась для подготовки экипажей бомбардировщиков. Аналогичные задачи выполнял и FW-58В-1, который мог нести до 150 кг бомбовой нагрузки. Было выпущено 50 таких самолетов. В августе 1937-го шесть из них, обозначенных FW-58К-10, без вооружения купила Турция. В производстве следующей, самой массовой, модификации «Вайхе» — FW-58В-2 — приняли участие фирмы Физлер, Гота и МИАГ. Совместными усилиями они выпустили 588 машин. FW-58В-3 предназначался для обучения морских летчиков. Фирма Бломм унд Фосс изготовила в 1938-м два таких самолета на базе машин серии В-2.
Самолеты серии С внешне отличались от FW-58В отсутствием остекления носовой части. Они имели радио и навигационное оборудование, предназначенное для обучения экипажей разведчиков и бомбардировщиков полетам по приборам. Серия С состояла из 553 единиц, в том числе шесть С-0, 34 С-1 и 513 С-2. К ним следует добавить еще два С-3 с моторами «Хирт» НМ-508 мощностью 280 л.с. Они были изготовлены на базе модификации В-2 фирмой Бломм унд Фосс по заказу ВМФ.
В 1939-м фирма Цейс построила четыре FW-58D-1 с моторами Аргус As-10 °C. Это были легкие пассажирские самолеты.
В том же году заложили серию Е, состоявшую из 45 машин. Среди них — 31 разведчик погоды FW-58Е-1, 12 Е-2 с лыжным шасси и 2 многоцелевых Е-3. Все эти самолеты создавались путем модернизации планера В-2.
Лишь немногие из пассажирских самолетов F строились «с нуля». Большинство из них, использовавшихся различными фирмами, министерством авиации и высшими чинами люфтваффе, представляло собой переделанные «Вайхе» серий В и С. Так, к примеру, генерал авиации Кристиансен использовал FW-58 °F-7, а Фокке-Вульф имела три курьерских FW-58 °F-10.
С 1942 г. фирмы Фокке-Вульф, Гота и МИАГ производили санитарные FW-58G-1 — G-3, причем на самолетах серии G-2 имелось специальное оборудование для эксплуатации в зимних условиях.
Как уже отмечалось, FW-58V18 для испытаний трехстоечного шасси был создан на базе самолета серии С-2. По завершении программы его оснастили экономичными моторами «Хирт» НМ-508Н и присвоили обозначение FW-58Н. Он остался в единственном экземпляре, как и FW-58J-1, переделанный из V15.
Несколько «Вайхе», помимо уже упоминавшегося V13 «Рейн», получила «Люфтганза». Ей поставили один FW-58KL-1 (он носил имя «Донау» — «Дунай» и вместе с «Рейном» перевозил грузы и почту), шесть FW-58KL-2 и два KN-1 для пассажирских линий. Все эти самолеты оснащались моторами «Хирт» HM-508D. Для аэрофотосъемки использовался один, специально построенный, FW-58КО-1.
С началом войны германские ВВС активно применяли FW-58 на всех фронтах в качестве связных, санитарных, легких транспортных самолетов и тактических разведчиков. В октябре 1942-го командование люфтваффе, учтя положительный советский опыт боевого применения легких самолетов, сформировало на восточном фронте вспомогательные бомбардировочные эскадрильи. Наряду с устаревшими бипланами туда вошли и более «серьезные» самолеты, в том числе и FW-58. Они совершали ночные налеты на северном и центральном участках фронта. А в составе 4-го воздушного флота, действовавшего на южном направлении, «Вайхе» применялись авиационными «зондеркомандами» для борьбы с партизанами в Карпатах и на Балканах. Кроме того, один FW-58С использовался, как вспомогательный ночной истребитель в составе эскадрильи ПВО, базировавшейся в Виттстоке и Доссе, а с марта 1945 г. — в группе NJG 5 в Фюрстенвальде.
Вооружение самолета состояло из курсового пулемета MG17 и пушки MG151/20, установленной почти вертикально позади пилотской кабины (подобно многоствольным установкам «Джаз» на тяжелых истребителях). В носу размещался радиолокатор «Лихтенштейн» С1. По некоторым сведениям, капитан Гельмут Контер сумел одержать на этом самолете 5 воздушных побед. В 1944-м несколько FW 58 из подразделения ЕКdo 40 применялись для борьбы с насекомыми-вредителями.
