СФКБ КБ-4 «Чучулига» II и КБ-5 «Чучулига» III — ближние разведчики и бомбардировщики. Одномоторные бипланы смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Созданы в КБ «Самолетна фабрика Капрони булгарски» (СФКБ) под руководством К. Калигариса. Являлись развитием семейства учебных самолетов «Чучулига». КБ-4 «Чучулига» II — учебно-тренировочный, связной и разведывательный самолет с двигателем R-975-E1P (позднее заменены на моторы «Кастор» II) и вооружением 1×7, 69, КБ-5 «Чучулига» III — разведчик и самолет связи с мотором «Поллукс» II, увеличенным крылом, измененной носовой частью фюзеляжа, усиленным шасси, вооружение 2×7, 69, бомбы до 200 кг.
Испытания опытного образца КБ-4 (КБ-3/38) проходили в 1938 г. , в том же году налажено производство самолета на заводе СФКБ в Казанлыке. Всего выпущено 28 КБ-4 и 45 КБ-5. Производство прекращено в 1940 г. КБ-4 использовались в основном в летных школах. Небольшое их количество в 1944–45 гг. действовало против немцев. КБ-5 находился на вооружении болгарских ВВС с конца 1939 г. Эти машины вели разведку приграничных районов Югославии, позднее использовались как против югославских, так и болгарских партизан. С августа 1944 г. КБ-5 начали сниматься с вооружения, но, тем не менее, они приняли участие в боевых действиях против немцев в октябре — ноябре 1944 г. на территории Болгарии, а затем в Югославии. Как учебные использовались до конца войны.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Walter Pollux II |
Размах, м: | 10, 90 |
Вес пустого, кг: | 1250 |
Максимальная скорость у земли, км/ч: | 274 |
Потолок, м: | 6500 |
Экипаж, чел: | 2 |