Стремясь покрепче привязать своих сателлитов к «оси» Берлин — Рим, Германия щедро помогала Венгрии, Румынии и Болгарии в обновлении парка их ВВС и гражданской авиации. В ассортименте немецких поставок «Вайхе» стоял не на последнем месте. В документах самолеты серий В и С проходили под экспортными обозначениями-КА и КВ. Румыния получила первые FW-58 в 1937 г. В 1940-м фирма Фокке-Вульф продала в Венгрию десять FW-58КА-2 и два FW-58КА-5, которые послужили прототипами серийных-КА-6 и-КА-8. Один FW-58С-2 в Венгрии был переделан в аэрофотосъемочный КР-1.
Самолеты, выпускавшиеся в пассажирском варианте, эксплуатировала венгерская авиакомпания «Малерт». Поскольку она являлась армейским резервом, гражданские «Вайхе» активно использовались в военных перевозках. Боевые FW-58 летали в подразделениях легких бомбардировщиков и разведчиков. Румынские и венгерские «Вайхе» применялись аналогично немецким на советско-германском фронте, где и были в большинстве своем потеряны. Поставки FW-58 в Болгарию начались в 1937-м с двух КВ-2. В 1939–44 гг. их дополнили 4 самолета КВ-3 и несколько машин под другими шифрами. «Вайхе» входили в состав 5-й смешанной авиагруппы, базировавшейся в Пловдиве, и использовались для стажировки экипажей. Кроме них, в ВВС Болгарии было несколько транспортных и санитарных FW-58.
В мае 1944-го 7 учебных бомбардировщиков довооружили и отправили в Карпаты для участия в борьбе с партизанами. Тем летом из-за урона, нанесенного мощнейшим советским наступлением, немцы «выгребли» почти всю боеспособную технику у своих вассалов, и болгарские «Вайхе» долетали свое в 4-м флоте люфтваффе.
До войны FW-58 был популярен во многих странах. Небольшой серией он строился в Австрии. Как морской разведывательный, «Вайхе» состоял на вооружении в Дании. В качестве базового патрульного самолета, обозначенного Р6, FW-58 использовался в Швеции. В 1944-м сюда поступили еще 4 машины, переданные Германией за поставки подшипников. Они оказались долгожителями среди всех FW-58, проработав до 1960 г. в картографической службе. Бразилия не только закупила партию «Вайхе», но и самостоятельно построила серию из 25 FW-58К-2. Несколько самолетов служили в авиации бразильских ВМС.
В Советский Союз три FW-58 поступили в 1940-м в числе закупленных образцов германской авиатехники. Самолеты испытали и всесторонне изучили. О том, что было взято из конструкции и оборудования «Вайхе» для модификации яковлевского УТ-3, хорошо сказано в статье В. Капистки («КР» № 9–95). Можно только добавить, что пятиместный многоцелевой Я-19 (АИР-19) был построен в одном экземпляре на заводе № 47 и процитировать В. Б. Шаврова: «В предвоенной обстановке тип такого самолета себя не оправдал, но его признание пришло позже в самолете Як-6». Несколько трофейных «Вайхе» летали с красными звездами на крыльях. Использовали их и в Чехословакии.
Точное количество FW-58 определить довольно трудно. По 1943 год люфтваффе получили 1668 самолетов, еще 319 машин было экспортировано. Можно сказать, что с учетом самолетов, построенных по лицензии в разных странах, общее число выпущенных «Вайхе» превышает 2000 экземпляров.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 х Hirth HM 508D |
Размах, м: | 21, 00 |
Длина, м: | 14, 00 |
Высота, м: | 3, 90 |
Площадь крыла, м2: | 47, 00 |
Вес пустого, кг: | 2200 |
Вес взлетный, кг: | 3200 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 240 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 260 |
Время набора высоты 1000 м, мин: | 3, 8 |
Скороподъемность, м/мин: | 280 |
Дальность, км: | 800 |
Потолок, м: | 5400 |
Экипаж, чел: | 2 |